ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 20 февраля 2006, 18:13

Алексей Шумак: Никто на баррикады не призывает, но показать недовольство народа нужно

12 февраля по всем крупным городам России прокатилась акция поддержки водителя Олега Щербинского, осужденного на 4 года лишения свободы по факту гибели губернатора Алтайского края в ДТП. Всероссийскую акцию организовали активисты Народного движения автомобилистов "Свобода выбора". Корреспондент ЗАКС.Ру попросил петербургского координатора общественной организации автомобилистов "Свобода выбора" Алексея Шумака рассказать о целях и задачах движения и о проводимых движением акциях.

- Расскажите, пожалуйста, как создавалась организация автомобилистов "Свобода выбора".
- Создавалась она спонтанно - после событий в мае 2005 года, когда была предпринята очередная попытка запрета правого руля. Числа 14 в Интернете был брошен клич, чтобы народ поднялся. Акция народного протеста лучше всего прошла во Владивостоке и в Москве. В Питере тоже проводилась акция, машин 50-70 было, что для Питера очень неплохо. Ребята воодушевились тем, что, как оказалось, они не одиноки. Числу к 30 мая был создан отдельный сайт, был написан манифест, который написал Владимир Литвинов - на данный момент президент Приморской правозащитной общественной организации "Свобода выбора", которая находится во Владивостоке. С той даты мы начали развиваться. Первая акция "Свободы выбора" прошла 30 июля 2005 года. Акция прошла вообще никак - было всего 7 машин участников и примерно столько же машин милиции и ГАИ. Может, власти испугались, что будут какие-то противоправные действия. Прошло все весело, там у нас был очевидный прокол. Опыта еще не было в организации подобных мероприятий, поэтому максимум усилий было уделено общению с властями, чтобы акцию эту разрешили, утвердили маршрут. Как таковой агитации людей на это дело не было. А люди, как и везде, так и в Питере, очень пассивны - зачем я буду выходить? Вы выходите, я лучше на картошку съезжу. В форумах многие так и писали, что я с вами, но у меня теща, жена, дача, картошка, вы же понимаете.

- Какие мероприятия проводились после этого?
- После того "СВ" проводила еще пару акций, которые в Питере не проводились. Мы решили, что просто нереально народ поднять. Это было по таможне, транспортному налогу, но они прошли стороной. Масштабные акции уже получились в этом году - это 28 января и 12 февраля. 28 января акция прошла хорошо только потому, что удалось найти некий отклик в клубах "американоводов". Поводом для акции был запрет на автомобили с красными поворотниками. В основном, это американские автомобили и часть советских. Но, ребята там были с нами на тот момент, а потом отошли. А 12-го прошла уже хорошая акция. Поднялся народ. Не тот, который был напрямую затронут, как в случае с поворотниками, а просто народ, возмущенный действиями властей. Основной лейтмотив был "Нет мигалкам". Мигалки должны устанавливаться только на автомобили спецслужб, милиции, скорой, пожарных, МЧС. Никак не на автомобили чиновников или, допустим, у меня много бабок, и я пошел, купил и езжу. Еще есть проблема, которая всплыла в связи с делом Щербинского, в которого влетел "мерседес" губернатора на Алтае. Проблема ведь глубже - есть белые люди с мигалками, у которых корочки, знакомые, ксивы, а есть люди второго сорта, которые, чтобы ни случилось, будут виноваты, как это произошло с тем же Щербинским. У нас эта тема звучала, она была на плакатах. Также мы собрали некую сумму в поддержку его семьи.

- Как организаторы акции выбирали плакаты?
- У нас было предварительное собрание активистов, где мы выбрали, какие лозунги у нас будут. Однако никто не запрещал тем, кто приедет на акции печатать свои лозунги. Мы часть, правда, отсекли - не очень было понятно к какой теме они относятся. Все лозунги печатаются самими же активистами, у кого дома принтер, кто на работе может, другие платят деньги в какой-нибудь конторе, там печатают.

- Есть ли уже планы в отношении будущих мероприятий?
- Списка текущих акций у нас нет. Есть такая правдивая шутка - если вас интересует, какие будут у нас проводиться акции, смотрите повестку дня Госдумы. Те 500 законов, которые они планируют до лета принять, я думаю, маразм там будет еще больше. Насчет планов - мы пока обсуждаем какие-то технические наметки, то есть как учиться на своих ошибках, как следующую акцию сделать, чтобы ни со стороны властей, ни со стороны милиции не было проблем. Никто на баррикады не призывает, но показать недовольство народа нужно.

- Какова структура "Свободы выбора"?
- Пока форма a la народное вече. Есть активисты, которые просто решили, что они могут сделать больше, чем все остальные. И они делают. Но никаким правом решающего голоса никто не обладает. Это по питерской организации. Если брать "СВ" по всей стране, то есть формально координаторы, то есть представители каждого региона или города в Совете движения. Соответственно, этот Совет движения вырабатывает какую-то принципиальную позицию. Я - координатор, представляю в Совете Санкт-Петербург. Однако все общение происходит электронными средствами, ведь никто не оплачивает дорогу. Хоть президент и говорит, что общественные организации будут финансироваться, но больше ничего, кроме запрета финансирования из-за рубежа, не следует.

- Кто может стать участником движения?
- Процедура вступление в "Свободу выбора" несложная. Нужны голова, руки, ноги, желание принести какую-то пользу, вовремя выехать на какую-то акцию, делиться своими мыслями. Кто-то может напечатать визитки, значки, футболки, какую-то лепту внести. Даже наличие автомобиля не обязательно.

- Какие у вас связи с политическими организациями, партиями?
- От партий и политических движений мы стараемся быть как можно дальше. Так как движение у нас довольно молодое, есть великая возможность быть подмятым. Пример - акция 12 февраля, когда к нам приехали ребята из НБП со своим флагом. Нам ничего не оставалось, как попросить ребят свернуть свою атрибутику. В противном случае в СМИ эта акция не попала бы вообще, либо была бы как акция НБП. Это неоднозначная позиция, но большинство считает, что нам пока не стоит брататься ни с одной политической партией.

- Есть возможность, что вы будете проводить совместно с другими организациями акции, не связанные напрямую с проблемами автомобилистов?
- Вполне возможно. Если к нам обратятся, это будет уже вопрос обсуждения. Например, во Владивостоке, где представительство "Свободы выбора" самое мощное после Москвы. Там организация, хоть и автомобильная, но еще и правозащитная. Они занимаются в том числе и проблемами ЖКХ. Обращений от других организаций с предложением помощи пока не было, мы еще никого сильно не интересуем, слишком маленькие.

- Маленькие, но уже заметные.
- Но заметные. Одну акцию 12 февраля - мы провели заметную. Посмотрим, что будет дальше. От акции к акции у нас появляются новые активисты. Участники делятся на две категории. Одни по уши в быту, в работе, но они могут найти время выйти на акцию, проехать с флагом по городу. Душой они с нами, но больше ничего не могут, на большее у них нет ни сил, ни времени. Их можно понять, хоть на акциях они с нами. Большинство жителей как считают? "Что я могу один? Допустим, мы с тобой соберемся. А что мы можем? А ничего. Поэтому я лучше буду заниматься своими делами". Но, есть люди, которые, узнав о нас, приходят не только на время акции, но уже появляются в роли активистов. Приносят свои идеи, мысли, добровольные денежные пожертвования - они тоже нужны. После акции 28 января у нас был незначительный прирост - человек пять добавилось. Но после12 февраля уже видно, что народу будет больше.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама