Напомним, с иском в суд обратились члены партии "Яблоко" Борис Вишневский, Максим Резник, Михаил Амосов и Николай Рыбаков. Они требуют отменить постановление правительства Петербурга №1079 от 22.09.2009, в котором была установлена предельная высота "Охта центра" в 403 метра. Сейчас их дело объединено с аналогичным иском активистки движения "Охтинская дуга" Анны Черновой. По мнению истцов, нарушение высотного регламента не только принято незаконно, но и ущемляет права граждан: искажает историческую панораму города, а также влечет за собой уничтожение археологического памятника — крепости Ниеншанц XVII века и крепости Ландскрона XIV века.
В начале судебного заседания истцы ходатайствовали о приобщении к делу результатов оценки видимости башни применительно к охраняемым историческим панорамам Петербурга. Этот документ был выполнен по заказу ОАО "ОДЦ "Охта" Институтом территориального развития. "Мы полагаем, что материалы, представленные в том числе на публичных слушаниях 1 сентября, доказывают тот факт, что "Охта центр" при высоте в 403 метра будет вторгаться в историческую панораму. Этот документ показывает, что башню будет видно, и даже очень хорошо", — заявил Борис Вишневский.
Фото с сайта Центра экспертиз ЭКОМ
Далее представители комитета по градостроительству и архитектуре представили суду обоснование превышения высотного регламента ОАО "ОДЦ "Охта". Напомним, судья запросила этот документ на прошлом судебном заседании. Согласно п. 3 ст. 7 Правил землепользования и застройки Петербурга, высотный регламент строительства может быть превышен в нескольких случаях: если размеры участка меньше установленных градостроительным регламентом либо если его конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики неблагоприятны для застройки.
Представитель КГА Сергей Водовозов раздал заинтересованным сторонам копии пояснительной записки к проекту постановления правительства Петербурга. Документ подписала глава комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева. "И вот это вот — все обоснование?" — спросил истец, политолог Борис Вишневский.
Согласно документу, Смольный руководствовался неблагоприятными характеристиками земельного участка. Таковыми члены правительства Петербурга считают то, что территория находится в границах водоохранной зоны, а также то, что частично в ее границах расположены охранные зоны канализационных коллекторов и газораспределительной сети. По подсчетам чиновников, подземная инфраструктура занимает около 25% площади места будущего строительства. Третий неблагоприятный для застройки фактор — сложная геометрическая форма участка, с изломанными границами. Напомним, что форма участка — трапеция.
Ознакомившись с документом, яблочники выразили недоумение, что в пояснительной записке не говорится ни слова о влиянии башни на исторические панорамы Петербурга. А также не упомянут и археологический памятник, расположенный на участке.
— Вы признаете, что на этом месте расположен археологический памятник? — спросила судья Татьяна Матусяк у представителей Смольного.
— Согласно кадастровому паспорту, на этом участке объекты культурного наследия отсутствуют, — отрапортовала представитель КГА.
— Там зона археологического наследия. Нужны раскопки перед началом строительства, этого никто не оспаривает. Но памятников на этом участке нет, — подтвердил зампредседателя КГИОП Алексей Разумов.
— Я предлагаю суду затребовать копию приказа КГИОП же, под номером 15 от 2001 года. В котором крепость Ниеншанц значится объектом вновь выявленного культурного наследия и внесена в список под номером 2019, — заявила адвокат истцов Нина Поправко.
— Вообще-то КГИОП изменил объекты охраняемого участка незадолго до слушаний. Так что я ничему уже не удивляюсь, — вставил истец Николай Рыбаков.
— К тому же 22 октября в КГИОП было совещание, где присутствовал архитектор башни Филипп Никандров. И речь шла о том, насколько высота башни имеет отношение к сохранению Ниеншанца, — добавил другой истец, Максим Резник.
Отметим, что еще на предварительном заседании суда начальник судебно-правового отдела юридической дирекции КГА Сергей Водовозов заявил, что на месте будущей башни археологический памятник отсутствует.
По итогам заседания суд удовлетворил все ходатайства истцов о приобщении к делу новых документов. В частности, на следующем заседании появится кадастровый паспорт участка, протоколы заседания и в том числе совещания КГИОП от 22 октября, а также сводное заключение КГА. Борис Вишневский, однако, таким действиям суда не радовался. "Это подозрительно, и лично меня настораживает", — поделился он с корреспондентом ЗАКС.Ру.
Чиновники же представлять суду новые документы были не рады. По каждому ходатайству представители комитета по архитектуре, комитета по управлению городским имуществом и комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории практически в один голос говорили: это не касается предмета судебного разбирательства. "Вас послушать, так вообще не надо было бы никаких документов приобщать, — заявил глава петербургского отделения "Яблока" Максим Резник. — Надо оставить только текст постановления правительства и сидеть и оспаривать его".
Представители Росохранкультуры по существу дела практически не высказывались. Впрочем, они отметили, что будут придерживаться заключения Росохранкультуры. Напомним, ведомство выявило в действиях правительства Петербурга нарушения как минимум двух законов. В частности, Смольный нарушил Градостроительный кодекс РФ и свой же закон "О границах зон охраны объектов культурного наследия". Кроме того, Росохранкультура подозревает администрацию Валентины Матвиенко в самоуправстве. Основная же претензия претензия ведомства связана с нахождением на территории строительства "Охта центра" памятника "Шведская крепость Ниеншанц".
Светлана Афонина