Александр Титов: Прежде чем вторгаться в оркестровую деятельность, стоило понять разницу между посещением театра и пением в караоке
Главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга Александр Титов был уволен 13 сентября. Причины увольнения в комитете по культуре объяснили “ротацией”. Кто конкретно принимал решение о расставании с Титовым и чем именно оно вызвано, до конца так и осталось неясным. Ряд музыкантов оркестра и других коллективов города обратились к губернатору с письмом в защиту дирижера, но ответа пока не последовало. Сам же Титов 15 октября обращается в суд, который, как он полагает, должен восстановить его в должности.
- Вы подаете в суд по поводу своего увольнения?
- Да.
- Вы рассчитываете на положительное решение?
- Я рассчитываю на справедливое решение.
- Вы поняли, с какой целью принималось решение о вашем увольнении?
- Причина увольнения, мне кажется, - это деньги, которые комитету по культуре надо будет распределять в новом году. Я, видимо, слишком неудобная фигура, чтобы эти финансовые потоки перетекали беспрепятственно. Думаю, дело именно в этом.
- Говорят, что ваше увольнение могло быть связано с финансированием проекта "Опера – всем".
- Проект "Опера - всем" существует два года. Комитет считает эту затею успешной, а мне кажется, что здесь налицо торжество непрофессионализма. Просто есть две противоположные точки зрения: люди, которые проталкивают проект, говорят, что этот фестиваль необходим нашему городу, а те, кто послушал эту продукцию, считают, что это выброшенные на ветер деньги в прямом смысле этого слова.
- Выиграет ли этот проект от решения о вашем увольнении?
- Вот и хотелось организаторам моего увольнения, чтобы у них был постоянный оркестр. Ведь закамуфлировать подделку, или эрзац, как раньше говорили, имея в руках высокопрофессиональный коллектив, намного проще. А публика у нас зачастую невзыскательна.
- Как вам кажется, коснутся ли преобразования еще каких-либо коллективов?
- Пока досталось только мне. Похоже на то, что, натолкнувшись на сопротивление, комитет на какое-то время затаился. Но я уверен, что это временное затишье. Они опять пойдут в наступление, но чуть позже. Разберутся и с коллективами, и с руководителями.
- Вы сейчас имеете в виду всю исполнительную власть?
- Я говорю конкретно о тех людях, которые отвечают за культуру в нашем городе.
- Значит ли это, что городскую политику в области культуры можно в целом оценить негативно?
- Нельзя оценить то, чего просто нет. Никакой политики в действиях тех людей, которые должны ею заниматься, не существует. Люди, призванные возглавлять такую важную сферу жизни города, как культура, обнаруживают свою несостоятельность в этом вопросе. Мне кажется, что бесконечные фестивали на площадях нашего города, праздники, шествия, забеги и пробеги вообще не принадлежат к понятию "культуры". В умеренном количестве все эти мероприятия нужны и украшают жизнь города. Однако, все эти действа подходят под определение "субкультура" и не имеют отношения ни к образовательной, ни к просветительской, ни к художественной функциям искусства. Вторгаясь в такую область, как оркестровая деятельность, дирижирование или в то, зачем нужна музыка вообще, человек для начала должен понять разницу между посещением театра и пением караоке.
- Кто из руководителей других художественных коллективов вас поддерживает на данный момент?
- Это видно из списка тех людей, которые подписали обращение к губернатору. Народный артист России Алeксандр Дмитриев, главный дирижер симфонического оркестра филармонии, дирижер Владимир Альтшулер, заслуженный артист России, весь ученый совет консерватории, который возглавляет ректор Михаил Гантварг, Юрий Темирканов, высказавший в яркой форме свое отношение к произошедшему в средствах массовой информации. Учитывая, что поддержка была не только от руководителей, но и, в основном, от оркестров и театров (например, в Мариинском театре подписи в мою защиту поставили и оркестранты, и хор во главе с главным хормейстером театра, заслуженным деятелем искусств Андреем Петренко, и солисты оперы, среди которых шесть народных артистов), смею думать, что это элита нашей музыкальной общественности.
- И все равно этого оказалось недостаточно, чтобы урегулировать конфликт мирным путем?
- Комитет не хочет идти на компромисс, я не получал никаких предложений по поводу дальнейшего сотрудничества. Разговоры о том, что я остаюсь в оркестре в должности очередного дирижера, несостоятельны, поскольку такой должности не существует в штатном расписании нашего оркестра.
- А вы предпринимали попытки разрешить дело внесудебным путем?
- Разумеется. Поскольку переговоры с главой комитета по культуре Василием Панкратовым зашли в тупик, мне пришлось обратиться к депутатам. Считаю, что их активность может привести к положительным результатам. Кроме того, я знаю, что по запросу депутата Госдумы Валерия Кравченко сейчас идет прокурорская проверка комитета на предмет моего увольнения.
- А со стороны Смольного были какие-то шаги?
- Нет, никто со мной не пытался связаться. А о чем с ними разговаривать? О погоде?
- Что вы планируете делать дальше? Предположим, вам удастся выиграть дело в суде.
- Я не люблю загадывать будущее. Суд - это инстанция, к которой я меньше всего хотел бы прибегнуть. Решение суда может изменить ситуацию, но не изменит образ мысли этих людей, их можно только уволить.
- Вы готовы продолжать работать в статусе простого дирижера?
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1