ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 21 января 2010, 14:03

Магазины шаговой доступности скрылись за горизонтом

В Петербурге продолжает развиваться конфликт между предпринимателям, арендующими места на рынках, и Смольным. Власти планируют снести ТК "Хасанский" и на его месте возвести новый продовольственный рынок, перестроить Апраксин двор — бизнесмены же обвиняют правительство в незаконном выселении и коррупции. Ситуация подается как борьба властей за интересы малого бизнеса, задушенного отдельными алчными личностями (в частности главой Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Сергеем Весновым со товарищи). Самим предпринимателям происходящее представляется в ином свете, что отчетливо видно по акциям протеста. Тем временем уже несколько подзабылась широко разрекламированная в свое время программа магазинов шаговой (пешеходной) доступности (МШД), также создаваемая в качестве помощи малому бизнесу.

"Кто нам мешает, тому мы поможем"
В ноябре 2005 года было принято постановление правительства, утвердившее Концепцию развития потребительского рынка, где говорилось: "Считать приоритетным развитие сетевого принципа организации торговли, привлечение в Петербург крупных компаний, занимающихся созданием и эксплуатацией крупных торговых сетей". К тому моменту потребительский рынок уже активно "развивался" путем ликвидации ларьков. В 2003–2005 годах в рамках кампании против терроризма и за чистоту города было снесено более 3,5 тысяч павильонов, находящихся рядом с остановками общественного транспорта и возле метро, а также около трех четвертей мини-рынков.

После официального объявления о поддержке крупных сетей положение малых предпринимателей стало и вовсе плачевным. В результате установления фактической монополии торговых сетей пострадали все: местные производители пищевой продукции, которые не могут пробиться на прилавки сетевых магазинов; петербуржцы, лишенные возможности выбора и вынужденные преодолевать приличные расстояния, чтобы купить товары первой необходимости; КУГИ, потерявший значительную часть дохода от аренды земельных участков из-за сноса ларьков и павильонов. По мнению председателя совета петербургской Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Алексея Третьякова, о магазинах шаговой доступности заговорили именно из-за бесконтрольного наступления крупных торговых сетей. Концепция развития потребительского рынка была реализована более чем успешно: к 2009 году торговые сети в Петербурге контролируют 84% розничной торговли продуктами.

Одновременно губернатор Валентина Матвиенко настаивала на том, что одним из приоритетных направлений в деятельности правительства является развитие малого предпринимательства. Для этого, в частности, и предполагалось создание сети магазинов шаговой доступности. Изначально идея продвигалась как альтернатива для представителей малого бизнеса, пострадавших от ликвидации торговли на остановках и в метро. Но в итоге они так и не смогли добиться существенных успехов в развитии сети. Впрочем, малые предприниматели изначально опасались, что программа пройдет мимо них.

Проект постановления "О размещении магазинов пешеходной доступности на отдельных территориях Санкт-Петербурга" был одобрен в ноябре 2006 года. В документе говорилось о 70 территориях для размещения магазинов по предложениям глав администраций районов и КЭРППиТ. Кроме того, в проекте оговаривалось, что предприниматели должны включать в ассортимент не менее 70% продукции местных производителей и не имеют права продавать алкоголь. Взамен Смольный пообещал, что помещения будут предоставляться в аренду не менее чем на десять лет, предпринимателей освободят от внесения первого увеличенного взноса за земельные участки и предоставят скидки на арендную плату в размере 50%.

Программа широко обсуждалась в СМИ, однако уже в 2007 году постепенно стала выходить из поля зрения как специалистов, так и журналистов. Она оказалась не в состоянии ни составить реальную конкуренцию сетевой торговле, ни решить иные проблемы. Ограничения сделали программу малопривлекательной для предпринимателей, да и общее количество магазинов не оставляет шансов более чем 3 тысячам бизнесменов, чьи торговые точки были ранее ликвидированы.

Еще летом 2006 года представители малого бизнеса написали письмо губернатору Петербурга, в котором предложили свой план реализации программы. Авторы письма заявили о том, что согласны сами решить ряд проблем: реконструировать оставшиеся зоны мелкорозничной торговли, найти альтернативные места для предпринимателей, вынужденных уйти с торговых мест у остановок и в метро. Однако письмо так и не попало к Матвиенко.

Полгода спустя, в феврале 2007 года, Николай Архипов, на тот период занимавший пост заместителя председателя КЭРППиТ, оптимистично заверял предпринимателей, что к лету магазины точно будут открыты. Однако уже в мае губернатор выразила недовольство по поводу хода реализации программы.

Впрочем, в первую очередь градоначальницу возмутило отсутствие креативных вывесок открывшихся магазинов. Кроме того, Матвиенко отметила низкую скорость реализации проекта. В декабре петербургские СМИ сообщили об открытии лишь четвертого магазина шаговой доступности. Неэффективность программы признали не только представители малого бизнеса, но и Валентина Матвиенко.

В КЭРППиТ утверждали, что сложности с открытием магазинов пешеходной доступности связаны в первую очередь с не зависящими от комитета причинами, к примеру с отсутствием свободных объектов нежилого фонда, пригодных для размещения торговых точек. Сами предприниматели говорили о целом ряде препятствий: жесткие рамки ассортимента, бюрократические проволочки, связанные с согласованием с энергосбытовыми компаниями. Небольшой магазин просто не подключают к электросетям, а получить все необходимые разрешения на ведение бизнеса крайне сложно.

В результате вместо намеченных 200 к февралю 2008 года работали всего три-четыре "доступных" магазина. Без ответа остается вопрос, куда делись огромные суммы, потраченные на проект. На программу в 2008–2010 годах выделялось 94,8 млн рублей — 29,5 млн в 2008 году, 31,5 млн в 2009 году и 33,7 млн — в 2010 году.

Концепция изменилась
Тогда власти заговорили о внесении изменений в старые нормативные акты, чтобы разрешить магазинам пешеходной доступности реализацию полного ассортимента продуктовых товаров, включая подакцизные товары, в том числе алкоголь(под это разрешалось отвести не более 10% площади торгового зала). Кроме того, парламентарии Законодательного собрания предложили разрешить открывать магазины с непродовольственным ассортиментом товаров первой необходимости, исключив при этом ограничения по площади торговых объектов.

В марте 2008 года стало ясно, что проект провален. Валентина Матвиенко обвинила КЭРППиТ в срыве программы. Гнев губернатора обрушился на зампреда КЭРППиТ Николая Архипова. Градоначальница дала полгода для изменения сложившейся ситуации. После критики главы города темпы появления магазинов пешеходной доступности выросли — впрочем, совсем незначительно.

В апреле 2009 года был опубликован план мероприятий по преодолению последствий кризиса. Одним из пунктов документа значилась необходимость развития МШД — вопреки всему. Спустя четыре месяца Сергей Бодрунов, возглавлявший тогда КЭРППиТ, заявил о внесении ряда дополнений в программу развития магазинов пешеходной доступности. В частности, отменялось условие, согласно которому в программе могли участвовать только субъекты малого бизнеса. По мнению Ассоциации предпринимателей малого и среднего бизнеса Петербурга, это изменение лишь усилит позиции крупных сетевых компаний, усугубив и без того тяжелое положение малого бизнеса.

Впрочем, в 2009 году магазины шаговой доступности получили шанс на улучшение своего положения. Из-за кризиса цены на аренду помещений на первых этажах зданий за первое полугодие 2009 года упали в среднем на 20–30%: условия начал диктовать арендатор, а не арендодатель. Тем не менее активного роста числа "доступных" магазинов до сих пор не замечено.

В состоянии незавершенности остается программа МШД, непонятная ситуация сложилась с переездом рынка с территории Апраксина двора на улицу Руставели, неизвестно, чем закончится противостояние предпринимателей Хасанского рынка со Смольным: бизнесмены подали в прокуратуру заявление об организованных властями незаконных действиях, правительство же, в свою очередь, не намерено отказываться от планов по сносу торговых павильонов. Несмотря на отчаянное сопротивление малых предпринимателей, Смольный настойчиво продолжает им помогать.


Елена Федорова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама