ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 28 сентября 2012, 21:54

Владимир Ашурков: Я хотел бы участвовать в создании списков люстрации

Владимир Ашурков, исполнительный директор Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального, рассказал ЗАКС.Ру об оппозиции: о том, что в Москве она – такая же как в Петербурге, о том, как ей победить власть (или хотя бы подбодрить элиты, чтобы они сами друг друга начали "грызть") и о том, действительно ли Навальный – чей-то проект. Кроме того, Ашурков поделился своим мнением о грядущих выборах: Чириковой и всей остальной оппозиции.

- Петербургской оппозиции нужен свой Навальный в качестве лидера?

- Не думаю, что есть какая-то потребность в лидере, подобном Навальному. Навальный - лидер для всех, национальный. Я знаю, что в Петербурге есть много людей, которые занимаются различными аспектами оппозиционной, протестной деятельности. Со многими из них я познакомился на "Белом форуме". Кто-то занимается градостроительными проблемами, кто-то - гражданскими проектами. Например, "Красивый Петербург". Есть люди, которые занимаются защитой политзаключенных, есть движение "Гражданская ответственность". То, что я видел, мне внушает оптимизм.

- Почему московским оппозиционерам, в отличие от петербургских, удается не ссориться во время подготовки акций протеста?

- В Москве ругаются не меньше, чем в Питере. Просто там все это больше на свету, и если ты занимаешь неконструктивную позицию, ты, может быть, быстрее маргинализируешься. Но все время проходят разные акции, не очень между собой согласованные. Помимо мэйнстримовых мероприятий вроде "Белого кольца", организацией которых занимается неидеологический Оргкомитет протестных действий, происходят также события, которые организуют другие силы. Например, Марш левых сил. Коммунистическая партия проводит свои акции, Лимонов - свои. На них приходит, конечно, меньше людей, чем на основные мероприятия. Но я не вижу в этом ничего страшного. Эти процессы показывают, кто адекватный, договороспособный человек, а с кем лучше размежеваться.

Но властный режим, который за последние годы очень закостенел, а сейчас становится все более авторитарным, очень силен. У него все административные и финансовые ресурсы. Чтобы с ним бороться, имеет смысл координировать свою деятельность.

- Какой должна быть дальнейшая тактика оппозиции в условиях того, что "Марши миллионов" становятся все малочисленнее?

- "Марш миллионов" - это, конечно, неудачное было название с самого начала. Но никто и не предполагал, что выйдут миллионы. Это название означает, что на этом марше представлены миллионы людей, которые недовольны положением дел.

Массовые акции - это лишь верхушка айсберга тех процессов, которые происходят среди людей, недовольных текущим режимом. Мы вот в рамках той команды, которая сложилась вокруг Алексея Навального, стараемся действовать по разным направлениям, поскольку ни у кого нет готового рецепта, как эту авторитарную систему победить. Мы и участвуем, и организуем массовые акции, мы занимаемся гражданскими инициативами в рамках Фонда борьбы с коррупцией, мы расследуем крупные случаи коррупции в госкомпаниях и при госзакупках. Помимо этого мы создаем альтернативу, предпринимаем попытки преодолеть разобщенность оппозиционных сил. Главное направление - это создание Координационного совета оппозиции, выборы в который пройдут в октябре. Еще одно направление - создание партии "Народный альянс".

- В Петербурге уже есть отделение партии?

- Мы уже назначили регионального координатора, но отделение пока не зарегистрировано. Съезд мы проведем где-то в ноябре, а после этого начнется регистрация региональных отделений, которую мы надеемся завершить к весне.

- Какое из перечисленных вами направлений деятельности главное?

- Нет ничего "главного". Во-первых, нужно власть выводить из зоны комфорта, из равновесия. Сама по себе она не изменится, если не будет чувствовать давления со стороны общества. Это делается с помощью всего того, что я перечислил.

Люди в регионах, мало зарабатывающие, может быть, не всегда в ладах с интернетом, получающие информацию из государственного телевидения, пока не очень связывают экономические проблемы у себя в регионе с политической коррупцией. Но постепенно они понимают связь между политической и экономической коррупцией, когда назначенный из центра, а не выбранный губернатор имеет возможность направлять денежные потоки себе и своим бизнесменам, и центр закрывает на это глаза в обмен на то, что на выборах партия власти получает желаемый результат.

Другой аспект - люди, которые получают информацию из интернета, деловая элита. Им эта власть не нравится даже с эстетической точки зрения. Вся эта риторика и символика отправляет нас обратно в советские годы. Не нравится она им и с моральной точки зрения - лицемерие, воровство голосов. Всем это не нравится, но пока ответ на вопрос "Кто, если не Путин?", не найден.

Мы планомерно ищем ответ на этот вопрос, в частности, создаем партию, чтобы у оппозиционно настроенных людей было свое политическое представительство. Координационный совет - тоже одна из попыток разобщенность преодолеть и понять, с кем нужно объединяться, а с кем, наоборот, размежеваться.

- Зачем вы баллотируетесь в Координационный совет?

- Главная задача КС - более эффективно организовывать работу по тем направлениям, которые уже определились. Сейчас есть некий аморфный орган, называемый Оргкомитет протестных действий. Я надеюсь, Координационный совет массовые акции сможет организовывать более эффективно и повысит их численность за счет инновационных форм.

Кроме того, поддержку политзаключенных сейчас, например, осуществляют несколько организаций - РосУзник, "Комитет 6 мая" - все это надо объединить и координировать. Другая вещь - поддержка оппозиционных кандидатов на выборах. Еще одно направление - это создание определенных списков люстраций, куда войдут наиболее одиозные пособники авторитарного режима. Сделать это нужно обоснованно. Я хотел бы во всех этих процессах участвовать.

- 14 октября во многих регионах страны пройдут выборы, а оппозиция сконцентрировала свои силы на одних только Химках…

- Не так много регионов, где есть конкретные оппозиционные кандидаты с шансами на победу. Ресурсов в нашей группировке не так много. Нам их распылять сложно, а Чирикова - наш соратник. Поэтому мы сконцентрировали свои усилия на Химках. Если Чирикова победит, это будет хорошая заявка на выступление на выборах в Мосгордуму, а потом будут выборы мэра Москвы.

- Нужны ли региональные акции протеста, если все политические решения принимаются в Москве, а в провинции на мероприятия все равно выходит мало людей?

- Мне кажется, для силового сценария на данный момент нет предпосылок. Но я не исключаю, что в результате каких-то событий может быть полномасштабный политический кризис. Приедет 10 или 20 тысяч человек на площадь перед Государственной думой, скажут: мы не будем никого пускать в Думу. А ОМОН, который призван их разогнать, скажет: люди мирно сидят, кровопролития мы не хотим.

- Когда такое может произойти?

- Я не знаю, что может быть поводом для этого, но мы видели, как это происходило в арабских странах. В России это тоже возможно при дальнейшем ухудшении экономической ситуации и дальнейших ошибках власти.

-- Что скорее погубит нынешнюю власть - революция или экономический кризис?

- Я вижу три сценария. Первый - это как раз уличный сценарий, о котором я говорил. Майдан. Другой возможный сценарий - дворцовый переворот. В результате смен настроений в элитах мы увидим, что тренд на политические репрессии и закручивание гаек будет разворачиваться. И третий сценарий - постепенная либерализация. Постепенно начнут более честно считать на выборах, появятся независимые мэры городов, будут появляться партии, не связанные со властью... Не обязательно сразу будут объявлены перевыборы в Госдуму, возможны и другие методы возврата состязательности в политику.

- За счет чего могут произойти перемены?

- Один из факторов – давление снизу. Но, мне кажется, и деловые люди со стороны власти понимают, что долго такая ситуация, как сейчас, не может продолжаться. Общественное недовольство, если оно не получает выхода, рано или поздно приведет ко взрыву и к катастрофическим последствиям. Поэтому здравомыслящие люди, которых заботит судьба России, безусловно об этом думают. Нам со стороны оппозиции нужно их поддержать, заявив, что перемены действительно назрели.

- Считается, что обществу, бурлившему после декабрьских и мартовских выборов, сейчас уже надоели протесты.

- Естественно - властная клика управляет всем, а оппозиция может только опосредованно на что-то влиять. Это непростой путь, и нет готовых рецептов. Никто не знает сроков, но я считаю, что в обществе есть запрос на перемены, и он ширится. Россия никогда не жила так богато, как последние годы. Люди, у которых базовые потребности удовлетворяются, становятся все более недовольны уровнем услуг, которые государство им оказывает. Они будут все больше и больше требовать своих гражданских и политических прав. Это тенденции длительные, не очень видные невооруженным глазом, но они, безусловно, есть.

- Бытует мнение, что Алексей Навальный "яляется чьим-то проектом", иначе, мол, его уже давно арестовали бы.

- Я с Алексеем знаком около 3 лет. Сначала у меня тоже был такой скепсис, но дальнейшая моя работа с ним развеяла сомнения. Он честный, цельный, порядочный человек, который верит в то, что делает и в то, что нужно добиваться изменений. И он, безусловно, с совсем небольшими ресурсами эффективно борется с властью.

Вот на РосПил мы собрали около 8 млн рублей, а с помощью него изменили тендеры по государственным закупкам на сумму свыше 40 млрд рублей. И мы видим, что мы не просто отменяем какие-то конкурсы, а уровень подготовки тендерной документации стал гораздо выше. В значительной степени это результат нашей деятельности.

Навальный уже достаточно серьезный политический деятель. Наверно, есть ряд соображений, по которым его терпят. Для начала, из него не хотят делать такого мученика. Постоянно идут попытки на него что-то найти. Появляется это высосанное из пальца дело Кировлеса. Если бы там что-то было, его бы уже давно арестовали. Но, я думаю, власть тоже не хочет повышать раздражение. А в таком случае, безусловно, это будет элементом раздражения, такой узник совести появится высокого калибра.

- Вы говорите о том, что власть не хочет портить имидж в глазах запада? Но разве она не демонстрирует своими последними действиями, что для нее это не имеет значения?

- Если бы им было все равно, зачем бы они отдали деньги Ксении Собчак? Я думаю, они все решения принимают на текущий момент и пытаются лавировать между тем, чтобы не обострять общественное недовольство и тем, чтобы репрессировать. Поэтому так важно консолидироваться и противостоять репрессиям единым фронтом.

Беседовала Мария Смирнова

* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама