ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 27 января 2007, 21:58

Отчет с круглого стола "Что такое экстремизм?"

25 января прошел круглый стол, организованный порталом ЗАКС.Ру, Институтом региональной прессы и организацией "Гражданский контроль". Темой обсуждения стал вопрос, что такое экстремизм в современной России.
Вот отрывок из пресс-релиза круглого стола:
"Мирные акции Движения гражданских инициатив, Объединенного гражданского фронта, демократической партии "Яблоко", НБП не согласовываются властями под любым предлогом и пресекаются милицией, а акции "Молодой гвардии "Единой России", "Наших", "Единой России", наоборот, милицией охраняются. Участников оппозиционных акций заносят в списки экстремистов.
Что же такое экстремизм с точки зрения властей и правоохранительных органов?
Чем руководствуются власти, запрещая мирные акции? Конституцией? Законом "Об экстремизме"?
Является ли выражение недовольства политикой существующей власти
достаточным основанием для занесения в списки экстремистов?
Участие в обсуждении вопроса "Что такое экстремизм?" приняли:
- председатель Санкт-Петербургского отделения Объединенного гражданского фронта Ольга Курносова;
- сопредседатель Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик;
- комиссар ленинградского отделения Национал-большевистской партии Андрей Дмитриев;
- представитель Движения сопротивления имени Петра Алексеева Дмитрий Жвания;
- руководитель отделения движения "Наши" Леонид Курза;
- руководитель информационно-аналитической службы ДПНИ (Движения против нелегальной иммиграции) в Петербурге Игорь Богацкий.

Не явились на круглый стол, приглашенные представители правоохранительных органов из 18-го отдела УБОП по борьбе с терроризмом и экстремистскими проявлениями. Также, к сожалению, не смогли явиться на круглый стол депутаты Законодательного собрания Вадим Лопатников, представляющий "Единую Россию", и Максим Резник председатель регионального отделения партии "Яблоко". Однако вместо Резника пришел его заместитель Юлий Андреевич Рыбаков, которому и пришлось выступать первому.

По мнению Юлия Андреевича, "экстремизм экстремальная реакция на не экстремальную ситуацию. Ведь если ситуация экстремальна, и ответ на нее экстремален это норма, в обратном же случае, мы переходим грань дозволенного, что уже можно назвать экстремизмом".
"В настоящее время, продолжил Рыбаков, существующая власть называет экстремистами Национал-большевистскую партию, члены которой себя таковыми не считают. Но если предположить, что ситуация изменится и к власти придет НБП, то вполне вероятно, что и они назовут экстремистами тех, кто будет приходить к Смольному и выкрикивать лозунги: "Долой НБП".
Экстремизм, по словам Рыбакова, характерен насильственными действиями по отношению к власти. Но вот где та грань, после которой можно оправдать применение насилия? На этот вопрос и предлагает найти решение Юлий Андреевич.

Вторым на круглом столе выступал Игорь Богацкий, руководитель информационно-аналитического центра ДПНИ.
Свое выступление Богацкий начал со слов благодарности присутствующим за то, что они собрались, в таком пестром политическом составе, для обсуждения действительно острой и наболевшей темы.
Далее, продолжая уже о теме встречи, Богацкий высказал мнение, что "экстремизм это деяние, которое способно провоцировать насилие или осуществлять его. Но существует много политических процессов, которые заведомо связаны с насилием, дело в том, что политика вообще завязана на насилии".
Продолжая свою речь, Богацкий решил привести личный пример: "Движение ДПНИ говорит, что нелегальная иммиграция ведет в перспективе к гражданской войне и распаду страны.
Такие слова можно трактовать как констатацию факта, а можно как призыв к насильственным действиям против иностранцев, отметил Игорь Богацкий. - ДПНИ называют экстремистами потому, что оно поднимает вопросы, потенциально связанные с насилием, вопросы, которые боится поднимать власть".

Следующим слово взял политический противник предшествующих ораторов, руководитель местного отделения "Наших", Леонид Курза, который сразу попытался отделить мух от котлет: "Экстремизм это совершенно четкое понятие, закрепленное в законодательстве России. Согласно федеральному закону можно точно определить, кто является экстремистом, а кто нет. Экстремистами являются все, разжигающие вражду между народами, напомнил присутствующим Леонид Курза, и сразу же привел пример экстремистских организаций, указывая на их представителей, присутствующих в зале. И, конечно, такие организации, как НБП и ДПНИ, должны быть запрещены. Поэтому, те действия, которые осуществляет государство в отношении этих организаций, вполне обоснованны, учитывая те мероприятия, которые они проводят. Эти мероприятия нарушают законодательство нашей страны и не ведут к чему-то позитивному вообще".

Далее очередь в дискуссии перешла к Владимиру Соловейчику, сопредседателю Движения гражданских инициатив, который, по его словам, решил оживить, до этого момента, "абстрактную дискуссию" примерами из собственной биографии. Как сказал Владимир Соловейчик, накануне саммита "Большой восьмерки", проходившего в Петербурге, он попал в список 678 экстремистов. Причем этот список был составлен не судом или прокуратурой, как того требует закон "О противодействии экстремистской деятельности", а полковником Чернопятовым, начальником 18-го отдела УБОП.
"Экстремистами у нас назначают по распоряжению милицейского начальства, а закон о противодействии экстремизму не соблюдают даже те, кто должен его соблюдать в первую очередь. Экстремисты это те, продолжил Соловейчик, кто нарушает законные, конституционные права граждан, а те милицейские начальники, кто незаконно вписывает граждан в списки экстремистов, как раз попадают под это определение. Экстремисты те, кто пытается ломать людям жизнь исходя из своих политических и конъюнктурных соображений".
"Экстремизм это насильственные действия, направленные на нарушение конституционных прав граждан, взяла слово Ольга Курносова, председатель Объединенного гражданского фронта. Политические экстремисты для меня сейчас это те люди, которые стоят у власти. Именно они используют силовые методы для ущемления прав граждан".
"За последний год, продолжила Курносова, несмотря на то, что мы подавали заявки на проведение различных акций, нами и властями не было согласовано ни одного митинга или пикета. В итоге после каждого мероприятия нас забирали в милицию. И, несмотря на то, что все суды по поводу действий милиции мы выигрывали, нас продолжали задерживать. Причем каждый раз эти задержания становились все жестче! Все это можно назвать акциями устрашения в адрес людей, которые хотят протестовать против нарушений государством прав граждан.
Если люди выходят на улицу, значит, в стране что-то не так. Нормальная власть на это реагирует оценкой своих действий и ошибок. А если власть реагирует на это притеснениями граждан, значит, эта власть ненормальна!"

Представителем Движения сопротивления им. Петра Алексеева на круглом столе был Дмитрий Жвания, журналист и редактор сайта Диктату.Нет. Свое выступление он начал с объяснения того, почему он выступает от лица ДСПА: "Меня попросили выступить от ДСПА по той простой причине, что ребята, которые состоят в этой организации, боятся ходить по улице, рассказал Жвания. За последнее время на них были совершены неоднократные нападения со стороны неонацистов. Сейчас в больнице на улице Костюшко лежит Иван Елин, на которого было совершено нападение, после того как он принял участие в акции "Еда вместо бомб". Иван получил 20 ножевых ранений.
У нас в России существует многочисленная антифашистская организация, поддерживаемая Кремлем. Не знаю, занимается она этой проблемой или нет
За год своего существования ДСПА провело 56 акций прямого действия. Ни в одной из этих акций не пострадало ни одного человека, ни собачки, ни кошечки, ни хомячка. Тем не менее, эти акции были названы властями экстремистскими. При этом мы видим, что прокремлевские движения получают карт-бланш на проведение своих акций. Для проведения этих акций перекрывается Кутузовский проспект. Со всей страны свозят молодых людей на эти акции. Как и Владимира Соловейчика, меня тоже преследовали люди из правоохранительных органов накануне саммита "Большой восьмерки".За мной было организовано наружное наблюдение, терроризировали не только меня, но и мою семью. Мне приходилось уходить с работы и отправляться в участок, чтобы разобраться в происходящем.
Я не понимаю, почему задерживали людей, приезжавших из Германии, Швейцарии Их задерживали под предлогом того, что они, якобы, мочились в подъездах. Русских активистов задерживали за ругательство матом, но иностранцы не говорят по-русски Их нельзя за это задержать, искали другой предлог!
Я понимаю милицию, им приходится выполнять эту работу по долгу службы, а чиновники, которые отдают эти приказания, остаются белыми и пушистыми!
Итог всех этих действий государства: мы можем оказаться в ситуации начала двадцатого века, когда люди, для того чтобы их услышали, взрывали бомбы.
Вся проблема в авторитарной политической традиции и отсутствии гражданского самосознания, чем и пользуются чиновники".

Последним взял слово председатель петербургского отделения НБП Андрей Дмитриев: "Четкого понятия, что такое экстремизм, не существует, начал свою речь Дмитриев. Сейчас это пиаровское понятие, которое используется властью для осуществления репрессий. Сейчас все, кто интересуется политикой, хочет принять в ней участие, но не назначен Кремлем, получают ярлык "Экстремист".
Пример размывания понятия "экстремизм" мы слышали в выступлении Леонида Курзы. В 2003 году на митинге, устроенном НБП против приезда Джорджа Буша и против официозного юбилея Петербурга, Леонид присутствовал и стоял под флагом НБП. Тогда ему не казалось, что мы фашисты или экстремисты, и покаяний мы от него не слышали
Нам уже надоело опровергать обвинения в фашизме. В Национал-большевистской партии состоят люди разных национальностей, и на флаге НБП изображен серп и молот, а не свастика! В нашей деятельности нет проявлений фашизма или экстремизма!
На данный момент экстремизм это действия существующей власти!"

Пожалуй, на этом можно окончить репортаж с круглого стола, так как дальше формат круглого стола не смог удовлетворить присутствующих, что понятно. Довольно сложно вести спокойную дискуссию в присутствии своих политических оппонентов. Организаторам круглого стола понятно, что такой формат не вполне подходит для подобных встреч.
Однако смеем надеяться, что в этом репортаже достаточно объективно представлены позиции всех участников мероприятия.

Владимир Иванов


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама