ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 февраля 2013, 15:36

Игорь Чубайс: "Страна без прошлого не имеет будущего"

Политик времен ранней перестройки, философ и политолог Игорь Чубайс, встретился с петербургскими журналистами в пресс-клубе "Зеленая лампа" на представлении своей монографии "Российская идея", отмеченной в прошлом году дипломом конкурса Артема Боровика "Честь. Мужество. Мастерство".

В конце восьмидесятых годов прошлого века Игорь Чубайс, бывший в то время преподавателем философии московского театрального института, был деятелем оппозиции и зарождающегося гражданского общества. Он стал одним из основателей партийного клуба "Коммунисты за перестройку". Этот клуб объединил коммунистов-реформаторов из многих городов тогда еще Советского Союза. Игорь Чубайс полагал, что к многопартийному обществу можно прийти только через раскол единственной в то время коммунистической партии путем создания в ней демократической платформы со своими фракциями и течениями.

Образцом такой возможной будущей социал-демократической партии и стала "Демократическая платформа в КПСС", образованная по его инициативе на базе московского партийного клуба в 1989 году и преобразованная во всесоюзное политическое движение на общенациональной конференции в 1990 году.

В феврале 1990 года Игорь Чубайс выступал на самом известном митинге на Манежной площади в Москве, в котором по самым скромным подсчетам приняли участие не менее полумиллиона человек. В своей речи, которая прозвучала почти сразу за выступлением Бориса Ельцина, он сказал тогда, что на площади в тот день собралось так много людей, что они вполне могли бы взять штурмом Лубянку.

Однако, как с сожалением признался Чубайс на встрече в "Зеленой лампе", тогда все ограничилось только этими словами. Случившиеся через полтора года события он называет сегодня "победой ГКЧП, только без упоминания слова ГКЧП".

С тех пор прошло уже больше двадцати лет. Игорь Чубайс давно ушел из практической политики в науку, занимается философией и политологией, ведет передачи на радио и телевидении, пытается осмыслить окружающую действительность.

Надо отметить, что к реалиям сегодняшнего дня он относится весьма критически. Доктор философских наук Игорь Чубайс полагает, что всякому нормальному обществу должны быть свойственны дискуссии по ключевым вопросам собственной политической истории. Однако к российскому обществу это не относится. По убеждению Игоря Чубайса, мы сегодня не оцениваем своего прошлого и даже не пытаемся определить место своей страны в историческом процессе. Но без такой оценки собственного прошлого не может быть и будущего. Стало быть, нет будущего, по мнению философа, и у такой страны.

Игорь Чубайс уверен, что на вопросы "кто мы, где мы находимся, и куда мы идем" поможет ответить только новая наука под названием "россиеведение".

Впервые этот термин ввел в обращение еще сто лет назад русский ученый Дмитрий Менделеев. По мнению Менделеева под термином "россиеведение" должна пониматься совокупность всех гуманитарных наук о России, в том числе, статистика, правоведение, история, филология и другие дисциплины, изучающие роль и место страны в мировом историческом и философском контексте. В основе науки должна лежать четко сформулированная "русская идея". Этот термин впервые озвучил Федор Достоевский.

Понятно, что, когда речь заходит о "русской идее", мы вступаем на зыбкую почву гипотез и предположений. Кажется, что кроме самого термина никто и никогда еще не сформулировал, что же собственно скрывается за этим понятием.

Не дал на прошедшей встрече четкого определения данному термину и Игорь Чубайс. Он только сказал, что у "русской идеи" есть, по его мнению, две основные особенности. Эту идею "нельзя выдумать, ее можно только выявить". Кроме того, она не может быть узконациональной и должна затрагивать интересы всех народов, проживающих в России. Только на основе такой "выявленной" идеи можно выстроить научную концепцию "россиеведения".

Во времена Достоевского с научным определением "русской идеи" было проще. Как полагает Игорь Чубайс, классической "триадой", составлявшей в свое время "русскую идею", можно было назвать "православие, собирание земель и общинный коллективизм". Однако со временем каждая из составляющих этой триады постепенно утратила свое былое сакральное значение. Игорь Чубайс считает, что современную "русскую идею" можно выявить только путем широкого обсуждения и общественной дискуссии.

Отправной точкой для этой дискуссии, по мнению Чубайса, должно стать, как уже говорилось, осознание себя и своей роли в этом мире.

Ученый уверен, что в истории России произошел еще не принятый, не понятый и не осознанный наукой "разрыв" протяженностью в семьдесят лет. Многовековая история Российской Империи была искусственно прервана, и ее место заняло принципиально иное государственное образование – Советский Союз. В 1991 году он также прекратил свое существование, но мы до сих пор не можем определиться и понять, в какой же стране мы живем и наследниками какого прошлого – имперского или советского – мы являемся.

Свидетельством этого непонимания стало, в том числе, совместное использование, как советских, так и имперских символов. С одной стороны в нашу жизнь прочно вошли двуглавые орлы, скипетры, короны и многочисленная православная атрибутика. С другой - столь же широко используются принципиально противоположные имперской и христианской идее пятиконечные звезды, серп с молотом и советский гимн.

Это положение нельзя назвать нормальным. Нужно четко решить для себя, какое наследие Россия возьмет с собой в будущее. Игорь Чубайс при этом не предлагает "забыть" семьдесят лет советского прошлого. Он уверен, что нужно хорошо знать и помнить все эти годы, чтобы призвать к персональному ответу тех, по чьей вине в ту пору были совершены страшные преступления против собственного народа.

Что же касается современного определения "русской идеи", то о нем Игорь Чубайс высказался достаточно осторожно: она должна быть основана на "историзме, обустройстве, духовности и демократизме". Расшифровывать подробно эти понятия Чубайс не стал. Но, отвечая на вопрос о роли русской православной церкви в современном обществе, дал понять, что под "духовностью" он имел в виду не религиозность в целом и не официально понимаемое христианство, в частности. Христианская суть современного российского православия находится "под большим вопросом". Он напомнил, что, как в советские, так и в нынешние времена было принято искаженно цитировать Писание, утверждая, что, якобы, "вся власть от Бога". Между тем, по утверждению ученого, далее в Библии написано, что, если "власть не от Бога, то значит она незаконная". Следовательно, после 1917 года мы имели дело не только с "безбожной", но и с незаконной властью.

Впрочем, главное тут даже не это, а то, что под "духовностью" Чубайс понимает, прежде всего, моральные и нравственные ценности. Поскольку именно они составляли в течение многих веков основу и стержень духовности нации.

Без определения составляющих новой современной "русской идеи" продвижении вперед невозможно. По поводу конкретных понятий в обществе еще допустимы споры. Но главное ясно уже сейчас – сложившаяся на основе исторического и нравственного забвения действующая политическая система контрпродуктивна. Она гробит страну. Эту систему нужно менять и искать новый путь развития страны на основе обновленной русской идеи.

Юрий Гладыш

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама