ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 5 августа 2010, 14:46

Без разрешения Путина за буйки не заплывать

Иностранному яхтсмену, решившему на своем судне пройти по России, нужны согласования в восьми ведомствах и личное разрешение премьер-министра. Польский мореплаватель с прошлого года ждет в Петербурге и Выборге, когда сможет наконец отправиться по Волге. А лоцманская проводка, без которой яхтсмена тоже не соглашаются пустить на реки, стоит не одну сотню тысяч рублей. И без того немногочисленные яхтсмены, проявляющие интерес к России, оставляют свою мечту.

Хенрик Видера — 80-летний преподаватель музыки, проводящий пенсионные годы в морских странствиях, столкнулся с необычной проблемой. Уже второй год он не может закончить задуманный им путь вокруг Европы, проплыв по рекам России. На пути встали многочисленные бюрократические препоны.

Видера решил отправиться в странствие вокруг Европы в 2008 году. Вышел на 7-метровой яхте Gawot из польского Щецина. За последнее время путешественник успел побывать в Англии, Франции, Греции, Испании, островах Средиземноморья... Осталась Россия — но для того, чтобы пройти по внутренним водным путям нашей страны, иностранцам необходимо получить разрешение, подписанное главой правительства Российской Федерации.

Для его получения нужно обратиться в Министерство транспорта Российской Федерации, предоставив информацию о судне и о себе. Назвать судовладельца, указать название судна, его "национальную принадлежность", порт приписки, маршрут плавания, информацию о пассажирах и цель прохода. Ну а дальше все отправляется на согласование — проект распоряжения правительства Российской Федерации по очереди изучают в восьми серьезных ведомствах: ФСБ, МИДе, МВД, Минобороны, ФТС, Минздравсоцразвития, Минсельхозе и, наконец, в Госкомитете по рыболовству. Процедура любопытная, тем более что в соседней Скандинавии, например, подобные разрешения-распоряжения не нужны вовсе.

В ожидании разрешения
Пришвартовав Gawot в Санкт-Петербургском яхт-клубе, в 2009 году пан Хенрик обратился за разрешением и 19 августа получил документ, подтверждающий возможность пройти по задуманному маршруту: Санкт-Петербург — Онежское озеро — Рыбинское водохранилище — река Волга — Ярославль — Нижний Новгород — Казань — Волгоград — Ростов-на-Дону. Под текстом значилась подпись главы правительства Владимира Путина. Однако поездка не состоялась. Оформление затянулось, потом период навигации закончился, а Gawot так и не вышел из гавани. Вот и получилось, что зимовать яхта польского путешественника осталась в северной столице, а пан Хенрик уехал в Польшу. Весной неутомимый владелец вернулся вновь — с новыми надеждами и за новым разрешением. Оформлять документ пришлось заново. Процесс опять затянулся — по словам Видеры, разрешения он ждет с апреля.



Впрочем, даже если распоряжение будет благополучно оформлено, польского путешественника могут ждать серьезные финансовые затраты. Хенрику Видере настойчиво предлагают воспользоваться услугами лоцмана, который проведет Gawot по фарватеру. А цены на эти услуги могут удивить любого. Только на участке пути от Череповца до Волгограда стоимость проводки составляет 385 тысяч рублей. Чиновники сообщают, что прохождение других участков, к примеру, от Петербурга до Череповца тоже не будет бесплатным — обойдется еще в 77 тысяч. Отказаться же от услуг лоцмана практически невозможно: чиновники отмечают, что обеспокоены языковым барьером путешественника, а проводка, дескать, призвана его обезопасить.

В дело было вмешалось дипломатическое представительство Польши — в петербургском консульстве Хенрику пообещали помочь с оформлением желанного документа. История тянется до сих пор, говорит он. Попытки ЗАКС.Ру узнать, в какой стадии находится процедура оформления, пока тоже не увенчались успехом. В польском консульстве сообщили, что информация появится, когда из отпуска вернется сотрудница, курирующая историю Хенрика, в Минтрансе пообещали выяснить подробности в ближайшее время.

Так, нежданно-негаданно пан Хенрик застрял в северной столице надолго. Переквалифицировался в уличного музыканта: играл на скрипке, а в середине июля на стрелке Васильевского острова познакомился с молодыми коллегами из Новосибирска. Родился совместный проект. Теперь музыканты мечтают доплыть вместе с Хенриком до Москвы. Да и он признается: был бы счастлив, если путешествие сложилось. Но разрешения по-прежнему нет.

В некотором смысле Видера путешествует и по волнам памяти — истории, которая связывает Россию и Польшу. Говорит, что обязательно отправится к Ладожскому озеру — туда, где разрывалось огненное кольцо блокады и начиналась легендарная Дорога жизни, связывавшая Ленинград с Большой землей. "Есть еще одна причина, — после небольшой паузы добавляет пан Хенрик. — Я бы хотел пройти по реке Оке. Для меня эти места связаны с историей о легендарной дивизии им. Тадеуша Костюшко, сражавшейся с фашистскими захватчиками с частями Советской армии и вместе с ними дошедшей до Эльбы". Сейчас яхта Хенрика бороздит водные просторы между Выборгом и Петербургом.

"Буду ждать"
Сказать, что история польского путешественника довольно распространенная — значит не сказать ничего. В мае, например, пограничное управление ФСБ по Приморскому краю задержало во Владивостоке две парусные яхты, прибывшие в город под флагами Малайзии и Таиланда. Парусники были приглашены для участия в выставке Vladivostok Boat Show 2010. Несмотря на то что члены экипажа были гражданами России, яхты задержали. Сотрудники спецслужб мотивировали это тем, что территория и акватория яхт-клуба, где планировалась выставка, относится к внутренним водным путям России, а положенных разрешений у яхтсменов нет.

Изменить ситуацию на законодательном уровне власти пытаются довольно давно. Принять закон о свободном допуске иностранных яхт во внутренние воды России Госдума РФ может уже на ближайшей осенней сессии. Эта затея призвана поднять престиж страны и привлечь дополнительные средства за счет туризма. Понятно, что, узнав о том, как получаются разрешения в России и сколько стоит лоцманская проводка, и без того немногочисленные яхтсмены проявляющие интерес к России, оставляют свою мечту.

Но не Хенрик Видера. "Я буду ждать, — без тени улыбки замечает он. — Скорее всего, это мое последнее путешествие. Я хотел бы закончить свое странствие именно так — побывав в России". Польский путешественник готов ждать, но медлить все равно нельзя. По оценкам Видеры, плавание займет не меньше полутора месяцев. А к октябрю вновь закончится навигационный период и завершить путешествие будет попросту невозможно.


Алиса Кустикова
Фото Андрея Коломойского

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама