ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 28 января 2013, 12:02

Алексей Пучнин: Устроить геноцид тех, кто недостоин работать в УИКах, невозможно

Петербургский Горизбирком занят реализацией нового закона о выборах: сформировал избирательные участки на ближайшие пять лет и готовится заняться составами комиссий. Председатель ГИКа Алексей Пучнин рассказал ЗАКС.Ру о том, как легко теперь заживется избирателям и кандидатам, пояснил, сколько в городе будет временных участков для голосования и сколько из них могут появиться неожиданно, поделился мыслями о том, почему бюджетники тоже должны работать членами комиссий и о том, по какой системе стоит избирать следующий состав ЗакСа.

Избирательные участки


- В Петербурге сформированы участки на ближайшие 5 лет?

- В октябре был принят 157-й федеральный закон, который создает новую систему избирательных комиссий. От краткосрочных участковых избирательных комиссий (УИКов) и границ участков предписано перейти к более-менее постоянным. Вводятся 5-летние границы избирательных участков, 10-летние границы всех округов. То есть в Петербурге в 111 муниципальных образованиях до сентября нужно сформировать границы, которые будут установлены на 10 лет. А до 2016 года, тоже на 10 лет, нужно сформировать границы ЗакСовских округов. Также закон предусматривает создание постоянно действующих на протяжении 5 лет избиркомов.

Мы разделяем на несколько этапов реализацию этого закона. Первый из них успешно завершен. Закон предписывал сформировать границы участков до 20 января. Мы успели даже немного раньше.

Формирование границ участков входило в полномочия районных администраций. Но принимали участие в этой работе и другие структуры, например комитет по земельным ресурсам. Ну и мы. Мы были заинтересованы в том, чтобы точно определить количество людей, проживающих на избирательной территории.

Избирательные участки имеют три вида: до тысячи человек, до двух и до трех тысяч. Если число избирателей на участке приближалось к 3-м тысячам (максимально допустимое для одного участка – прим. ЗАКС.Ру), мы должны были учитывать перспективу заселения. В течение пяти лет нежелательно делить участок, чтобы люди к нему привыкли. Все лето и всю осень УФМС вместе с нами анализировало число избирателей, уточняло. В том числе используя "живую" информацию выборов президента, Госдумы, когда многие не нашли себя в списках избирателей.

- Полная карта с границами участков будет опубликована?

- Закон говорит, что за 40 дней до дня голосования публикуются списки избирательных участков, границы, адреса помещений для голосований. Но не запрещает публиковать карту. И я вас уверяю, что карта будет опубликована.

Будет 18 карт (по числу районов города). Карты мы опубликуем в ближайшие три недели. Но мы хотим еще и объединить их. Создать интерактивный интернет-модуль, как карты Google. Это позволит приблизить дом, посмотреть, точно ли он относится к тому избирательному участку, а не другому, соотнести его с помещением для голосования. Это титаническая работа.

- Разве "живая" информация об избирателях соответствует действительности? На выборах было много "мертвых душ", по поводу которых позже "Новая газета" обращалась в прокуратуру.

- Информация "Новой газеты" не совсем корректна. Мы ее проверяли вместе с прокуратурой. Основное появление числа избирателей произошло между выборами депутатов Госдумы и президента. Это случилось из-за некорректного учета: некоторых избирателей тогда просто не досчитались. И поэтому на президентской кампании были учтены те, кто не попал в списки в декабре.

За лето и за осень нам удалось создать фактически новую базу избирателей, которая станет основой базы данных, хранящейся в системе ГАС-Выборы. На 25 января установлено точное число избирателей, проживающих в Санкт-Петербурге – 3 миллиона, 677 тысяч, 493 человека. Это мое первое уверенное число. Нам удалось удалить двойников из базы данных (не из списков, как писала "Новая газета") – то есть тех людей, которые сменили место жительства, переехали, например, из Петроградского района в Петродворцовый, но по ошибке числится в базе данных два раза. Гипотетически они и в списках могли появиться 2 раза. Но проголосовать никто два раза им не дал бы – право голосования дает только отметка регистрации в паспорте.

- Зачем было увеличено количество участков?

- На выборах депутатов Госдумы в Петербурге было 1724 участка, на выборах президента – 1752. А сейчас по нашему настоянию количество участков увеличилось до 1818. При этом мы хотели, чтобы их было еще больше.

Мы рассчитывали, что "трехтысячников" (участков с численностью избирателей от двух до трех тысяч – прим. ЗАКС.Ру) почти не будет. Чем меньше избирательный участок, тем уютнее: меньше очередей, выше пешеходная доступность. Тенденция увеличения числа избирательных участков просматривается, но в меньшей степени, чем я этого хотел. Я думал, что мы выйдем за 1850 участков – интуитивно так рассчитывал.

В итоге у нас получилось: до тысячи избирателей – 61 участок, до 2-х тысяч – 719 и большое всего до 3-х тысяч – 1038. Раньше "трехтысячников" было в полтора раза больше. Различаются эти участки и количеством членов комиссий с правом решающего голоса. На "трехтысячнике" работает от 7 до 16 человек, на "двухтысячнике" – 7 до 12, на "тысячнике" - от 3-х до 9-ти.

- При увеличении числа избирателей количество участков также будет расти?

- Мы создали сквозную нумерацию избирательных участков, заложили резервные номера. Например, сейчас мы создаем "трехтысячник", а в условиях застройки численность избирателей на нем увеличится до 3 тысяч ста. По закону необходимо его разделить на два участка. Такое будет в Приморском районе, Пушкинском, Красносельском – в местах крупой застройки. Число планируемой прописки наблюдается даже в центральных, а не только в районах со спальной характеристикой. Поэтому существуют резервы номеров. То есть новый участок можно будет отнести к этому району, брать цифру не из 2-х тысячного регистра, а следующую порядковую.

- Однако будут и временные участки?

- Мы планируем разрешить создание не более 67 незапланированных временных участков. Временными участками у нас, как правило, называют только неожиданно созданные. А это не так. В больницах, санаториях, на кораблях, на полярных станциях и железнодорожных вокзалах тоже временные участки. Но их таковыми не считают, потому что они возникают без неожиданностей.

- Количество незапланированных временных участков у вас прописано?

- Да, мы указали эту цифру, хотя могли этого вообще не делать. Но мы сделали, чтобы никто не утверждал, что мы хотим создать временные участки необоснованно. Вообще, все их тоже можно запланировать. В каждом регистре для района имеется запас для постоянных участков и для временных – прописано, где сколько больниц, военных частей, общежитий. Там закон предписывает создавать временные участки.

- На декабрьских выборах самым скандальным был временный участок на Кировском заводе – туда не пускали наблюдателей, и за счет этого участка в ЗакС попал единоросс Андрей Васильев.

- Есть предприятия с непрерывным циклом работы или те, где смена с учетом подъезда к заводу и отъезда от него длится так долго, что человеку уже не посетить свой избирательный участок. Выборы и скандалы – почти близнецы-братья. Если нет скандала, то нет ощущения, что выборы состоялись. Но не создавать на этих предприятиях участки, если есть ходатайство руководителя предприятия, есть желание избирателей, мы не можем.

- А вы можете сделать, чтобы на такие участки пускали наблюдателей?

- Можем. Вопрос гласности и доступа мы, безусловно, будем решать.

- В декабре 2011 года представители Горизбиркома говорили то же.

- Могу предположить, что проход осуществлялся как на завод, а не как на избирательный участок. Мы согласуем эти вопросы с руководством предприятий. Мы не можем лишить активного избирательного права человека, который в этот день работает и проголосовать иначе не может. При этом заметьте, мы планируем открывать временные участки всего на 64 предприятиях, хотя их в Петербурге более двухсот. В целом мы рассчитываем, что основная концепция будет строиться на том, что на предприятие может приехать мобильная группа.

- По какому принципу вы отбирали, где стоит открывать временный участок, а где – нет?

- По ходатайству глав районов. Также мы определяли именно большие предприятия, где мобильной группе работать невозможно. Когда на Кировском заводе будет работать 3 тысячи человек, мобильная группа просто не справится с таким количеством избирателей.

- То есть около двухсот временных участков будут созданы в любом случае, а еще 67 – возможно?

- Около двухсот временных участков могут быть созданы. А еще по 67 мы сейчас не можем ничего согласовать. Например, сейчас у нас 46 больниц. Но строится еще 4. Соответственно, мы эти 4 пока заложить не можем – они еще не построены.

- А где находятся сто кораблей, которые должны стать ста временными участками согласно вашим расчетам?

- Они приписаны к Морскому порту, который находится в Кировском районе. Они не на территории района, а в плавании.

- Вы хотели, чтобы трехтысячных участков было еще меньше. Вашему желанию кто-то помешал?

- Нет, никто не мешал. К моей рекомендации прислушались. Но это полномочия глав районов. Дробление участков на более мелкие требует выделения дополнительных помещений для голосования, подготовки их к выборам. То есть организационный вопрос.


Формирование составов УИКов


- Когда начнется формирование составов участковых комиссий?

- Региональный закон, приводящий петербургские нормы в соответствие с федеральными и необходимый для запуска процедуры формирования УИКов, уже принят во втором чтении. Можно ожидать, что на следующем заседании он будет утвержден, потом - подписан губернатором, и мы незамедлительно начнем формировать составы УИКов. Закончится формирование не позднее 30 апреля.

- Кто может войти в комиссии?

- УИКи формируются территориальными избирательными комиссиями (ТИКами) по предложениям политических партий, органов местного самоуправления, собраний по месту жительства, работы, учебы. Квоты для парламентских политических партий – не более одного человека. Но если 5 парламентских партий представят по одному своему кандидату, отказать им нельзя. Что касается остальных кандидатов, то здесь возможен выбор по профессиональному опыту.

В среднем в УИКе 12 человек, то есть 5 представителей парламентских партий решающего значения не имеют. Вот в маленьких УИКах, где состоит по 9 человек, 5 представителей партий имеют решающее значение. Но это не плохо. Это политические соперники. Ситуация тотального контроля друг за другом фактически лишает наблюдателей необходимости работать, потому что функция наблюдения друг за другом переходит этим пятерым.

- УИКи будут формировать максимально возможным количеством членов?

- ТИК заранее принимает решение, из скольких человек будет состоять УИК. После того как данное решение принято, объявляется набор членов. Самые масштабные выборы придутся на декабрь 2016-го года – одновременно и губернаторские, и ЗакСовские, и госдумовские. Это будет участь УИКов, которые мы сформируем до 30 апреля. Работы будет столько, сколько не было в течение последних 10 лет. Поэтому желательно в комиссии набрать больше членов.

Думаю, в 50 процентах случаев заявок поступит больше, чем предусмотрено максимальной численностью УИКов. Некоторые политические партии специально ошибаются, направляют по два человека. Сейчас есть выход из ситуации: после формирования комиссии мы будем создавать для нее резервы, которые также будут действовать 5 лет. Все дополнительные заявки мы отнесем к резервам.

- Членство бюджетников в УИКах не будет ограничено?

- 1818 УИКов нужно сформировать до 30 апреля. Давайте посчитаем по 10 человек, даже больше, учитывая наше стремление сделать комиссии большими. 20 тысяч человек, которые согласятся быть членами комиссий в течение пяти лет. В случае возникновения необходимости они будут работать в течение месяца. То есть это месяц в 14-м году и месяц в 16-м. Небольшое денежное вспомоществование предусмотрено только за эти 30 дней - от 2-х до 7 тысяч рублей.

Как мы можем людей, готовых на это, разделить по принципу "ты бюджетник, а ты не бюджетник". Тут нужно личное желание. Или оно может быть только у работников внебюджетной сферы? Нет. Зачем ограничивать возможность учителя или доктора реализовывать себя в общественной сфере? А если он хочет работать в УИКе.

- Работа в комиссии – весьма относительная общественная сфера, скорее - просто оформление документов.

- Честное оформление документов. Это очень серьезная сфера. Они хотят участвовать в работе УИКов – почему нет? Вопрос, чтобы они хотели честно и профессионально это делать, а не работать на политическую партию. Поэтому ввести положительный геноцид при определении, кто может работать в УИКе, а кто – нет, невозможно. Почему нужно ограничивать их право?

- Считается, что бюджетники зависимы от государства, срощенного с "Единой Россией".

- В Петербурге, где настолько все свободны и готовы выражать свое мнение, срощенность с государством может быть только у гражданина. Работа в УИКе – это форма гражданской ответственности. И обсуждение этой проблемы в политическом ключе причиняет мне боль. Многие так говорят, несколько отбивая желание работать в комиссиях.

Вы знаете, сколько контрольных соотношений приходится проверять при составлении одного итогового протокола? 21. Сколько документов необходимо обработать и не ошибиться. Это все нужно делать после 20:00, когда все ждут: "ну когда же наступит фальсификация? вы там уже фальсифицируете? Что вы там сейчас вот считаете? Ну-ка перестаньте, давайте проверим". Попробуйте пережить вот этот день и эту ночь под таким вот прессингом.

Плюс члены с правом решающего голоса получают совершенно удивительный иммунитет. Как только человека назначают членом комиссии, он становится абсолютно независимым от своего руководителя. Его нельзя уволить или сократить по инициативе работодателя. Попробуй, поувольняй такого человека. Привлечение к административной ответственности по разрешению прокурора. То есть протокол об административном правонарушении выписать возможно. Но как только он дошел до суда, судья обязан запросить согласие прокурора. Такой порядок действует на территории всей страны. Уголовная ответственность – с санкции руководителя следственного управления.

- Сколько в Петербурге региональных отделений партий?

- На данный момент - 35. Их представители также имеют право войти в состав комиссий. И мы намерены увеличивать долю партий при некоторых "но", если они не используют направления в УИКи как самопиар: "мы назначили в составы УИКов 100 процентов представителей!" Мы заинтересованы в том, чтобы политические партии эту миссию исполняли благородно, чтобы они сначала подготовили людей, а потом вместе с нами готовили каждый год. Чтобы в день голосования мы этого человека нашли.

Есть одна политическая партия, к которой я очень хорошо отношусь. В силу того, что это одна из старейших политических партий, которая имеет совершенно четкий электорат (включая мою бабушку, например), она именно из этой категории людей определяет достойных для работы в УИКах. Встречаются пожилые люди, которых только чтобы доставить в комиссию - уже нужны наши затраты. Года рождения у некоторых таких членов комиссий - 1919, 1923. Медпункт на участке приходится организовать. Бывает, что человек в силу возраста может отказаться от подсчета бюллетеней, от работы со списками. А не включить в состав комиссии действительно достойного пожилого человека нет возможности, потому что это преференция политической партии.

Поэтому я заинтересован в том, чтобы политические партии, в том числе непарламентские, предлагали людей, способных работать и учиться.


Границы муниципальных и ЗакСовских округов


- До сентября необходимо утвердить муниципальные границы?

- Да. Это полномочия избирательных комиссий муниципальных образований (ИКМО). Летом они подготовят представления и направят их в муниципалитеты. До 13 сентября все округа для проведения выборов 2014 года будут сформированы. Около 10 процентов этих округов сформированы уже сейчас.

Нужно согласовать границы избирательных участков с границами муниципальных округов. Речь идет о внутренних границах. То есть муниципалитет состоит, например, из четырех 5-ти мандатных округов. Предположим, всего в муниципалитете 12 избирательных участков. Их границы могут быть неровными. Так вот необходимо, чтобы каждый участок находился только в одном из этих пятимандатных округов, чтобы не было такого, что участок располагается сразу на двух округах.

- И прежний состав Горизбиркома, и некоторые депутаты высказывали мысли о необходимости изменения системы выборов в ЗакС. Если к 2016 году границы ЗакСовских избирательных территорий будут зафиксированы на 10 лет, значит, закон либо поменяют раньше, либо вообще пока не будут?

- Лично мне нравится, когда система выборов плавно перетекает из одной в другую. В Петербурге идеальное для города местное самоуправление – только мажоритарная система. То есть нет избрания по партийным спискам. Политические партии могут выдвинуть, но только конкретного кандидата на конкретный округ.

Мажоритарная система в общем сходится с философией Платона – непосредственная демократия возможна только в полисе, где население не превышает 50 тысяч человек. 50 тысяч человек могут хорошо узнать своего избранника. А миллион уже не может. Петербург - настоящий полис демократии в этой части. В других регионах, когда была тотальная "партизация", даже на уровне местного самоуправления иногда несвоевременно перескакивали на пропорциональную или смешанную систему. Например, есть село в Брянской области, в нем проживает сто человек и там полностью пропорциональная система. То есть выборы в органы местного самоуправления могут пройти только по партийным спискам. А местных отделений партий там нет. Региональное отделение решает, кого отправлять на выборы этого села. Конституционный суд в позапрошлом году поправил эту систему, сказав, что мажоритарная доля на выборах местных советов должна быть обязательной.

Петербург поступил очень здраво. Он не долей ограничился, а сохранил местное самоуправление в первозданном виде. Это хорошо.

Но следующий этап – Законодательное собрание. Всего 50 депутатов для города – это тоже хорошо. С числом все нормально. Но избираются они по пропорциональной системе. В общем, есть, чем обосновать такую систему. Развитие региональных отделений партий в Петербурге несопоставимо выше, чем в других городах России. В Москве федеральные партии иногда замещают региональные отделения. В петербургском ЗакСе 5 фракций, а не 4 или 3, как обычно в России. У петербургского партстроительства больше преимуществ, региональные отделения более самостоятельны.

Поэтому при переходе на пропорциональную систему выборов логика была такая: партии сильные, есть из кого набрать. Но вот связи с мажоритарными выборами муниципального уровня уже нет. На муниципальных выборах избиратель голосует за человека, даже если он представляет партию, а на ЗакСовских - только за партию. С точки зрения влияния на избирательное сознание, логика теряется.

Надо было оставлять смешанную систему. К этому сейчас будет движение по всей России. Смешанная система выборов в ЗакСы (именно не только петербургский, а в целом) позволяет сохранить связь с местными выборами. Появляется половина доли партий, но и кандидаты, хоть и поддержанные разными партиями, но выдвинутые непосредственно жителями. Должно быть так. Это мое мнение как избирателя и человека, изучающего избирательное право.

Сейчас даже рассматривается возможность возврата к смешанной системе на уровне Госдумы. Президент предложил посмотреть это. Потому что есть такое ощущение, что наступила партийная приватизация государственной власти.

Так что перспектива пересмотра партийной системы формирования ЗакСа и перехода на смешанную есть. Я знаю, что ряд депутатов такую возможность обсуждают.

Беседовал Олег Мухин

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама