ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 18 июня 2010, 13:32

Нежеланное религиозное имущество

Госдума приступила к рассмотрению нашумевшего федерального законопроекта "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения". В защиту будущего закона приводят мнения деятелей Русской православной церкви, добавляя, что "другие конфессии тоже не против". Судя по рассказам представителей петербургских религиозных общин, кроме РПЦ, готовящийся документ не нужен практически никому. В лучшем случае он не повлияет на жизнь других конфессий. В худшем — станет источником проблем.

Лютеранская церковь: "Таких денег в общине нет"

Церковь Святой Анны, на время попавшая в руки лютеранской общины Санкт-Петербурга, — яркий пример того, как "передача имущества религиозного назначения" может происходить на деле. Советские власти переоборудовали храм под кинотеатр, а в 2000-х здесь поселился ночной клуб. КУГИ затеял судебную тяжбу, чтобы выселить развлекательное заведение из памятника федерального значения и передать его лютеранской общине. Комитет выиграл арбитраж. Через месяц в здании "неожиданно" случился пожар. Отнятая у ночного клуба церковь сгорела дотла. Община получила недвижимость, но в таком состоянии, что для спасения хотя бы стен необходимо было вложить миллионы. И памятник продолжал разрушаться в течение пяти лет. На обращения градозащитников власти отвечали, что не могут финансировать ремонт, пока церковь не передана в управление КГИОП, то есть от общины обратно городу. Юридические препоны, реальные или надуманные чиновниками, заставили лютеран отказаться от здания в пользу администрации Петербурга в 2008-м, чтобы спасти церковь от разрушения. Город пообещал провести ремонт кровли, просушку, а потом вернуть храм прихожанам. Прошло два года, но сами лютеране не знают, в каком состоянии церковь Св. Анны, потому что ключи сданы, а здание обнесено забором. Более того, община вовсе не стремится вернуть себе "имущество религиозного назначения".

"Мы бы рады получить храм, но что с ним делать? — говорит теологический референт архиепископа евангелическо-лютеранской церкви Эльвира Жейдс. — Даже после просушки, восстановления кровли? Ведь там ничего нет. Воссоздать приход — это миллионы. Таких денег в общине нет. А если бы были, не лучше ли пожертвовать эти средства нуждающимся в помощи? Потеря церкви Святой Анны — наша большая боль, но это факт".

Целевая статья городского бюджета "Расходы на мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия, реставрацию, консервацию и ремонт…" в 2010 году предусматривает выделение более 2 млрд рублей на эти цели. Целых 30% объектов, на которые направлены средства, — приходы и административные здания РПЦ, 6% заняты другими конфессиями. Закон о передаче имущества еще обсуждается, но, по предварительным данным, обязательства по эксплуатации и реставрации объектов лягут на нового собственника, то есть на религиозные организации. Не все из них уверены, что справятся с задачей. Тем более что речь может идти об изъятии объектов у предпринимателей, жилищных кооперативов и других владельцев. В этих случаях никто не может гарантировать, что здания неожиданно не сгорят, как это было с церковью Св. Анны.

Синагога: "В нашем управлении все"

"Законопроект предполагает передачу имущества тем, кто хочет его получить. Речь не идет о насильственном вручении, надеюсь, — рассуждает глава информационного отдела еврейской религиозной общины Мойше Трескунов. — В любом случае для нас не будет катастрофы. У иудеев в Петербурге было не так много объектов. И руководство города, не дожидаясь законопроекта, передало нам часть из них. Сейчас в управлении еврейской общины все, что когда-либо ей принадлежало".

Таких объектов в городе немного: синагога на Лермонтовском проспекте, здание бывшего религиозного ремесленного училища на Декабристов, благотворительные столовые на канале Грибоедова и так называемая синагога на кладбище.

"Была возможность принять эти помещения на баланс, привести их в порядок, — сказал Трескунов. — Есть конкретные проекты, которые в них осуществляем. Безусловно, нет смысла обрастать имуществом, которое требует средств и сил для содержания, если нет потребности и источников финансирования", — заметил он.

Дацан: "Буддистам много не надо"

"Мы-то буддисты, — говорит настоятель Санкт-Петербургского дацана Буда Бальджиевич. — У нас объектов немного, и чужого не хотим. Обычно дацаны имеют землю и несколько зданий. Таким был и петербургский. Нам принадлежал небольшой участок, прилегающий к храму, и соседний дом на Приморском шоссе, 93. Мы могли бы обустроить эту территорию, сделать красивый оазис, с рыбками или чем-нибудь там еще. Мы можем доказать, что это принадлежало общине. Но "имущество религиозного назначения" — понятие расплывчатое".

Сейчас на участке рядом с храмом стоит общественный туалет, а в доме 93 по Приморскому шоссе живут люди. Чтобы доказать "религиозное назначение" этих объектов, буддистам придется объяснять, что для их веры важен не только сам храм, но и земельный участок. Впрочем, они вовсе не стремятся прибрать к рукам свое.

"Есть предметы культа, которые были вынесены из храма, — рассказывает Буда Бальджиевич. — Например, статуя Будды, что подарена петербургскому дацану принцем Таиланда. По нашим предположениям, она в Музее истории религии. Экспертиза определит, тот ли это самый Будда. Но если хранители не захотят что-либо отдавать — мы не подумаем настаивать! Ведь музеи сохранили вещи, которые могли исчезнуть безвозвратно. Если экспонат должен находиться в галерее, пускай он будет там и радует всех посетителей".

Мечеть: "Ситуация в общине непростая"

"Земля под Санкт-Петербургской соборной мечетью и соседний так называемый черный дом издавна принадлежали мусульманам", — рассказывает президент городского общества "Татарстан" Ринат Валиев.

Сейчас храм находится в безвозмездном пользовании общины, которая в состоянии содержать и эксплуатировать здание. Приватизировать его, судя по словам Валиева, мешает вовсе не отсутствие закона.

"Я уверен, мечеть давно отдали бы в собственность мусульман, даже без готовящегося закона, — сказал он. — Но ситуация внутри общины непростая. Формального председателя нашего духовного управления поддерживают далеко не все. В последнее время создано около десяти новых религиозных организаций. Я считаю, что муфтию выгодно оставить мечеть в безвозмездном пользовании. Ведь переход ее в собственность вызовет волну перемен".

Одни конфессии не могут взять шефство над объектами недвижимости из-за финансовых и других внутренних проблем. Других готовящийся законопроект не волнует просто потому, что все необходимые здания и так в распоряжении верующих.


Юлия Гутова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама