ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 26 декабря 2009, 18:27

Человеческий оскал милицейских реформ

Едва будучи опубликованным, указ президента "О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации" вызвал волну жарких споров и неоднозначных прогнозов. Что же в действительности двигало гарантом, какие задачи — не на бумаге, а на деле — он намерен решить путем очередного реформирования силового ведомства? А главное, получим мы на выходе милицию с человеческим лицом или, наоборот, еще более уродливого монстра в погонах с недобрым оскалом и дубинкой наперевес? Пытаясь разобраться не столько в букве, сколько в духе программного документа, корреспондент ЗАКС.Ру обратился за комментариями к представителям петербургской оппозиции из числа тех, кто с завидной регулярностью испытывает на себе повышенное внимание правоохранительных органов.

Напомним, согласно тексту документа, Дмитрий Медведев планирует до 2012 года почистить штатный состав ОВД на одну пятую, а высвобождаемые за счет сокращений средства направить на "дополнительное денежное стимулирование" оставшихся сотрудников. Кроме того, предполагается "оптимизировать структуру" силовых органов, "пересмотреть порядок отбора кандидатов для службы (работы) в ОВД с учетом их морально-этических и психологических качеств", снять с правоохранителей не свойственные им обязанности и т. д.

"В принципе, ничего нового здесь нет, — уверен один из лидеров Движения гражданских инициатив Владимир Соловейчик. — За последние двадцать лет разного рода указы и постановления о реформировании системы органов внутренних дел принимались неоднократно. И что, сотрудники МВД стали ближе к народу? Рядовые милиционеры стали эффективнее бороться с организованной преступностью, лучше защищать безопасность людей на улицах, спасать их от хулиганов, бандитов, квартирных воров и мошенников? — задается риторическими вопросами активист. — Уровень бюрократизма, коррумпированности, недееспособности ОВД от всех указов и постановлений отнюдь не снижался; рост преступности за годы либерально-рыночных реформ налицо".

При этом меры, предложенные президентом, с точки зрения Владимира Соловейчика, стоит рассматривать не столько в плане попыток поправить имидж правоохранительных органов или повысить их КПД, сколько "в контексте борьбы за власть, за контроль над силовиками с премьер-министром Путиным. Отсюда и желание Медведева усилить свое влияние на органы МВД, в том числе и путем кадровых перемещений".

Термин "милиция с человеческим лицом" вызвал у собеседника ЗАКС.Ру сардонический смех. "Скорее всего, на мой взгляд, предложенные Медведевым мероприятия направлены на то, чтобы превратить МВД в еще большей степени, чем это имеет место сейчас, в карательное ведомство, структуру, которая занимается политическим сыском и подавлением оппозиции. Грубо говоря — в машину устрашения, которая необходима накануне возможных массовых выступлений граждан, — поясняет свою позицию активист ДГИ, не раз подвергавшийся репрессиям и зачисткам. — Что бы нам ни обещали, безработица увеличивается, цены и тарифы растут, власти опасаются повторения в том или ином виде событий января 2005 года".

"Для этого нужна не милиция, оставшаяся в наследство от советских времен, и не цивилизованная полиция (в лучшем смысле этого понятия), а, по сути, охранка, набранная из "морально устойчивых" людей, которые готовы за деньги выйти даже против собственного брата", — резюмирует Соловейчик.

"Как мне кажется, в таком виде эти "реформы" ровным счетом ничего не изменят, — присоединяется к коллеге лидер питерского "Яблока" Максим Резник. — Ибо не решается ни одна из ключевых задач. Органы внутренних дел нельзя реформировать отдельно от всей системы. Главные проблемы российской милиции — вовлеченность в политику, работа не как правоохранительной, а как репрессивной структуры, коррупция. Это проблемы не сугубо милицейские, а всего общества в целом".

"Не думаю, что сокращение численности милиционеров само по себе даст какие-то позитивные результаты. Да и кто сказал, что уберут того, кого надо убрать? Прежде всего постараются подвести под увольнение тех, кто перед начальством не кланяется, а выполняет свой долг, — если таковые есть…" — предрекает Максим Львович.

"В милиции есть люди — их, к сожалению, немного, которые, возможно, и не являются эталоном нравственности, но они все же не хотели бы так оголтело, откровенно жить только на взятках и откатах. Эти люди там чужие, их выдавят в первую очередь", — продолжает мысль лидер питерских лимоновцев Андрей Дмитриев.

По оценке Максима Резника, "те, кто заработал на поборах и взятках хорошую квартиру с машиной, они-то как раз имеют мохнатые лапы там, где надо. У них найдутся защитники в высоких кабинетах…" "И делами уголовными они занимаются в основном в коммерческом разрезе. Если дело коммерчески выгодно для милиционера, для его начальника в главке — оно будет раскручиваться, развиваться. Если нет — вполне могут пустить на самотек и потом закрыть, — добавляет Дмитриев. — Зарплаты увеличивать надо, но кардинальных проблем это не решит".

"Для меня лично эти нововведения означают, что еще больше моих налогов будет идти на содержание стражей порядка, которые меня же регулярно и прессуют", — иронизирует руководитель "Яблока".

"А я думаю, что это (указ президента. — Ред.) шаг в верном направлении, — не согласен с предыдущими комментаторами член Правозащитного совета Петербурга Леонид Романков. — Милиции действительно слишком много на душу населения, и им мало платят, поэтому есть соблазн и стимул заниматься вымогательством... Но, конечно, одной этой мерой ситуацию не исправить, должна быть целая программа". "Ведь если начальник в милиции коррумпирован, то он заставляет всех, кто ниже себя, вносить свою лепту в его и без того набитый карман, тем самым вынуждая и подчиненных заниматься аналогичными деяниями", — рассуждает Леонид Петрович.

"Система внутренних дел выстроена уродливым образом: "Карманы сограждан к твоим услугам" — так воспринимается работа в милиции, — развивает данный тезис Андрей Дмитриев. — У того, кто пониже уровнем, карманы простых людей; у того, кто рангом повыше, в распоряжении карманы пошире и побольше, например у предпринимателей, которые у него на территории работают. Главк — ну это уже совсем другой уровень… И эта система откатов, когда нижестоящий откатывает вышестоящему: на этом и держится МВД".

"В том числе должен быть установлен контроль над расходами топ-фигур в милицейской иерархии", — подсказывает Медведеву дальнейший алгоритм действий петербургский правозащитник. По мнению Романкова, если человек ездит на машине за полтора миллиона и у него дача на Рублевке, а получает он 40–50 тысяч в месяц, "понятно, что это явный признак коррупции". "Такие случаи надо находить и искоренять. Если есть политическая воля, это сделать несложно, — убежден Леонид Романков. — Даже если имущество записано на тещу или внучку, все это шито белыми нитками. Было бы желание — легко выяснить истинное положение дел и вывести зарвавшегося чинушу на чистую воду. Причем начинать надо с головы: министр, замминистра, начальники управлений…"

"Первое, что просится, это отправить министра Нургалиева в отставку, — солидаризуется с представителем правозащитного сообщества Андрей Дмитриев. — Коли уж мы начинаем модернизацию, как можно проводить ее с этим человеком? Он давно занимает пост руководителя МВД, и при нем ситуация дошла до того, что милиционер стал уже чуть ли не главным врагом общества!"

"Но, боюсь, все обернется декларациями, — прогнозирует Дмитриев. — Вот глава государства говорит о новых правилах приема в милицию, о том, что более тщательно будут подходить к отбору людей. Это, конечно, хорошо. Но опять же — каковы критерии? И судьи кто?.."

Заметим, оппозиционер-радикал не просто критикует грядущие реформы, но и со своей стороны предлагает ряд конкретных действий, которые, на его взгляд, следовало бы осуществить. Например, заставить всех правоохранителей носить бейджи, жетоны с крупными цифрами или чтобы прямо на форме был написан номер данного сотрудника в системе МВД и его фамилия с инициалами. "У нас одним из ключевых моментов безнаказанности стражей порядка является их анонимность, — подчеркивает Андрей Дмитриев. — Они или не представляются вовсе, или говорят: "Моя фамилия Петров". Ищи-свищи!.. Честным милиционерам бояться нечего, а нечестному придется подумать, стоит ли избивать людей, особенно если его фотографируют и на всех снимках будет четко видно, кто он такой".

Пожалуй, пофамильная идентификация сотрудников ОВД — особенно омоновцев, "работающих" с карбонариями на уличных акциях, в нынешних реалиях скорее утопия. Но, возможно, если правоохранителей станет меньше, то каждый из них будет больше на виду, более прозрачен, более ответственен?.. "Не думаю. По-моему, наоборот, они будут еще больше служить не отечеству, а начальству", — подытоживает Максим Резник.


Валерия Стрельникова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама