ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 29 апреля 2010, 14:05

Министерство образования выступило против "спекулянтов"

Министерство образования и науки РФ выступило с официальным разъяснением по поводу введения платного образования в школах. Эти слухи чиновники называют спекуляцией и уверяют, что никаких платных предметов в школе не появится. Тем не менее спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что все равно фактически закон приведет к тому, что социальные услуги станут платными.

Информацию о переходе к платному школьному образованию Минобрнауки называет спекуляцией, не соответствующей действительности, и поясняет: "Суть законопроекта применительно к системе общего образования — предоставление большей самостоятельности школам, возможности более гибко распоряжаться имеющимися ресурсами. При этом законопроект не затрагивает вопросы реализации образовательных программ и контроля качества образования".

В рамках государственных образовательных стандартов предусмотрено финансирование за счет бюджета основной образовательной программы, включающей все обязательные школьные предметы, сообщает министерство. Это русский язык, литература, математика, физика, химия, биология, история, обществознание (включая экономику и право), искусство (музыка, ИЗО, МХК), технология (труд), физкультура, география, природоведение (окружающий мир), иностранный язык, родной (нерусский) язык и литература, информатика и ИКТ, основы безопасности жизнедеятельности.

В министерстве подчеркивают, что в 2010 году расходы бюджетов всех уровней на образование составят 1,76 трлн рублей, или 4,4% ВВП, что больше, чем по всем другим направлениям. "Министерство образования и науки Российской Федерации выступает и всегда выступало с позиции обеспечения каждого ребенка качественным бесплатным образованием в школе. Конституция России гарантирует всем гражданам страны бесплатное и доступное школьное образование", — резюмируют в ведомстве Андрея Фурсенко.

Накануне Совет Федерации поддержал законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Госдума приняла закон в целом 23 апреля. Суть его в том, что бюджетные учреждения в России будут разделены на собственно бюджетные и казенные. Первые получат право заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в их самостоятельное распоряжение. Казенные учреждения также смогут заниматься бизнесом, доходы будут поступать в государственные и местные бюджеты разных уровней. Кроме того, бюджетные учреждения с 1 января 2011 года переводятся со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания.

У общественности инициатива вызвала панику. Учителя, врачи и родители школьников забеспокоились о том, что образование станет платным.

Закон действительно не раскрывает и не регламентирует порядок формирования задания, нормативы его расчета и объемы финансового обеспечения. Как подчеркивалось на заседании Совфеда, необходимая нормативная база начнет формироваться после принятия закона. Школа, больница, театр или дом культуры будут не вправе отказаться от выполнения задания, однако допускается скорректировать его с уменьшением объема субсидии. Таким образом, указывал на заседании представитель президента в Совете Федерации Александр Котенков, закон позволит, в частности, дать толчок развитию местного самоуправления в стране и региональные органы власти будут наделены гибким инструментом финансирования деятельности бюджетных учреждений.

В случае серьезного сокращения задания бюджетные учреждения могут столкнуться с необходимостью изыскания дополнительных средств обеспечения своей деятельности путем оказания платных услуг и осуществления иной приносящей доход деятельности, которая предусмотрена его учредительными документами, отмечалось в ходе обсуждения. Порядок определения платы за услуги, а также их перечень будут устанавливаться органом-учредителем.

"Положения законопроекта фактически были апробированы ранее в рамках комплексных проектов модернизации образования, реализованных в 2007–2009 годах в 31 субъекте РФ", – указывает Минобрнауки. Чиновники также уверены в том, что "усовершенствование механизмов финансирования и управления в школьном образовании привело к улучшению качества образования" за счет увеличения количества школьников, обучающихся в современных условиях, существенного роста доходов учителей и информационной открытости школ.

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов в ходе обсуждения закона выступил против. "Давайте назовем вещи своими именами. Этот закон сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор, к счастью, пока еще остаются бесплатными", — заявил он. "У нас так и нет ответа на вопрос, что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания и какова будет доля платных услуг", — пояснил Миронов.

Он также считает "принципиально неправильным" сводить функции бюджетных учреждений к оказанию услуг. Музеи, школы, театры, библиотеки — это ведь не просто оказание услуг, но и сохранение, а зачастую формирование новых культурных ценностей, считает сенатор. Он обращает внимание на то, что этим законом ликвидируется субсидиарная ответственность государства за свои бюджетные учреждения (она сохранится лишь для казенных). "Боюсь, что впереди нас ждет банкротство и закрытие сначала маленьких фельдшерских пунктов и маленьких школ, а дальше пойдет по нарастающей", — мрачно прогнозирует Сергей Миронов.


Андрей Буйнов

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости24 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама