ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 11 июня 2010, 14:57

Александр Холодов: "синие ведерки" превратились в клоунаду, но другого способа бороться за свои права нет

Организации, отстаивающие права автомобилистов, остаются едва ли не единственной силой на российской политической арене, пользующейся безоговорочной поддержкой оппозиции и общества. Но есть ли единство среди автомобилистов и какие способы борьбы они считают приемлемыми, ЗАКС.Ру спросил у председателя Межрегионального общественного движения "Комитет по защите прав автомобилистов" (КЗПА) Александра Холодова.

— Как строится взаимодействие между правозащитными организациями, отстаивающими права автомобилистов? Вы сотрудничаете с движением ТИГР?
— ТИГР — это организация, которая помимо защиты прав автомобилистов преследует еще и политические цели. Мы хорошо знакомы с ее активистами, но в последнее время практически не взаимодействуем с ними. Только изредка, когда у нас совпадают цели и задачи, мы оказываем юридическую помощь. Могу сказать, что, чем больше они уходят в политику, тем реже мы с ними взаимодействуем.

— Получается, комитет сознательно уходит от политических лозунгов. При этом осенью вы выиграли дело против губернатора Матвиенко, установившей, что при парковке автомобиля на тротуаре его владелец должен платить сразу два штрафа: по Административному кодексу и по местному закону. Вы не считаете это политическим шагом?
— Понимаете, я выигрываю суд безотносительно политики. Мне абсолютно все равно, в какой партии состоит губернатор. Обжалуются абсурдные законы, а до того, кто с ним выступил, нам нет никакого дела. Я сторонник того, чтобы держаться от политики подальше.

— Почему? Ведь автомобилисты сегодня уже стали политической силой: они представляют интересы определенной части общества, вступают во взаимодействие с властными институтами…
— Политика — это в любом случае некая зависимость. Если комитет стал бы активно выдвигать политические требования, права автомобилистов отошли бы на второй план по сравнению с политическими интересами. И это неправильно. Более того, на данный момент с нашей организацией активно сотрудничают люди, имеющие самые разные политические взгляды или не имеющие их вообще. Коммунисты, демократы, либералы — кто угодно. У нас нет никаких политических установок. Кто-то может быть беспартийным, как я. Это личное дело каждого, как, к примеру, и вопрос религии. Нас объединяет только то, что мы стремимся улучшить положение автомобилистов.

Конечно, когда проходят крупные акции, то периодически партии пытаются нас использовать. Мы отказываемся, объясняя, что политических целей у нас нет вообще. Конечно, некоторые политические силы потенциально заинтересованы в наших активистах. Это одна из причин, почему я считаю, что нам стоит держаться от нее подальше. Да, конечно, к нам есть определенный интерес со стороны "оранжевой" оппозиции.

— Вы воспринимаете свою политическую неангажированность как ответственность перед теми, чьи интересы представляете?
— Во-первых, ответственность. А во-вторых, цели. Люди, которые входят в состав комитета, как минимум купили себе автомобиль. Это уже кое-что говорит о материальном статусе человека, его образе жизни. Наши сторонники — те, кто имеет связи и влияние. Они приходят к нам, для того чтобы решать конкретные проблемы. Крикуны нам не нужны, мы их не берем. Когда человек приходит к нам с целью, которую обозначает как "бороться с ГАИ", мы говорим: "Нет, извини друг, подрастешь — приходи". У нас нет политических целей — следовательно, массовость нам не нужна. Мы вообще не преследуем цели вовлечения максимального количества новых сторонников. У нас есть отбор, притом довольно жесткий. Многим мы отказываем в приеме.

— На каком основании?
— Мы принимаем в комитет только тех, кто в состоянии помогать другим автомобилистам. Среди задач комитета оказание юридической помощи водителям, лекции по юридической грамотности и реализация проектов "Дорога по ГОСТу" и "Нарушил.Ру". С помощи первого заставляем чиновников ремонтировать дороги, с помощью второго — привлекаем к ответственности сотрудников милиции, нарушающих правила дорожного движения. Ну и законотворческая деятельность, оспаривание через суд абсурдных правовых норм. Организация была создана в 2000 году, шесть лет назад мы официально зарегистрировались. Сейчас комитет существует в шести городах, наши представительства есть в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Воронеже, Тольятти, Тюмени и Челябинске. Представители есть и во многих других городах, просто еще не принято решения о создании отделения.

— Назовите главные проблемы, с которыми сталкиваются автомобилисты.
— К сожалению, сегодня автомобилистов превращают в дойных коров, им постоянно лезут в карман. Во-первых, это касается налогов. Совершенно очевидно, что транспортный налог будет расти: когда конкретно это произойдет — вопрос времени. Другая проблема — постоянно растущие цены на бензин, таможенные пошлины, которые на данный момент практически убили ввоз поддержанных иномарок. Можно, конечно, предположить, что он возродится, но никаких реальных предпосылок для этого на сегодняшний день нет. Последнее время по карману автомобилиста бьют постоянно.

У нас есть довольно четкая схема действий для того, чтобы устранить определенные пробелы в законодательстве.

— И все-таки какого рода судебное разбирательство может защитить права автомобилистов?
— Если говорить о петербургском законодательстве, то, к примеру, введение ограничения движения транспортных средств с запретом на остановку и стоянку по нечетным числам месяца по нечетной стороне улиц и по четным числам по четной стороне незаконно. Ограничить движение можно, только установив знаки. И это всего лишь один из примеров.

— А в чем специфика работы в Петербурге?
— Что касается Петербурга, то у нас самый высокий в стране транспортный налог. Мы просто на потолке, даже в Москве он в несколько раз меньше. Потом нужно понимать, что, учитывая близость к границе Финляндии, автомобилисты зарабатывали на ввозе подержанных иномарок. Конечно, меры правительства ударили по автомобилистам не столь жестко, как во Владивостоке, но последствия были значительны.

— Как вы оцениваете акции "синих ведерок"?
— Идея "синих ведерок" появилась достаточно давно. Половина тех роликов, что можно обнаружить в интернете, датированы 2005 или 2006 годом. Собственно, первые акции на эту тему проходили тогда. На роликах наши коллеги из КЗПА — Алексей Дозоров из Москвы и Кирилл Форманчук из Екатеринбурга. Народ просто развлекался, имея правовую грамотность: инспектор не мог оформить ведро в качестве нарушения. Конечно, тогда акции были немассовыми, а синие ведра воспринимались совершенно иначе. А потом они сошли на нет. Их новое появление — обычная история, никакого Общества синих ведерок не было и в помине. Сегодня идея, на мой взгляд, превращена в фарс, к которому КЗПА не имеет никакого отношения.

— Едва ли это вина автомобилистов. Жанр постановки выбирает власть, когда запрещает проведение акций. Вы считаете, что флэшмоб а-ля "синие ведерки" не имеет смысла?
— Собственно, когда идея появилась несколько лет назад, ее основная цель заключалась в том, чтобы заставить чиновников снять мигалки. И история на самом деле закончилась позитивно: президент подписал указ о резком снижении числа сигналов. А сейчас акции с ведерками превратились в клоунаду.

— Если "синие ведерки" — это клоунада, то какие еще формы протеста могут использовать автомобилисты?
— В этой ситуации клоунада остается одной из немногих возможных форм взаимодействия с властью. Некий общественный флэшмоб — это правильный путь для того, чтобы достучаться до чиновников. Все остальные варианты, вроде проведения акций протеста, обречены: к примеру, практически невозможно организовать автопробег. Любой запрет всегда порождает полет фантазии. Изначальное намерение перерастает в новые формы, но не теряет своего содержания. Акции а-ля "синие ведерки" — результат того, что проведение стандартных протестных мероприятий запрещено.


Алиса Кустикова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама