Андрея Сычева призвали "отдать долг Родине" осенью 2005 года. Через три месяца службы в батальоне Челябинского танкового училища солдат-срочник лишился обеих ног, пальцев рук и гениталий. Ампутация "по жизненным показаниям". Гангрену, вызванную, как указывается в заключении прокуратуры, "позиционным сдавливанием нижних конечностей и половых органов", иначе уже было не остановить. В новогоднюю ночь шестеро старослужащих и трое офицеров четыре часа истязали рядового Сычева. Военные медики части, к которым он обратился на следующий день, необходимой помощи не оказали. Только 4 января, когда солдат не смог встать на построение, его отправили в военный госпиталь, где диагностировали тромбоз вен. Мать Сычева проинформировали о случившемся только после того, как Андрей был прооперирован в городской клинической больнице Челябинска.
Министр обороны Сергей Иванов узнал о ЧП еще позже. Понадобился почти месяц на то, чтобы до него дошло. 25 января, вернувшись из поездки в Армению, Иванов сообщил, что был "высоко в горах" и ничего не слышал о произошедшем в Челябинске. Но заявил: "Думаю, что ничего очень серьезного там нет. Иначе бы я об этом обязательно знал". У потенциального преемника Путина своеобразные отношения с действительностью она, получается, существует лишь тогда, когда Иванову о ней доложили. Безопасность страны вызывает большие опасения, если министр обороны не знает того, о чем кричат даже наши придушенные СМИ. Еще большие опасения вызывает судьба государства, руководители которого не видят ничего страшного в том, что от призывника через три месяца службы остается половина.
На следующий день Сергей Иванов "поправился", заверив взбудораженную общественность: "Мы ничего скрывать не намерены. Любой случай, связанный с дедовщиной, у нас на особом контроле и тщательно расследуется". Трудно поверить в первое утверждение, когда за ним следует такое откровенное вранье. Да и относительно намерения "ничего не скрывать" о челябинском деле большие сомнения. ИА REGNUM со ссылкой на высокопоставленный источник в военном гарнизоне сообщает, что Андрей Сычев был не только зверски избит, но и подвергнут сексуальному насилию: "Военные прокуроры знают о факте изнасилования, но пока огласке этих фактов противодействует высшее московское руководство во избежание ухудшения имиджа вооруженных сил".
Первыми из высших армейских чинов дали оценку случившемуся начальник Генштаба генерал Юрий Балуевский и главный военный прокурор Александр Савенков. Савенков сказал: "За более чем 20-летнюю прокурорскую службу я не встречал более циничного и дерзкого преступления в отношении военнослужащих, а также более бездушного отношения командиров к своим подчиненным и более безответственного отношения к выполнению служебного долга". А Балуевский возмутился еще и тем, что о положении дел в этой части ничего не знало военное руководство. Заместитель главнокомандующего сухопутных войск РФ Владимир Молтенский сначала оповестил о решении расформировать Челябинское танковое училище. Однако уже на следующий день заявил, что в ближайшие годы оно закрыто не будет: "Училище действует и будет существовать в рамках федеральной целевой программы реформирования военного образования и утвержденного Министерством обороны плана реформирования". Очень похоже на "исправление ошибок" после нагоняя, полученного за опрометчивые высказывания от старших товарищей, озабоченных исключительно имиджем вооруженных сил.
Наш Северо-Западный регион тоже может предъявить немало фактов, подтверждающих существование пресловутой круговой поруки и "заговора молчания", традиционно сопутствующих преступлениям в российской армии.
В апреле прошлого года, когда 12 матросов сбежали из расположенной в Ломоносове воинской части, военная прокуратура поспешила объявить, что призывники лгут о якобы применявшемся к ним насилии "дедов", и что они самовольно оставили часть потому, что "им не давали выпивать". В июле огласили приговор: Кронштадтский гарнизонный суд подтвердил, что матросов-срочников избивали, вымогая у них деньги. Одного из виновных старослужащих приговорили к 3,5 годам лишения свободы, второго к году условно и возмещению материального и морального вреда. Но никто из виновных в попустительстве офицеров не предстал перед судом. Один из потерпевших был комиссован из армии "по состоянию здоровья".
В ноябре 2005 года мать рядового срочной службы Елена Пуськова сообщила в организацию "Солдатские матери Санкт-Петербурга" о том, что несколько его сослуживцев, не выдержав издевательств и регулярных побоев, сбежали из части ЛенВО. Всех беглецов, кроме одного, поймали и вернули в часть. После чего над ними продолжили измываться, пытаясь выяснить, где может находиться не найденный беглец. По словам Пуськовой, ее сына офицеры заставляли в полном обмундировании ночью ходить в "полуприсяде" (с той же "забавы", кстати, начиналась и экзекуция над челябинским солдатом), били его бронежилетом по шее.
В том же месяце к правозащитникам обратилась мать солдата-срочника, сбежавшего из воинской части 3705, расположенной в Сосновом Бору. По ее словам, сына заставляли ночью ходить голым по снегу, держали в клетке и зажимали пальцы плоскогубцами. Организация "Солдатские матери Санкт-Петербурга" обратилась в региональную военную прокуратуру, где им сообщили буквально следующее: "Этот инцидент еще не расследовали, а вообще военная часть 3705 числится на хорошем счету". Между тем, по сведениям "Солдатских матерей", в мае того же года несколько служащих этой части по решению гарнизонного суда привлекались к ответственности по статье о нарушении уставных взаимоотношений. В декабре военная прокуратура гарнизона Сосновый Бор возбудила уголовное дело по факту самовольного оставления воинской части двумя солдатами срочной службы. Одному из рядовых, Виталию Агееву, удалось добраться до Иркутской области, где он был госпитализирован с диагнозом "обморожение".
24 января этого года "Солдатские матери Санкт-Петербурга" сообщили о гибели солдата Романа Пономарева в сосновоборской воинской части. Возбуждено уголовное дело по статье 110 УК РФ "Доведение до самоубийства".
В декабре 2004 марте 2005 года 22 рядовых, проходивших службу в одной из частей спецстроя России, дислоцированной в Сосновом Бору, были госпитализированы с диагнозом "пневмония". Руководитель организации "Солдатские матери Санкт-Петербурга" Элла Полякова утверждала тогда, что на самом деле заболевших солдат было гораздо больше. Полякова рассказала, что к ней обратился помощник одного из депутатов, сообщивший в медсанчасти Соснового Бора (военный госпиталь принять отказался) находится от 30 до 40 солдат, которым диагностирована крайняя степень дистрофии и пневмонии. Прокуратурой ЛенВО было возбуждено уголовное дело в отношении командира части Владимира Оленберга. Однако дело было прекращено с формулировкой "за отсутствием состава преступления". Как прокомментировали тогда корреспонденту АЖУРа в военной прокуратуре, "массовые случаи заболевания скорее были обусловлены особенностями организма самих военнослужащих". Элла Полякова утверждает: "Эта часть нам давно известна. В нее призывают самых негодных к военной службе. Там мы вытаскивали инвалида с детства, там больные с психическими заболеваниями, наркоманы и судимые. Все это - в спецстрое. Эта часть знаменита тем, что они строили Константиновский дворец вместе с гастарбайтерами. Эта часть известна тем, что ребята без средств защиты работают на атомном могильнике, на атомной станции".
В декабре 2005 года "Солдатские матери" проинформировали военную прокуратуру о том, что офицеры одной из частей ЛенВО продали рядового в рабство владельцу кафе. "Нам известны многочисленные примеры использования солдат-срочников в качестве рабов, - говорит Элла Полякова. Недавно, например, мы передали в военную прокуратуру материалы о военнослужащих, которых заставляли перевозить стройматериалы на военной технике".
Сейчас "Солдатские матери Петербурга" ведут расследование обстоятельств гибели солдата Ленинградского военного округа, умершего, по одной из версий, от переохлаждения в пик нынешних январских холодов. Правозащитники сомневаются, что в случившемся виноваты только морозы. Практика "пыток холодом", как показали и скандальные события прошлого года, получила распространение в российской армии. "Больше всего у нас претензий к военной части в Пушкине, - говорит Элла Полякова. - Это сборный пункт, где держат в том числе и бежавших из части, там солдат просто сознательно морозят". По словам Поляковой, жители Пушкина сообщали о том, что срочников заставляют мыться в холодной бане, после чего выдают грязное вшивое исподнее, теплого белья у них нет, вещи для солдат собирают сердобольные граждане.
Вот и СМИ, рассказывающие о последней трагедии в Челябинске, с умилением сообщают о том, как люди горячо откликнулись на случившуюся с Андреем Сычевым трагедию: "девушки плачут, предлагают ему руку и сердце, бабушки готовы выслать банки с вареньем, земляки собирают деньги..."
Между тем ни официальные власти, ни Министерство обороны не спешат взять на себя хотя бы материальную ответственность за жизнь и здоровье Андрея и его семьи (матери и трех сестер), лишившейся единственного мужчины. Рано, мол, что-либо предпринимать, надо дождаться окончания следствия. Следствие у нас, как известно, может длиться годами. Состояние Андрея Сычева "стабильно тяжелое". Как и состояние нашей армии. Которой командует министр обороны, ни дня в ней не служивший. И не рискнувший отправлять туда собственного сына (Иванова-младшего, благополучно отучившегося в МГИМО, пристроили к теплой трубе "Газпрома" - на должность вице-президента Газпромбанка).
"Над армией должен быть установлен жесткий гражданский контроль, - настаивает депутат ЗакСа Вячеслав Макаров, прежде занимавший должность начальника кафедры академии им.Можайского. И не надо встречать в штыки деятельность тех общественных организаций, которые пытаются его проводить".
Экс-министр обороны Павел Грачев называл организации Солдатских матерей "угрозой для общества". Нынешний министр, Сергей Иванов отзывается о них презрительно, не иначе как о "так называемом Комитете солдатских матерей". Его коллеги по ФСБ усердствуют в поиске новых доказательств "шпионской" деятельности правозащитников. Между тем тысячи российских юношей покидают родину, не находя иного способа избежать призыва в такую армию это явление уже классифицируется экспертами как "новый вид эмиграции". А "так называемые" матери продолжают вести неравный бой с отечественной военной машиной, превращающей наших детей в инвалидов или "груз 200".
В Петербург только в январе наступившего года четверых солдат-срочников вернули домой в гробах. За весь прошлый год было восемь. Это и есть удвоение ВВП?
Татьяна ЛИХАНОВА
Статьи 27 января 2006, 17:37
О редакции Реклама
-
© ZakS.Ru, 2002—2026.
Все права защищены. [18+]
При использовании материалов ЗАКС.Ру на других ресурсах указание "ЗАКС.Ру" как источника и активная гиперссылка на наш сайт обязательны. - Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
-
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
И.о. главного редактора: Леньков К.С.
+7 (931) 287-80-09 info@zaks.ru
199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1 -
Муниципальные депутаты предложили пересмотреть правила дизайн-кода Петербурга
ЗакС, научно-техническое развитие и ветераны труда
Кадры: Заседание ЗакСа 4 февраля
Депутат Павлов открыл музей Айн Рэнд в Петербурге