ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 26 ноября 2014, 22:21

Метро, смутившее бюджет

На проект бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год может быть наложено губернаторское вето. По крайней мере, об этом Георгия Полтавченко попросила парламентская оппозиция. Причиной стали результаты проверки Контрольно-счётной палаты деятельности ГУП "Петербургский метрополитен". В его работе выявлены нарушения на 9,23 млрд рублей. В то же время в 2015 году метрополитен получит миллиардные субсидии из бюджета города, а также увеличит стоимость проезда на 3 рубля. Обсуждение расходов на содержание подземки заставило депутатов задуматься над тем, стоит ли принимать бюджет города в целом.

Дотошные счетоводы

Истинной повесткой заседания Законодательного Собрания стала ситуация вокруг содержания ГУП "Петербургский метрополитен". Парламентская оппозиция считает, что расходы, в том числе на государственного перевозчика, должны быть пересмотрены, а метрополитен  необходимо подвергнуть более тщательной аудиторской проверке. В среду, 26 ноября, депутатам не удалось "с голоса" отменить рассмотрение бюджета города в третьем чтении, поэтому они обратились с просьбой к губернатору Петербурга Георгию Полтавченко наложить своё вето на законопроект.

24 ноября Контрольно-счётная палата обнародовала результаты проверки деятельности "Петербургского метрополитена" за последние три года. Основной ущерб принесли заключенные предприятием инвестконтракты со структурами холдингов "Адамант" и "Петромир" на строительство вестибюлей метро с многоэтажными торгово-развлекательными комплексами. КСП заинтересовалась инвестконтрактами по застройке 3,5 га земли на шести новых станциях метро. На пяти из них многоэтажные торгово-развлекательные центры (ТРК) возведены структурами крупнейшего в городе владельца и оператора торговой недвижимости "Адамант", принадлежащего Игорю Лейтису, Михаилу Баженову и Евгению Гуревичу. Более 10 тысяч квадратных метров коммерческих площадей на станции "Адмиралтейская" в двух шагах от Дворцовой площади построило ЗАО "Советник" холдинга "Петромир" Михаила Мирилашвили.

Метрополитен пока никак не ответил на критику КСП, ссылаясь на то, что ещё не получил официальное представление.

В стенах ЗакСа поговаривают, что такое пристальное внимание к государственному перевозчику со стороны КСП может служить поводом для увольнения его начальника Владимира Гарюгина. Некоторые даже считают, что проверка для этого и проводилась.

После того, как КСП обнародовала отчёт, депутаты стали возмущаться, что в бюджете Петербурга на 2015 год заложены большие расходы на метрополитен. Так, в текущем году ГУП получил 8,4 млрд рублей, а в следующем собирается "угоститься" уже 9,7 миллиарда.

Депутат Максим Резник, представляющий в ЗакСе партию "Гражданская платформа", попытался исключить из повести дня рассмотрение проекта бюджета на 2015 год. Свое предложение он обосновал результатами проверки КСП. Его инициативу поддержали 14 парламентариев, трое проголосовали "против". Остальные же депутаты предпочли не высказываться. После этого Резник высказал идею сделать голосование за бюджет города поимённым, но и здесь не нашёл поддержки большинства. Судя по всему, конфликт вокруг метрополитена заставил некоторых депутатов изменить своё отношение к главному финансовому документу города. В первом чтении "против" проекта бюджета на 2015-2017 года голосовали 9 парламентариев, а вот к третьему их набралось уже 13.  "Яблочники", представители "Гражданской платформы", коммунисты в голос заявили, что голосовали "против" бюджета.

От Полтавченко ждут вето

После "проигрыша" в стенах Мариинского дворца депутаты Законодательного собрания из фракции "Яблоко" Борис Вишневский и Александр Кобринский призвали губернатора Георгию Полтавченко наложить вето на городской бюджет 2015 года.

- Городской бюджет на 2015 год вновь предполагает субсидии на текущее обслуживание метро в 9,8 млрд рублей, в то время как проверка нашла в дирекции подземки финансовые нарушения на 9,2 млрд рублей. Пока не назначен аудит финансово-хозяйственной деятельности предприятия, о дополнительной помощи из бюджета не может быть и речи, – отметил Вишневский.

По уставу города губернатор может отклонить принятый депутатами проект бюджета и вернуть его в парламент с поправками. Парламентарии предложили градоначальнику воспользоваться этим правом.

- Ещё вчера я направил губернатору обращение с просьбой пересмотреть субсидию на метро и провести аудит наших монополистов. Потому что это такая чёрная дыра, куда абсолютно бесконтрольно уходят деньги. Если вы поищете их отчёты на сайтах, то там почти нет никакой информации. Невозможно узнать, на что конкретно они тратят деньги, и нельзя узнать данные о доходах их руководителей. Мы ещё два года назад поднимали этот вопрос. То, что в последние годы происходит с ГУПами – это полное безобразие, исполнительная власть от контроля за ними устранилась, а законодательная не желает даже брать на себя полномочия, - комментировал итог заседания Вишневский. - На будущий год одновременно увеличивается субсидия на 1,5 млрд рублей и на 3 рубля возрастает плата за проезд. Это иллюстрация старого анекдота: оденьте трусы или снимите крест. Или мы субсидии из бюджета увеличиваем и не повышаем плату за проезд, или наоборот. На мой взгляд, город должен бережнее подходить к деньгам налогоплательщиков.

По словам парламентария, за последние годы субсидии на метрополитен выросли с шести до 30 процентов.

Также предложили губернатору провести независимый финансовый аудит в других городских ГУПах: "Пассажиравтотранс", "Горэлектротранс", "ТЭК Петербурга" и "Водоканал Петербурга".

Найти и покарать

Максим Резник считает, что необходимо было провести внеочередное заседание бюджетно-финансового комитета и устроить перевозчику допрос с пристрастием.

- Принимать бюджет с очередной многомиллиардной субсидией метрополитену - неправильно. Мне кажется, было бы правильно провести внеочередное заседание бюджетно-финансового комитета с приглашением Михаила Мокрецова, Константина Смирнова, Владимира Гарюгина и провести разбор полётов, серьёзное обсуждение всех этих замечаний, - предложил Резник.

Депутат Вячеслав Нотяг также раскритиковал увеличение субсидирования метрополитена, а вот идею проверки поддержал.

- Это вообще за гранью допустимого, полное беззаконие. Орган государственной власти не может оставить незамеченным такое отношение бизнеса к власти. Нужно вспомнить, что совсем недавно ЗакС согласился на предлагаемое Смольным повышение тарифов проезда, в том числе, в метро. Согласился, не имея никакого финансового обоснования, несмотря на наши протесты; парламентским большинством решение было принято. Теперь выясняется, что и проверить расходование этих денег тоже весьма затруднительно. Возникает вопрос – кто управляет городом, губернатор или директор метрополитена? – задавался вопросом Нотяг. - Нужно разобраться в ситуации, например, заслушать руководство метрополитена на БФК и на контрольной группе ЗакСа, а уже после этого принимать решения об объемах финансирования метрополитена на следующий год.

Эсер Анатолий Кривенченко сравнил петербургский метрополитен с украинским, отметив, что на Незалежной проезд в метро дешевле. Парламентарий надеется, что должностные лица, виновные в многомиллиардных нарушениях, будут наказаны.

- Меня всегда удивляла ситуация с метрополитеном в Санкт-Петербурге и Москве. В той же самой злосчастной Украине поездка на метров в несколько раз дешевле, чем в Петербурге. Если уже Контрольно-счётная палата выступила с такими замечаниями, то они имеют очень серьёзные основания. У меня есть надежда, что что-то в нашем государстве начинает меняться. Некоторых мэров и губернаторов привлекают к ответственности. Мы надеемся, и в Санкт-Петербурге это направление найдёт своё развитие. С метрополитеном нужно разбираться и что-то делать. Естественно, мы поддержим идею более тщательной проверки и привлечения к ответственности тех должностных лиц, которые используют бюджет в своих целях.

Уменьшенный ущерб

Однако спикер ЗакСа Вячеслав Макаров не сошёлся во мнении с оппозиционерами. Ему кажется, что проверка КСП - не повод снимать бюджет города с рассмотрения. Также он привёл другие данные относительно того, какой ущерб городу причинил метрополитен.

- Там не девять миллиардов, уточненные цифры - 2,7 млрд рублей, по которым есть вопросы. Однозначно отчет Контрольно-Счетной палаты будет анализироваться, и будут приниматься меры, в том числе и со стороны нашего парламента, - сказал Макаров.

Светлана Зобова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама