ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 6 октября 2008, 19:20

Контрабанда или политика: за что задержали Ольгу Курносову

Задержание одного из лидеров оппозиции Петербурга Ольги Курносовой - далеко не первое в череде задержаний представителей оппозиции. Как правило, такие задержания проводятся в преддверии президентских, парламентских выборов, приезда в регион руководителей или же в качестве профилактики мероприятий накануне оппозиционных выступлений вроде "Маршей несогласных". Учитывая богатый опыт  и обширное количество информации о практически всех лидерах оппозиционного движения, у власти есть несколько рецептов физической нейтрализации оппозиции, будь то похищение в ряды российской армии или обвинение в контрабанде пол-литровой банки черной икры, это всегда подмена понятий и дискредитация оппозиционеров в глазах простых граждан России.

Например, в декабре 2007 года, накануне президентских выборов,  один из координаторов молодежного оппозиционного движения "Оборона" Олег Козловский был задержан около своего дома сотрудниками военкомата, и насильно доставлен в ряды российской армии. Хотя у Козловского было две отсрочки, его неоднократно переводили из  одной военной части в другую, затем содержали в военном госпитале в Подмосковье. Козловский был отпущен с извинениями на следующее же утро после окончания подведения результатов по президентским выборам.

В Петербурге лидер отделения партии "Яблоко" Максим Резник был арестован в ночь выборов 2 марта. Это совпало не только с выборами, но и с надвигающимся съездом "Яблока", где у него были шансы стать лидером старейшей демократической партии. По санкции Дзержинского суда политик провел в СИЗО 17 дней, а затем был выпущен. Само дело фактически даже не начали рассматривать – в сентябре оно было закрыто по соглашению сторон на втором же заседании.

Дело Ларисы Арап в Мурманске стало известно на всю страну этим летом. 5 июля активистка мурманского отделения ОГФ Лариса Арап была принудительно помещена в психбольницу, где она дважды объявляла голодовку. Суд признал ее госпитализацию законной. Арап занималась как раз защитой прав душевнобольных. В ОГФ считают, что ей отомстили за статью "Дурдом", опубликованную в июне в мурманском выпуске газеты "Марш несогласных", где она приводила факты применения пыток к детям в местной больнице. Лишь 20 августа Арап выписали из больницы.

Журналист, уроженка Молдовы Наталья Морарь до сих пор не допущена к въезду в Россию. Ее публикации были посвящены проблемам коррупции в России. В декабре 2007 года Наталья Морарь опубликовала статью "Чёрная касса Кремля", в которой писала о неком фонде, через который во время парламентских выборов 2007 года были незаконно поставлены в финансовую зависимость все основные политические партии России, начиная с  "Единой России" и заканчивая оппозиционными партиями.

Превентивные меры локализации оппозиции в Москве 6-7 мая 2008 года  проходили по уже налаженной схеме. За день до инаугурации на вступление в должность Дмитрия Анатольевича Медведева на пост президента Российской федерации 6 мая были задержаны почти все политические лидеры и ключевые активисты Москвы. К примеру, Роман Доброхотов (лидер движения "Мы") был задержан и доставлен в отделение на станции Метро "Проспект Мира" в 5 км от места проведения несостоявшегося в тот день Марша Несогласных.  Уже упомянутый Олег Козловский был арестован в тот день  на 15 суток. Он  объявлял голодовку в отделении, а потом спустя полгода доказал в суде незаконность своего ареста.

Однако на этот раз за решетку политического деятеля решили не упекать. Ольга Курносова приехала в Астрахань на конференцию объединения демократов, которые в середине декабря этого года планируют создавать новую организацию. В поезде, на пути обратно в Петербург, ее и задержали -  при осуществлении выборочных поисковых мероприятий в рамках межведомственной операции "Путина-2008". Соратники Курносовой по ОГФ немедленно обвинили власти в "политическом заказе", по их мнению, задержание оппозиционера являлось чистой воды "политтехнологической подставой". Правда, сначала они утверждали, что икру ей подарили астраханские товарищи, но почти сразу переменили линию поведения, признавая, что икру она купила, но банка, дескать, была заводской, то есть легальной.

Ольгу Курносова попыталась решить вопрос за счет своего весомого политического авторитета. Астраханские новостные порталы цитируют официальное сообщение астраханских милиционеров: "Как сообщили в правоохранительных органах, нескрываемое удивление работников транспортной милиции вызвало заявление правонарушительницы о том, что такой значимый для страны человек как она не может подвергаться преследованию со стороны правоохранительных органов за столь мелкие нарушения".

При этом Курносова, продолжают удивляться стражи порядка, "сообщила присутствующим, что является одним из руководителей межрегионального общественного движения "Объединенный гражданский фронт", известного своей оппозиционной направленностью к политическому курсу руководства страны, неоднократно принимала непосредственное участие в организации большинства проводимых оппозицией в последние годы резонансных протестных акций, таких, например как "марши несогласных", характеризующихся массовыми антиобщественными проявлениями".

Чтобы понять суть претензий правоохранительных органов к любительнице морепродуктов, нужно разобраться в содержании действующих нынче законов.
Дело в том, что в 2007 году были приняты поправки к федеральному закону "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов". В новой редакции статьи 54 говорится об изъятии незаконно добытых (выловленных) водных биоресурсов и орудий незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов - изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, подлежат возвращению в среду обитания. А если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Как отмечают эксперты, подобные меры были предприняты российскими властями для пресечения торговли незаконно добытой икрой и осетровыми под видом реализации конфиската. С момента принятия данных поправок к закону легальная продажа незаконно добытой икры оказалась просто невозможной, так как после изъятия у браконьеров она должна быть уничтожена.

Несмотря на то, что официальный промысел осетров для добычи икры остановили, тем не менее, в магазинах до сих пор имеется этот продукт. Дело в том, что разрешена добыча икры в научных целях и в случае, если учеными она оказалась забракована, то е могли направить на продажу. Второй источник вполне официального появления деликатеса на прилавках – искусственное выращивание икры в рыбоводных хозяйствах. Подобная практика все более распространяется на Западе, но и наши предприятия уже наладили такое производство. Достаточно набрать в поисковике словосочетание "черная икра", и обнаружатся сайты официально продающих этот продукт предприятий и организаций.

Само собой, браконьерство в результате принятых мер не исчезло, хотя и должно было сократиться. Теперь результаты опасных трудов нелегалов можно купить где-нибудь на рынке "из-под полы", либо случайно нарваться в магазине на подделку под легально произведенную продукцию.

Теперь вернемся к "делу Курносовой". Слова ее соратников не проясняют, то ли икру ей подарили архангельские коллеги по нелегкой борьбе с режимом, то ли она все-таки купила ее сама. В любом случае, по данным газеты "Труд", в 2008 году черная икра в нашей стране стоит примерно 180 000 за килограмм, как и на Западе, где ее также оценивают в сумму около 7 тысяч долларов. Немаленькая цена для "сувенира из Астрахани".

Не менее любопытен и факт интереса сотрудников милиции персонально к Ольге Курносовой и тому, что она везет домой из Астрахани. Совпадение? Судя по информации в Интернете, в Астрахани информация о сложностях, которые могут возникнуть при обнаружении черной икры нелегального происхождения, хорошо известны и местные жители о них знают. В связи с этим невольно напрашивается мысль о провокации – приезжие могут быть и не в курсе, чем им грозят такие подарки. В   этом случае понятно, почему интерес возник именно к этому пассажиру поезда.

Курносову, тем не менее, выпустили под подписку о невыезде. Известно, что многие оппозиционеры любое свое преследование трактуют как политическое, даже если их задерживают за вождение в пьяном виде, и ведут себя так же, как власти, которые любую критику объявляют "политическими заказами". Может быть, иногда дело действительно заключается в правонарушениях, а не политике? Ведь их могут допускать даже самые значимые для страны люди.

Обвинение Курносовой по статье 175 Уголовного кодекса России "Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем" сомнительно. Так и видится картина, как женщина отправляется в Каспийское море ловить рыбу, а потом нацеживает себе поллитра икорки на дорогу. Или и того почище – перед самой посадкой в поезд вырывает из рук какого-нибудь продавца заветный деликатес и заскакивает в поезд на ходу. В таком случае, согласно первой части статьи 175, ей грозит наказание штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы за период до одного месяца. Возможно и привлечение к обязательным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Хотя, возможно, правоохранительные органы Астрахани сумели документально зафиксировать переговоры Ольги Курносовой с какими-нибудь браконьерами, где она упрашивает их незаконно добыть ей немного черной икры. В таком случае оппозиционерку обвинят по второй части статьи - за деяния, совершенные  группой лиц по предварительному сговору. За это могут наказать ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Хотя, возможна замена - в размере заработной платы за период до одного месяца.

Совсем уже печальным для активистки может оказаться ситуация, если выяснится, что для получения полукилограмма икры Ольга Курносова активно пользовалась своим служебным положением. Тогда ее могут приговорить к лишению свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до ста минимальных размеров оплаты труда. Или заменить все это штрафом в размере заработной платы за период до одного месяца.

Остается дождаться окончательного судебного решения. Очень может быть, что астраханские правоохранительные органы так и не сумеют доказать факт приобретения черной икры заведомо преступным путем.

Юлия Малышева
Алексей Дьяченко

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама