ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 22 декабря 2014, 15:08

Депутаты: Если Путин обещал, то кризис 1998 года не повторится

Владимир Путин торжественно обещал не допустить повторения кризиса 1998 года. Тем не менее, аллюзии на дефолт 1998 года в общественном диалоге звучат все более уверенно. 16 декабря курс евро во время торгов преодолел 100-рублевую отметку, а часть обменных пунктов просто перестала работать. Впрочем, позже рубль немного вверх. Депутаты Государственной думы успокаивают: до масштабов 1998 года еще далеко, а президент за свои слова отвечает.

Не допустим

Свои слова о 1998 годе Путин сказал в 2008-м, во время предыдущего кризиса, но всем напомнил недавно в своем интервью - том самом, которое начиналось со слов "Не дождетесь!"

"В конце 2008 года на одном из мероприятий, по-моему, по линии партии "Единая Россия", я вспомнил кризис 1998-го и публично сказал: "Мы не допустим повторения. Обещаю!", - сказал Путин в интервью. - Это было очень рискованное заявление. Напрямую взять такую ответственность, не зная всех составляющих нового кризиса, не управляя всеми инструментами, которые его породили и развивали... Но на тот момент было очень важно, чтобы и члены правительства, и административные команды в регионах, и, главное, люди наши, граждане страны, почувствовали: руководство России понимает и адекватно оценивает ситуацию, знает что делать".

Действительно, в 2008 году Путин на съезде партии "Единая Россия" заявил , что правительство не допустит повторения 1998 года.

Кроме того, в 2008 году подобные заявления делал и занимавший тогда президентский пост Дмитрий Медведев. Он, так же как и Путин, пообещал, что "повторения 1998-го года не будет!", и заметил, что ситуация 2008 года тяжелее 1998-го, так как в 2008-м имеет место мировой кризис.

Тем не менее, многие считают, что "новый 1998 год" уже начался. Граждане скупают в магазинах ценные товары и бытовую технику, а производители заявляют о приостановке поставок продуктов, одежды и других товаров.

Две большие разницы

Тем не менее, опрошенные ЗАКС.Ру политики заверили нас, что 1998 и 2014 годы, действительно, разительно отличаются. Правда, доводы они приводят совершенно разные.

Депутат Госдумы от партии "Единая Россия" Владимир Бурматов уверяет, что сейчас благосостояние России гораздо выше, чем в 1998 году, поэтому системе не грозит фиаско.

- Я очень хорошо помню 1998 год, панику, связанную с крахом банковской системы, - говорит Бурматов. - Вы поймите, что истерика, которая сейчас происходит, во многом и подстегивает эту ситуацию. А если объективно посмотреть на вещи, то мы живем в другом государстве, при других возможностях, других резервах. При другой власти, гораздо более ответственной. Для меня очевидно, что социальные обязательства перед гражданами будут для государства приоритетными.

- Это несравнимые ситуации: и золотовалютные запасы совсем другие, и сальдо платежного баланса другое, и внешний долг отсутствует, - напоминает коллега Бурматова по фракции ЕР Александр Сидякин. - И объективных причин для десятикратного обвала рубля нет. Есть определенные панические настроения на рынке, но вчерашняя пресс-конференция президента и сегодняшнее решение Госдумы о докапитализации банков на 1,4 триллиона рублей - это говорит о том, что эти ситуации нельзя сравнивать. Да, это кризис, но он не совсем похожий. Причины у них, может быть, и сходные, но ситуация, в которой мы находимся, те запасы, которые у нас есть, позволят без ущерба для населения пройти этот кризис - без того, чтобы банки перестали вклады выдавать. Сейчас и рублевой ликвидности хватает, чтобы спрос населения обеспечить, поэтому такого, как в 1998 году, когда закрылись банкоматы, не будет. Курс так или иначе уже стабилизировался.

Антипутинские действия

Коллега Бурматова по фракции Евгений Федоров обвиняет во всем Центральный банк России (заметим, Владимир Путин считает, что ЦБ в целом работает правильно, однако Федоров традиционно высказывает версию, что президента окружают "вредители").

- Главное отличие 1998 года от происходящего сегодня - это отказ Центробанка использовать валютные резервы, - говорит Федоров. - В 1998 году их просто не было. Потом Россия закупила их для целей поддержки курса рубля, причем их объем такой же, как у рублевой массы: их в принципе не может не хватить. Это было сделано специально, чтобы в случае кризиса поддерживать рубль в соответствии с Конституцией. Почему Центральный банк отказался использовать резервы - это, наверно, главная загадка сегодняшнего кризиса. Некоторые называют это непрофессиональными действиями Центрального банка. Я не считаю, что это непрофессиональные действия, потому что я знаю, что именно так предписывает действовать МВФ. В сентябре МВФ так и сказал: опускайте рубль.

Через идею об "антипутинских" действиях ЦБ Федоров приходит к мысли, что необходимо расширить президентские полномочия.

- Это не только нарушение закона со стороны ЦБ, но это и антипутинские, антироссийские действия, - говорит депутат. - Сегодня финансовые власти категорически отказываются выполнять решение Путина. В трех посланиях он требовал снижать процентные ставки. Это политический вопрос полномочий главы государства: их не хватает, чтобы управлять ситуацией в стране. Значит, надо ему дать полномочия.

"Кто в лес, кто по дрова"

Депутат Госдумы от партии ЛДПР Ярослав Нилов также успокаивает россиян: по его мнению, для повторения кризиса 1998 года нет оснований.

- В 1998 году просто не было денег, чтобы государство выполняло свои обязательства, - говорит Нилов. - Сейчас ситуация другая, она намного лучше. Тогда курс доллара поднялся с 6 рублей сразу до 20 с лишним, его долго держали, а потом резко все рвануло. Конечно, президент делает замечания Центробанку, что они делают правильно, но делают медленно, с опозданием. Очевидно, есть использование инсайдерской информации, что рынки лихорадит, потому что банки начинают выбрасывать или скупать валюту: кому-то выгодно, чтобы доллар поднялся. Кому-то выгодно порождать панику. Но, я думаю, в ближайшее время ситуация успокоится.

Нилов связывает более устойчивое положение рубля с составом нынешнего правительства и личностью президента, сравнивая их с правительством и личностью возглавлявшего страну в 1998 году Бориса Ельцина. По его словам, во многом в кризисе-98 виноваты иностранные советники.

- Тогда был Ельцин, который ситуацией в тот момент уже не управлял, - вспоминает Нилов. - Правительство было такое, что кто в лес, кто по дрова. Ельцин за то, что олигархи обеспечивали ему поддержку, дал им широкие полномочия и возможность управлять ситуацией. У него были совершенно разные министры: был Кириенко, Немцов. Огромное количество разных советников и помощников орудовало в Белом доме, обучая нас "демократии". Эти советники и помощники были направлены из Европы. Сейчас ситуация совсем другая.

В кольце врагов

Впрочем, Владимир Бурматов отмечает, что в нынешней ситуации кризис усугубляется международной обстановкой, чего не было в предыдущие два раза. Депутат напоминает, что Китай долгое время жил под санкциями, но это оздоровило китайскую экономику, и призывает "не размазывать сопли", а собраться.

-  Я понимаю, что происходящее для государства - серьезный вызов, - говорит Бурматов. - Ни в 1998 году, ни в 2008 мы не находились под таким серьезным прессом. Санкции оказывают на нас как экономическое влияние, так и психологическое. Рынок же реагирует не только на экономические инструменты, но и на заявления, эмоции.

- Безусловно, время тяжелое, - подтверждает депутат-единоросс Михаил Маркелов. - Все это обусловлено теми факторами, которые перечислял президент на встрече с журналистами. Но то, что мы не одни - это факт, и то, что на нас сейчас все смотрят и этот кризис не выгоден никому -  это тоже факт. На глазах меняют свою позицию те страны, которые еще недавно под воздействием позиции американцев пытались на нас надавить. Например, Болгария заявила, что хочет вернуться к проекту "Южный поток".

Президент отвечает!

Михаил Маркелов считает, что 1998 года действительно не повторится, а правительство и президент принимают адекватные ситуации меры.

- Общие черты с кризисом, который был раньше, неизбежны, - констатирует Маркелов. - Любой кризис сравнивают с предыдущим. Тем не менее, сейчас президентом, правительством и Госдумой принимаются экстренные меры. При этом сохранить выдержку и стараться максимально делать то, что от тебя зависит - главная задача. Сегодня те меры, которые мы принимаем, адекватно отражаются на курсе рубля. Надеюсь, что после Нового года курс рубля будет повышаться, экономика будет постепенно выходить из этого кризиса.

Александр Сидякин также не сомневается в ответственности президента.

- Президент всегда за слова отвечает! - говорит Сидякин.

Мария Смирнова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама