ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Ху из ху 15 декабря 2004, 13:58

Из МДМ во Псков: Кузнецов Михаил Варфоломеевич

Собравший почти половину голосов избирателей на губернаторских выборах в Псковской области Михаил Варфоломеевич Кузнецов, конечно, победил во многом благодаря протестному голосованию: уж очень надоел псковичам его предшественник Евгений Михайлов. Но и нынешний глава региона жителям области хорошо известен.

Родившийся 22 августа в Тюмени Михаил Варфоломеевич провел детство в Целинограде, Жданове (ныне Мариуполь) и Казани. Поскольку математика и физика давались ему неплохо, неудивительно, что молодой человек собрался на физфак МГУ. Закончив вуз и успев отслужить в армии, он сразу же окунулся в предпринимательскую деятельность, работая в первом советском коммерческом банке Премьер. В 1993 году он стал одним из учредителей банка Московский деловой мир (МДМ). Его соратниками в этом начинании стали будущий депутат Госдумы Евгений Ищенко и бизнесмен в сфере турбизнеса Андрей Мельниченко.

В начале 1993 года Банк России выдал МДМ лицензию на финансовые операции. По поводу приобретения начального капитала для этой компании существует несколько версий. Согласно одной из них, Евгений Ищенко взял кредит в одном из столичных банков под залог квартиры родителей. По другой финансирование "Московского Делового Мира" приписывали Александру Смоленскому, основателю банка "Столичный". Что касается версии Андрея Мельниченко, то он утверждает, что все началось с небольшой суммы 50 тысяч долларов, которая была заработана на обмене валюты. Кузнецов же и вовсе хранил гордое молчание.

В 1995 же году видимо, для гарантии банкир решил присоседиться к ЛДПР, и сделал удачный выбор. Место в списке обеспечило Кузнецову мандат депутата Госдумы (по списку от Татарстана) и пост заместителя председателя бюджетного комитета. Между тем его банк МДМ попал в 1997 г. в криминальную историю, связанную с компанией "Шерхан", которой руководил гражданин Афганистана Мохаммед Шерхан. Операции на фирме не велись, баланс был нулевым, и, тем не менее, каждый день сотрудники фирмы отвозили в "МДМ-банк" огромные мешки с наличностью. Правоохранительные органы, обратившие внимание на странную деятельность компании, заподозрили ее в связях с наркоторговцами. В августе 1997 года по этому делу было задержано около 60 человек, в том числе и сотрудники "МДМ-банка". 11 из задержанных были арестованы, и им предъявили обвинение в незаконной банковской деятельности. Но в дело вмешались депутаты Госдумы от фракции ЛДПР Ищенко и Кузнецов, а руководство "МДМ" обвинило силовые органы в превышении полномочий, так как оперативники не уложились в отведенный законом срок для установления личности задержанных.

Так или иначе, но Михаил Варфоломеевич решил найти дополнительную почву для работы и обратился к псковским реалиям. Собственно, еще раньше Кузнецова на древней псковской земле удобно расположился бизнес Михаила Варфоломеевича. Еще в 1996 году, в разгар губернаторской кампании депутат фракции ЛДПР Кузнецов активно содействовал победе коллеги по фракции Михайлова. А стоило тому усесться в губернаторское кресло, как в Пскове открылся филиал банка МДМ, о связях которого с Михаилом Варфоломеевичем сказано выше.

МДМ-банк, ставший благодаря Кузнецову партийным банком ЛДПР, завязал чудные отношения с новыми властями. При Михайлове счета администрации области и государственных бюджетных организаций и унитарных предприятий быстро перешли на обслуживание из разных банков в МДМ. В течение следующих нескольких лет с помощью банков МДМ и Посредник в регионе был проведен ряд финансовых операций, вызвавших интерес контролирующих органов. Впрочем, оба банка довольно быстро перестали работать во Псковской области.

А вот Кузнецов обосновался в регионе прочно. С начала 1998 года псковские газеты усиленно рекламировали его как одного из депутатов от ЛДПР, помогающего администрации решать в Госдуме псковские вопросы. Сам Михаил Варфоломеевич был связан с губернатором Михайловым личными взаимоотношениями и обеспечивал главе области возможность выхода на финансовые круги (которых у самого областного начальника не было). Не бескорыстно, естественно: губернатор обещал помочь думцу баллотироваться от одномандатного округа.

А это депутату оказалось весьма кстати. Осознавая, что рейтинг ЛДПР падает, да и тяготясь давлением со стороны вождя либерал-демократов, он начал подыскивать удобное место для переизбрания. Если в 1995 году Кузнецов разыскивал подходящую партию, то действующему думцу вполне хватало подходящего округа. Вот где и пригодился созданный верными Михайлову СМИ миф о верном заступнике Псковской области в лице Михаила Варфоломеевича. Уже в мае 1998 г., опасаясь роспуска Думы в случае неутверждения Сергея Кириенко премьер-министром, Кузнецов заявил о желании баллотироваться по Псковскому одномандатному округу и о полной поддержке его со стороны губернатора.

И действительно по указанию Евгения Эдуардовича административный ресурс был поставлен на службу спонсору областного руководства, а СМИ пели осанну депутату Госдумы и советнику губернатора по вопросам финансов и экономики. Псковичи из каждого репродуктора и с телеэкрана слышали о крупном специалисте в финансово-экономической сфере (а как же! Удачная карьера в банке и пост зампреда бюджетного комитета!). Им спешили рассказать о парламентарии, искренне болеющем за народ (не то что петербургский скандальный журналист Александр Невзоров, избравшийся во Пскове, но больше там и не появлявшийся), строящем больницы и газифицирующем районы. Ничего нового, правда, Кузнецов с Михайловым не изобрели, а просто воплощали в жизнь планы, разработанные прежним губернатором Тумановым.

Искомый итог был достигнут: Михаил Варфоломеевич повторно стал депутатом Госдумы, где вошел в группу Народный депутат. Но вскоре отношения стали разлаживаться.

Быстрый карьерный рост Кузнецова обеспокоил правую руку Михайлова Михаила Гавунаса. Последний, не обладавший связями в финансовых кругах, опасался конкуренции. Впрочем, поначалу оба михайловских соратника создали единый фронт против председателя Комитета по СМИ Биговчего (он не пожелал раскручивать Кузнецова на выборах и, более того, активно этому мешал). Председателя Комитета отправили в своеобразную ссылку в архивное управление и отлучили от СМИ. Вместо него пришли люди самого Кузнецова и начальника его избирательного штаба Елфимова.

А потом Гавунас присоветовал губернатору Михайлову вступить в новую партию власти в Единство. И вот тут-то Евгений Эдуардович понял: у него отныне есть прямой выход на Москву, можно обойтись без Кузнецова. Тем более что стоило Единству набрать политический вес, как местные политики и бизнесмены сами встали в очередь на запись в новую партию. А вот Михаил Варфоломеевич, не вошедший в Единство и неоднозначно воспринимавшийся местной элитой, стал обузой губернатору.

Окончательно дорожки двух друзей разошлись сразу после президентских выборов 2000 г. Весной Кузнецов и Михайлов еще пытались договориться о том, кто же из них будет баллотироваться в губернаторы, но неудачно. В итоге кузнецовский ставленник в администрации Елфимов был с треском уволен, а бывшие партнеры стали усиленно поливать друг друга грязью в подконтрольных им СМИ. Телевидение, районные газеты, а также газета Псков остались в лагере Михайлова, Кузнецов же сумел найти взаимопонимание с газетами Панорама и Так надо!. Последним губернатор отомстил быстро, выставив их из областной типографии. Удару подвергся и кузнецовский МДМ-банк: счета администрации и подконтрольных ей структур были переведены из дочки МДМ Русьрегионбанка в другие банки.

Став основным оппонентом губернатора на выборах, Михаил Варфоломеевич, естественно, получил по полной программе целый набор критических атак и стал лидером антирейтинга. Тем более, что выходцы из Альфа-банка в администрации президента настороженно отнеслись к эмдээмовскому Кузнецову и предпочли поддержать действующего губернатора .В итоге кандидат, являвшийся прежде перспективным, занял только третье место и даже не вышел во второй тур. Свою вендетту против Михайлова депутат продолжил и после выборов 2000 г., поучаствовав в 2002 г. в создании избирательного блока "Кузнецов, Полозов, Савицкий - Вместе ради будущего!", баллотировавшегося в Псковское областное Собрание депутатов по партийным спискам. Избирательный блок обошел пять федеральных партий, набрал 15% голосов и смог получить 3 из 11 депутатских мандатов по партийным спискам.

Кроме того, в марте 2001 г. депутат Госдумы стал собственником и председателем наблюдательного совета ООО Мелькомбинат Псковский - крупнейшего предприятия мукомольной и комбикормовой промышленности в Псковской области и одного из крупнейших на Северо-Западе России.

Это, однако, не помогло Кузнецову переизбраться от области в Госдуму в 2003 г. Правда, без помощи со стороны чиновников областной администрации тут не обошлось. Во время избирательной кампании многие михайловские сотрудники выступали в областных государственных СМИ с контрагитацией и попытками разоблачения деятельности банкира и мукомола на посту депутата Госдумы, а также его производства и сельскохозяйственной деятельности. Решением судебных инстанций все выступления чиновников были признаны незаконными, а распространенная информация несоответствующей действительности. Но после провальных для Михаила Варфоломеевича результатов. После этого ему пришлось на какое-то время уйти из политики и стать ньюсмейкером в основном в мире спорта (экс-депутат мастер спорта международного класса по прыжкам с парашютом). Однако в сентябре 2004 г. неожиданно для многих он развернул предвыборную кампанию под лозунгом Время пришло.

На последних выборах губернатора Кузнецов поменял тактику. Он вел спокойную кампанию, исключительно позитивную, основанную на успехах принадлежащего ему Псковского мелькомбината, и не допускал резких высказываний в пользу губернатора и даже поначалу не стал входить в антимихайловскую коалицию.

Тем временем у Михайлова появился новый опасный враг - мэр Пскова Хоронен, стремительно набиравший рейтинг, да и экс-сенатор Игорь Провкин готов был потратить немалые деньги на свои выборы. Кузнецов вел со всеми претендентами переговоры, стараясь понравиться каждому и подчеркивая, что ставит перед собой не столько задачу победить, сколько сбросить Михайлова.

В итоге, пока команда губернатора травила Хоронена и (в меньшей степени Провкина), Кузнецов спокойно агитировал и набирал очки. Судьба выборов стала решена в момент, когда опасавшийся проигрыша Михайлов добился снятия псковского мэра с выборов. Разъяренные избиратели областной столицы сначала проголосовали против всех, а затем, подумав, отдали во втором туре свои симпатии Михаилу Варфоломеевичу.

Не было ни гроша, да вдруг алтын. Повезло, можно сказать. Впрочем, Кузнецов многому научился. Практически сразу после выборов он заявил о необходимости активизировать отношения с Единой Россией. Тенденция, однако.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама