ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 28 ноября 2012, 12:28

Преподаватели против ректора: конфликт в Университете культуры

27 ноября в пресс-клубе "Зеленая лампа" состоялась встреча деканов трех факультетов Университета культуры и искусств (СПбГУКИ) с журналистами. Незадолго до этого СПбГУКИ попал в составленный Минобрнауки РФ список неэффективных вузов, и можно было ожидать, что речь пойдет именно об этом. Однако, как оказалось, преподаватели согласны с негативной оценкой деятельности университета. Они связывают ситуацию с новым начальством: по их словам, за два с половиной года, прошедшие с момента прихода нового ректора, университет фактически пришел в упадок.

Неэффективный вуз

На пресс-конференцию пришли трое профессоров: Татьяна Ляшенко, декан факультета информационных технологий, Светлана Перминова, декан факультета менеджмента и экономики, и Борис Титов, декан факультета социально-культурных технологий. По их собственным словам, их факультеты признаны нынешним руководством вуза самыми успешными. А те, кого чаще ругают на собраниях, также согласны с их позицией, но просто побоялись прийти.

Встречу с журналистами с горькой иронией назвали "Новый менеджмент в неэффективном вузе". Согласно опубликованному Минобрнауки списку неэффективных вузов, СПбГУКИ действительно "провалил" сразу несколько показателей. Как заявляют деканы, в данном случае дело совсем не в специфике вуза. Ряд аналогичных учебных заведений - университетов культуры в других городах России - неэффективными признан не был. Дело в особом стиле работы ректора.

Александр Тургаев стал ректором Университета культуры и искусств в апреле 2010 года. До этого работал в Северо-Западной академии госслужбы. Сначала он был назначен исполняющим обязанности, а потом избран ректором - на безальтернативной основе. Новый руководитель сразу начал затяжную кампанию по реорганизации вуза.

По словам Татьяны Ляшенко, сначала преподаватели поддерживали нового ректора. Сама она считала: университету полезны новые идеи, новые подходы. “Новая кровь”, как она говорит. С появлением Тургаева в университет пришли новые люди - из ИНЖЭКОНа и Северо-Западной академии госслужбы. Их появление Ляшенко и сейчас считает положительным моментом во всей истории - наверно, единственным.

Сейчас в университете, как рассказывают профессоры, фактически установился авторитарный режим. Все подчиняются личной власти ректора.

- На любой вопрос все отвечают: мне надо спросить у Александра Сергеевича. Это режим личной власти. Авторитарный, грубый, надменный режим, - рассказывает Борис Титов. - Ощущение, что мы работаем в военном вузе.

Новые подходы

Впрочем, речь идет не только о стиле управления: это можно было бы списать на вкусовщину, если бы все нововведения служили на общее благо вуза, хоть и за счет личных интересов каждого. Однако на деле получается не совсем так.

Первая тенденция - это то, что деканы назвали "экономией на учебном процессе". С тем, чтобы сократить число кафедр и факультетов, они в принципе были согласны. Однако в результате происходит массовое слияние небольших учебных групп в крупные потоки, а это неприемлемо для изучения иностранных языков или художественных дисциплин.

Часть кафедр просто уничтожается, после чего их сотрудники оказываются на улице. Реорганизация структуры становится способом уволить неугодных. Сегодня ученый совет, ничего не подозревая, голосует за переименование, скажем, "кафедры экономических технологий" в "кафедру экономики", а завтра выходит приказ: весь состав кафедры уволен в связи с ее закрытием.

С целью экономии сокращаются часы, отведенные на изучение иностранного языка, менеджмента и других дисциплин. Группы укрупняются вплоть до полной невозможности качественно проводить занятия. Как рассказывают преподаватели, в последние два года непрерывно идет процесс оттока студентов и преподавательского состава из университета. При этом если преподавательские ставки сокращаются, то административный аппарат растет. По словам профессоров, за два года число факультетов в университете сократилось с 20 до 7, а студентов стало меньше на 5 тысяч. Были уволены или уволились сами около 150 преподавателей, а вместо них появились около 180 новых сотрудников управленческого аппарата. И этот громоздкий аппарат крайне неэффективен, говорят деканы.

Преподаватели проводили мониторинг социальных сетей своих студентов. "Студенты всегда критичны", - говорит Борис Титов, но, по его словам, уровень критики вуза сегодня в разы выше, чем в прошлые годы.

Еще один болезненный момент для сотрудников университета – их детище, автоматизированная библиотечно-информационная система "Академия +". По словам преподавателей сложно сразу понять, что конкретно представляет собой этот комплекс, однако суть проблемы такова: система разработана в СПбГУКИ и раньше была его интеллектуальной собственностью, а другим организациям предоставлялась за деньги. Теперь она продана некой коммерческой фирме, университет же никаких доходов от ее использования не получает. Более того, он сам имеет лишь временное ограниченное право пользования "Академией +" на 5 лет.

Но это еще не все, что отражается непосредственно на "детях". По словам преподавателей, часть студентов, фактически поступивших в вуз и обучающихся, формально не зачисляются в течение нескольких месяцев - в результате они не могут, например, жить в общежитии. В то же время ряд студентов зачисляется, вообще не имея сданного ЕГЭ, то есть в нарушение закона.

Параллельно происходит еще один затяжной процесс, бросающийся в глаза: бесконечные ремонты и закупки дорогостоящей мебели. Ремонтируются даже те помещения, в которых ремонт был совсем недавно, и они находятся в хорошем состоянии. Профессоры осторожно говорят: "Мы не знаем, зачем нужен этот ремонт". Зачем нужно покупать иномарку класса "люкс", когда при предыдущем ректоре уже была куплена почти такая же, также непонятно.

"У того, кто так говорит, будут болеть дети"

То, что деканы выступили с рассказом о происходящем в вузе публично, для них - крайний шаг. Однако они не первые, кто решился выступить против Тургаева.

Первым, кто вынес сложившуюся ситуацию за стены университета, стал проректор, завкафедрой литературы и детского чтения Валентин Головин. И начал сразу с заявления в прокуратуру. В жалобе Головина перечисляются все нарушения: сокращение факультетов и расходов на учебный процесс, непомерно раздутый штат и расходы на мебель и авто, нарушения при зачислении новых студентов и т.д. Головин, будучи проректором, имел доступ ко многим конкретным сведениям: он перечисляет незаконно принятых абитуриентов поименно, а говоря о тратах на ремонт, приводит точные суммы. Он просил прокуратуру проверить эту информацию.

Заявление было отправлено еще в конце августа. Головин, по его собственным словам, получил два ответа: в одном говорилось, что материалы переданы в Центральную прокуратуру, в другом - что проверка начата и продолжается.

Однако, по словам деканов, прокуратура передала жалобу обратно в вуз. А ректор в качестве ответной меры созвал специальную комиссию, задачей которой было осудить мятежного проректора, и одной из их целей сегодня является защита Головина. Комиссия была создана от имени ученого совета, от его же имени подписан приказ по моральной оценке действий профессора Головина, хотя ученый совет такого решения не принимал.

Татьяна Ляшенко вошла в эту комиссию. По ее словам, на заседаниях озвучивались выдержки из заявления Головина, которые перемежались фальшивками - жалобами, которых Головин на самом деле не писал. Целью было настроить общественность университета против проректора, но и этого не удалось. Большинство преподавателей согласны с Головиным, хоть и молчат. Зато морально-нравственную оценку действиям Головина вынес лично ректор. По словам Татьяны Ляшенко, он заявил, что у тех, кто будет писать подобные жалобы, "обязательно будут болеть дети".

Преподаватели настроены решительно: вслед за Головиным они планируют писать заявления в самые разные места. 27 ноября они сделали заявление о своих намерениях на ученом совете вуза; хотят обратиться в Министерство культуры и лично к министру Владимиру Мединскому, в городской комитет по науке и высшей школе, в совет ректоров, а также в правоохранительные органы. Ляшенко специально узнавала: ремарка ректора насчет детей, которые обязательно будут болеть, может быть однозначно квалифицирована как скрытая угроза.

Сейчас именно факультеты Ляшенко, Титова и Перминовой признаны ректором наиболее эффективными. Теперь деканы ожидают, что после публичного выступления о ситуации в Университете культуры у них могут начаться трудности.

Мария Смирнова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама