ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 5 декабря 2008, 17:52

Алексий II: кого мы потеряли

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II возглавлял Русскую православную церковь 18 лет. После кончины Патриарха Пимена в мае 1990 года он был избран на этот пост уже в июне в непростой обстановке –  фактически уже на обломках СССР. Страна стремительно менялась, и было непонятно, нужно ли при этом меняться и такому консервативному институту, как церковь. Пимен возглавлял церковь в советском государстве, и зачастую его деятельность была ограничена вполне понятными рамкам и жестким контролем со стороны государства. Алексию предстояло фактически заново определить роль и место церкви в абсолютно новых условиях.

На самих выборах патриарха митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий обошел митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Филарет (Денисенко) считался фаворитом, но не прошел во второй тур (возможно, из-за того, что, как считалось, его поддерживали в уже потерявшем всякий авторитет ЦК КПСС – служивший же долгое время в Эстонии Алексий ассоциировался с переменами. Кстати, в биографии будущего патриарха было и служение в годы войны алтарником в храме, где окормлялась воевавшая в составе вермахта 1-я национальная армия, или дивизия "Руссланд", состоявшая из бывших белогвардейцев). Менее чем через два года Филарет был смещен с поста Киевского митрополита, лишен сана и впоследствии основал независимую Украинскую православную церковь Киевского Патриархата. Она до сих пор не признана поместными церквями, и сам факт существования УПЦ является фактором постоянного раздражения в отношениях иерархов Москвы и Киева.

Впрочем, и самого Алексия II впоследствии обвиняли в сотрудничестве с КГБ. Были обнародованы документы, указывавшие на то, что долгое время священник действовал в Эстонии под кодовым именем агента "Дроздов". Якобы он был завербован в 1958 году.

Начало
Алексию II предстояло возрождать  православные традиции в новой России. Уже 23 сентября 1990 года в Москве состоялся первый в новейшей истории столицы Крестный ход, который во главе с Алексием прошел от стен Кремля к храму Большого Вознесения. 1 октября 1990 года был принят закон "О свободе совести и религиозных организациях", утвердивший за отдельными приходами, церковными учреждениями, в том числе и Патриархией, права юридического лица. После распада СССР почти сразу был принят российский закон "О свободе вероисповеданий", который действует и поныне.

Патриарх принялся за работу по возвращению церковного имущества, открытию храмов, возобновлению служений. Надо сказать, что в начале 1990-х новые власти страны, стремившиеся поскорее "отряхнуть с ног прах" СССР,  всячески помогали РПЦ. Возрождение православной традиции считалось одним из главнейших символов возрождения России. В 1991 году Алексий II  заново освятил в Новгороде Софийский собор, закрытый в 1929 году; возродились Валаамский, Соловецкий, Донской, Новоспасский и другие монастыри. А в 1992 году было возобновлено служение и в соборах московского Кремля.

Одним из символов возрождения церкви в России стало сооружение заново храма Христа Спасителя. Закладной камень установили в декабре 1990 года, освящение нижнего Спас-Преображенского храма произошло в 1996 году, а полностью храм был завершен к 1999 году. Впрочем, этот храм стал, к сожалению, символом не только возрождения церкви, но и перерождения страны. Барельефы и росписи собора не раз критиковали за спорную художественную ценность и отход от оригинала, да и наличие подземного паркинга вызывало вопросы. Кроме того, практически все залы и помещения храма доступны для коммерческой аренды.

Церковь и деньги
В то же время Патриархия озаботилась и возрождением былого, дореволюционного, материального благосостояния. В 1990-е годы было множество скандалов, связанных с коммерческой деятельностью РПЦ. Еще в 1992 году на благотворительном вечере банкиры (например, ныне покойный руководитель "Инкомбанка" Владимир Виноградов) собрали 10 млн рублей как стартовый капитал для предпринимательской деятельности в рамках РПЦ. Организацией вложения денег занялся Отдел внешних церковных сношений (ОВЦС) во главе с митрополитом Кириллом (Гундяевым). Были организованы такие структуры, как "Церковный благотворительный центр "Ника", Штаб по гуманитарной помощи РПЦ. Деятельность церкви, по закону, не облагалась налогом на прибыль.

В 1995 году РПЦ получила право на беспошлинную торговлю сигаретами. "Ника" занималась не только сигаретами, но действовала и на финансовом рынке, и инвестировала. В 1996 году художественное предприятие РПЦ "Софрино" получило от Комиссии по вопросам международной гуманитарной и технической помощи при Правительстве РФ разрешение на беспошлинный ввоз в страну вина. А ОАО "Международное экономическое сотрудничество" принимало участие в операциях по торговле нефтью. Продолжать можно долго, потому что многочисленные организации, так или иначе связанные с РПЦ, упоминались в связи с самыми разнообразными видами бизнеса, от торговли куриными окорочками до автозаправочного бизнеса, и даже добычи алмазов.

"Архиерейский Собор в феврале 1997 года объявил, что годовой бюджет Патриархии в 1993-94 годах составлял около 1 млн. долларов, 1995-96 годах - по 2 млн. долларов. Однако, по официальным данным, только от отравления населения России махоркой – продажи беспошлинно ввозимого табака – в 1995 году  Отдел внешних церковных сношений получил 75 млн. долларов, а в 1996-м – 23 млн. долларов. Так, Николо-Угрешский монастырь (находится в прямом подчинении Патриарха) только от спаивания населения "зеленым змием" –реализации алкоголя – получил 350 млн. долларов. Факт торговли подобной "гуманитарной помощью" с перечислением денег "табачным митрополитам" и "водочным монахам" официально подтвержден по моему запросу прокуратурой", - писал священник Глеб Якунин .

В ноябре 2004 года были внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, освобождающие религиозные организации от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, на которых расположены здания религиозного или благотворительного назначения.


Рост влияния
Церковь росла, рос и ее авторитет. Если в июне 1990 года в РПЦ было 92 архиерея, то в декабре 2007 года их число составило уже 193. Если в 1989 году общее количество приходов было 9 734, то в 2007 – уже 27 942. Количество монастырей выросло с 35 до 732, священников и диаконов превысило 29 тысяч (8 100 в 1989 году). На июнь 2008 года, согласно докладу Патриарха Алексия II на Архиерейском соборе, РПЦ имела 156 епархий, 196 архиереев, 29 141 приход с 30 544 священнослужителями, 769 монастырей.

Новейшая история церкви сильно напоминала новейшую историю российского государства. Выстраивать вертикаль власти Алексий II начал задолго до появления Владимира Путина на политической арене. Например, одна из главных претензий его оппонентов состоит в том, что за период его первосвятительства ни разу не собирались Поместные соборы - собрания епископата, клириков, монашествующих и мирян РПЦ, органа, которому по Уставу РПЦ принадлежит высшая власть в области вероучения и канонического устроения. А новый устав, принятый в 2000 году, и вовсе установил, что Поместные соборы собираются по мере надобности Архиерейским собором или самим Патриархом. Надобность такая не наступила и после этого.

Отношения с властью у Алексия II всегда были хорошими. Президент Владимир Путин регулярно присутствовал на пасхальных и рождественских службах, проводимых лично патриархом в храме Христа Спасителя. Именно при Путине появилась традиция присутствия на этих службах высшего руководства страны чуть ли не в полном составе.

– Желаю, чтобы воскресший Господь укрепил вас в подвиге, который вы совершаете на благо народа, – с такими словами обращался патриарх к Путину. "В разговоре с президентом он отметил радостное настроение москвичей, посещающих храмы. "Сегодня на вопрос, все ли у них есть для жизни, они отвечают: "Все есть". Еще несколько лет назад не чувствовалось такого оптимизма", – заявил Алексий II", – писала Газета.Ру в апреле 2006 года.

Близость к власти также была предметом критики Алексия II. Именно этим был вызван, например, недавний скандал с епископом Диомидом. Архиерей Анадырский и Чукотский обвинял патриарха в "отступлении от чистоты православного вероучения", выпустив соответствующее обращение, а впоследствии предал патриарха анафеме. В 2008 году Диомид был лишен сана за раскольническую деятельность.

– Московская патриархия оказалась верна себе: срастание с властью, со сталинской ли, андроповской ли, или нынешней, — вот ее главная, не подлежащая никакому сомнению святыня, посягательство на которую карается немедленно и беспощадно, без всякого канонического крючкотворства, - так прокомментировал ситуацию историк церкви и публицист игумен Иннокентий Павлов.

Русская православная церковь не всегда действует параллельно власти. Взять, например, вопрос об Абхазии и Южной Осетии.  Сколько не добивались церковные иерархи-сепаратисты того, чтобы их признала РПЦ, ничего на этом поприще не добились. Даже после того, как Россия официально признала отторжение Абхазии и Цхинвальского региона от Грузии, РПЦ продолжает заявлять, что считает эти земли канонической территорией Грузинского патриархата. Впрочем, судя по всему, это происходит лишь для того, чтобы не потерять более весомого присутствия в Украине.

– Мы до сих пор подтверждаем, что считаем и Абхазию, и Южную Осетию канонической территорией Грузинского Патриархата. С одной стороны, это связано с незыблемостью принципов церковного права: политическая целесообразность не может и не должна быть для Церкви выше канонов. С другой стороны, когда наши церковные дипломаты смотрят в сторону Кавказского узла, они учитывают, прежде всего, положение Церкви на Украине. Если мы сейчас в одностороннем порядке объявим Абхазию и Южную Осетию своей церковной территорией, наша позиция по Украине сильно ослабнет и в политическом смысле, и нравственном, – заявил дьякон Андрей Кураев, который часто выступает в роли популяризатора позиции РПЦ по разным вопросам.

Расширение влияния
Тем не менее, одним из главных деяний Алексия II на посту предстоятеля РПЦ стало объединение РПЦ и РПЦ за рубежом. Раскол церкви произошел в 1927 году, и именно на почве "сергианства", то есть сотрудничества с властью. "Зарубежники" считали власть большевиков "властью антихриста" и наотрез отказывались сближаться с теми, кто, по их мнению, предал церковь. "Советское" государство могло менять политическую тактику в отношении Православной веры и Церкви, но не могло изменить своей природы как государства уголовного, переступающего во всех нужных для себя случаях свои собственные законы, и антихристова, продолжающего питаться антихристианской идеологией и духом… Ересь не была осуждена Московской патриархией. Одновременно с этим еретичеством возникло и другое. Под нажимом властей хрущевского периода, заинтересованных в развитии "разрядки" и "мирного сосуществования" разных политических систем. Московская Патриархия в 1960-х годах вступила в так называемое экуменическое движение, которое раньше, в 1948 году официально объявила "Вавилоном" и "несовместимым с Православием" идейным течением. Но КПСС приказала, - Патриархия ответила: есть!", - писал, например, протоиерей Лев Лебедев, перешедший в лоно РПЦЗ после 22 лет служения в РПЦ.

Однако в 2003 году в Нью-Йорке состоялась встреча первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра с президентом Владимиром Путиным. И 17 мая 2007 года в Москве в том же храме Христа Спасителя патриарх Алексий II и первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, по которому РПЦЗ "пребывает неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви". В процессе принял самое активное участие Владимир Путин.

Московский патриархат в последние годы с нарастающей силой претендовал на мировое лидерство в православном мире. Эту роль играла и играет Константинопольская патриархия, в последние годы очень малочисленная, но зато очень авторитетная. Московской патриархии, несмотря на осторожные попытки, ни разу не удалось поколебать позиции Вселенского патриарха в православном мире, хотя неформально именно Москва пытается позиционировать себя как центр противостояния влиянию Рима.

В этом вопросе власть открыто вставала на сторону Московского патриархата. "Логично ли, правильно ли, достаточно ли мудро было бы сегодня передоверить судьбу христианства в целом вот этому иерарху (патриарху Варфоломею), находящемуся в известной ситуации, и считать его первосвященником православного мира? Я уверен, что никто с этим никогда не согласится", - сказал в апреле 2008 года председатель комитета Госдумы по делам СНГ Константин Затулин в Киеве на международной конференции, посвященной 1020-летию Крещения Руси. "Насколько я знаю позицию патриарха на этот счет, давайте будем откровенными, Варфоломей - это патриарх, который ищет себе паству, потому что он находится вне православной среды и чрезвычайно зависит от властей страны пребывания", - добавил депутат.

Столкновения мнений у патриархий происходили, например, по поводу поместных церквей. Москве удалось добиться того, что Константинополь так и не признал Украинскую православную церковь (что было в этом году весьма реально), зато, например, она проиграла в аналогичной ситуации в Эстонии. Продолжаются и трения по поводу организации приходов в Молдавии Румынской православной церковью. Кроме того, Константинополь принимал в свою юрисдикцию лишенных сана иерархов РПЦ, что вызывало явное неудовольствие Москвы.

За сохранение "канонической" территории РПЦ всякий раз бьется ожесточенно. Несмотря на экуменистические наклонности, РПЦ так ни разу и не допустила Папу Римского на территорию России. Иоанн Павел II, посетивший около 130 стран, побывавший даже в Греции, мечтал побывать и в России, но так и не смог этого сделать. "В повестке дня наших двусторонних отношений с Римско-Католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения. Среди них — вопрос о миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ", - говорил Патриарх летом 2008 года.  Впрочем, несмотря на постоянные заявления РПЦ о недопустимости прозелитизма, ни католики, ни представители других конфессий и религий никогда не жаловались на притеснение по религиозному признаку в России.

В свою очередь, 27 марта 2007 года Священным Синодом была принята Концепция миссионерской деятельности РПЦ. Кроме того, в последнее время РПЦ добилась возвращения в собственность ряда объектов за рубежом, в частности, нескольких подворий в Иерусалиме.

Церковь и общество
Во внутренних делах церковь действовала не менее напористо. В последние годы РПЦ последовательно настаивала на введении в школах преподавания православия в том или ином виде. В некоторых регионах страны "Основы православной культуры" даже были введены, однако каждый раз это заканчивалось крупным скандалом, сопротивлением родителей и представителей других конфессий и религий, а в некоторых случаях вмешиваться и признавать преподавание незаконным приходилось даже прокуратуре. В свою очередь чиновники не только не особенно сопротивлялись, но и видели в церкви союзника в различных проблемах общества – даже губернатор Петербурга Валентина Матвиенко не так давно призвала церковь активнее участвовать в пропаганде отказа от абортов.

В 2008 году прошел XII Всемирный Русский Народный Собор – Собор детей и молодежи, собравший в Москве около семи тысяч представителей юного поколения. "От пастырей Церкви и взрослых наставников зависит, станут ли нынешние молодые люди надежной опорой в церковном и общественном строительстве, или встанут на путь противодействия добру и Истине", - говорил сам Патриарх в докладе на Архиерейском соборе в июне 2008 года. Он также говорил о создании православных молодежных центров. А в Вооруженные силы России начали внедрять институт армейских священников.

Кроме того, церковь активно шла и в информационное пространство. Например, в 2005 году начал работу телеканал "Спас". "Пришло, наконец, время говорить о создании православно ориентированного телевидения, которое могло бы стать альтернативой заполнившей экраны телепродукции, основанной на культе развлечения, потребления, насилия, распутства, роскоши и пошлости", - говорил Патриарх.


За 18 лет Алексию II удалось сделать то, что он, видимо, и должен был сделать – создать в России новую церковь. Он выстроил ее структуру, создал систему управления и, так или иначе, обеспечил материальную базу РПЦ. В то же время РПЦ сегодня практически зеркально повторяет российское государство и его политику с его постоянными попытками расширить свое влияние во всех внешних и внутренних сферах.

Максим Молотков

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама