ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 июля 2010, 18:48

"Ларек Боярского" согласован КГИОП

Охранное ведомство сочло возможным разрешить надстройку дома № 64 по Невскому проспекту, несмотря на то, что он находится в охранной зоне и имеет статус выявленного объекта культурного наследия.

КГИОП согласовал появление мансарды, возводимой на Невском, 64, в интересах Михаила Боярского и двух других состоятельных петербуржцев, сообщает Фонтанка.ру со ссылкой на пресс-службу КГИОП. Ведомство госпожи Дементьевой поясняет, что при этом скатная конфигурация кровли сохранится, а конек кровли хоть и поднимется на 0,42 м, но надстройка будет скрыта за проходящим по кровле лицевых фасадов историческим аттиком и балюстрадой с металлическим ограждением. А на обсуждение Совета по сохранению культурного наследия проект не выносился потому, что на зданиях периода эклектики (к которым и относит КГИОП надстраиваемый дом) исторически строились мансарды.

Строго говоря, здание это (Дом Жадимировского, затем — доходный дом А. А. Меншикова) было возведено в 1780 г. в стиле раннего классицизма. В 1822–1826 гг. здесь жили поэт, переводчик В. А. Жуковский, семья Воейковых.


Фрагмент панорамы Невского проспекта. Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова.
1830-е гг.

Черты эклектики здание приобрело при перестройке, осуществленной в 1881–1882 гг. по проекту Василия Прусакова, увеличившего высоту с трех до пяти этажей.


Начало 1900-х


Современность (до начала строительства мансарды)

В 2001 г. дом по Невскому, 64, получил статус выявленного объекта культурного наследия. С 1988 г. и по настоящее время остается в границах охранной зоны. Что, казалось бы, должно защищать историческое здание от переделок: искажение облика памятника, изменение его габаритов запрещены.

Однако, как удалось выяснить ресурсу "Карповка", в 2005 г. оказались зарегистрированы два нежилых помещения на чердаке дома, притом что только на следующий год с тремя частными лицами (актером Михаилом Боярским, бизнесменами Валерием Макаровым и Михаилом Адаскиным) был заключен инвестиционный договор с КУГИ Центрального района, в развитие которого в 2008 г. КГА согласовал проект реконструкции чердачного пространства в жилые помещения.

"Реконструкция" (каковая в отношении объектов культурного наследия запрещена законом) предусматривает фактически новое строительство (также законом запрещенное и на памятниках, и вообще в охранной зоне) — мансардный этаж протянется вдоль всего фасада по Караванной улице и примерно на треть фасада по Невскому. По мнению экспертов, надстройка будет отчетливо просматриваться с другой стороны главного проспекта культурной столицы — на участке от Гостиного двора до Аничкова моста.

Проводилась ли экспертиза ожидаемого визуального влияния этой надстройки, к каким выводам она пришла, неизвестно. Хотя, например, в случае со скандально известной мансардой с видом на Дворцовую площадь (наб. Мойки, 37) и экспертиза была, и КГИОП вполне ее выводами удовлетворился, однако чудовищные последствия тех согласований теперь очевидны для всех.

В случае с Невским, 64, охранное ведомство, как можно предположить, выберет известную тактику — будет настаивать на том, что это всего лишь приспособление чердачного пространства под современные нужды, а вовсе не запрещенное законом новое строительство. Но вот какие определения чердака и мансарды даются действующими строительными нормами и правилами: "чердак — пространство между конструкциями кровли (наружных стен и перекрытием верхнего этажа)"; "мансардный этаж — этаж, размещаемый внутри чердачного пространства" (СНиП 2.08.02.-89, Приложение 2).

Если КГИОП разрешает поднять надстройку над историческим уровнем конька кровли — очевидно, осознает, что охраняемые габариты здания изменяются и новые помещения явно пространством чердака не ограничиваются.

На зоркость и принципиальность ведомства Александра Орта тоже рассчитывать не приходится. Ранее, отвечая на запрос журнала "Город", региональный Госстройнадзор заявил, что он сооружение мансард не согласует, потому что они не относятся к объектам капитального строительства. Остается только посочувствовать Михаилу Боярскому и его сотоварищам по грядущему счастью, которым придется обитать в некапитальном сооружении (к таковым Градостроительный кодекс относит времянки, киоски, навесы и тому подобное).

Чрезвычайно любопытно будет узнать, как этим господам удастся зарегистрировать жилые помещения в сооружаемом "ларьке". Или к моменту регистрации обретенной собственности он все-таки превратится де-юре в объект капитального строительства?

Судебная практика свидетельствует и о других возможных трудностях. Так, в прошлом году Москомнаследие выиграло в суде процесс по своему иску, в котором опротестовывало строительство мансарды на доме-памятнике регионального значения, где родился Борис Пастернак (Оружейный пер., 3). Арбитражный суд Москвы постановил вернуть зданию исторический облик — незаконную надстройку снести, а зарегистрированное в обход законодательства право собственности на помещения в мансарде аннулировать.

Напомним, что шесть лет назад было объявлено о создании городской программы, регламентирующей строительство мансард в исторической части Петербурга. Как заверяла Вера Дементьева, КГИОП будет очень жестко стоять на страже исторического центра и пресекать любые попытки незаконного строительства мансард, доводя каждый подобный случай до суда ("Строительный еженедельник", 10.08.2004 г.). Планировалось разработать такую программу до конца 2005 года, однако этого так и не произошло, и до сих пор решение вопросов о надстройках исторических зданий остается делом договоренностей инвестора с чиновниками, которые трактуют размытые положения законодательства то так то эдак.


Татьяна Лиханова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама