Эрик ван Эгераат пообещал учесть петербургскую ментальность
Судьба зарубежных архитекторов в постсоветской России складывается тяжело для обеих сторон. За последние несколько десятков лет в Петербурге не появилось ни одного здания, спроектированного иностранцем, хотя бюджеты всех уровней неоднократно тратились на международные конкурсы. Учитывая это, Градсовет Петербурга дал согласие на возведение элитного дома по проекту именитого голландского архитектора Эрика ван Эгераата в очень ответственном месте — на пересечении двух водных артерий: Крюкова канала и реки Мойки, напротив сакральной Новой Голландии.
Члены Градостроительного совета при правительстве Санкт-Петербурга согласовали с учетом замечаний эскизный проект жилого дома по адресу набережная реки Мойки, 102 (Крюков канал — наб. р. Мойки — ул. Матвеева).
Изначально и вплоть до революции здесь стоял Литовский замок, возведенный в 1780-х годах. В нем размещались казармы, а затем тюрьма. В феврале 1917-го ненавистные казематы были сожжены восставшими. Градостроительная идиллия была нарушена, когда на месте замка в 1960-х годах появился детский сад немудреной типовой застройки. Диссонанс с окружающими зданиями усилился, когда после приватизации (2007 год) строение реконструировали в хостел Graffiti (2009 год), а фасады разукрасили в стиле голландского художника Пита Мондриана.
Если проекту суждено сбыться, на этом месте в 2013 году появится другое произведение голландского искусства — дом архитектора Эрика ван Эгераата (заказчик — ООО "Охта Групп"). На участке площадью 1200 кв. м, расположенном в охранной зоне ЗРЗ-1, вырастет 6-этажное здание высотой 23,5 м (при максимально разрешенной высоте 28 м) с двухслойным фасадом. Внешний прозрачный слой был преподнесен как эркер. Расстояние между основным и фальш-фасадом с набором высоты плавно увеличивается. Одновременно происходит своеобразная деформация конструкции с акцентом на один из углов здания.
Заседание Градсовета больше напоминало лекцию заморского зодчего. Российские коллеги слушали его с благодарностью — такой режим работы не утомлял их после отпусков. Чувствовалось, что и лектору доставляло огромное удовольствие вовлекать слушателей в интеллектуальную дискуссию с отступлениями в область философии и изобразительного искусства.
Было время, начал он свой исторический экскурс, "когда в этом месте Петербурга все было очень красиво, гармонично (на экране Литовский замок), но это было давно". Сегодня здесь стоит "менее уместное здание — в советское время изменилось понятие гармонии" (на экране детский садик).
Гармония, подчеркнул мэтр, не значит повторение окружающей застройки. На этот счет есть разные мнения. Кто-то ее видит в контрасте. "Я никогда не пытался это делать. Я стараюсь достичь гармонии с окружающей застройкой за счет тактичной игры, может быть не всегда традиционной. Вот и мой проект нетрадиционный для Петербурга, да и для любого другого города. Но я понимаю петербургскую традицию как качественно созданный фасад", — говорит ван Эгераат. Если смотреть вдоль Мойки, новое здание хорошо вписывается в видеоряд, оно становится членом семьи сложившейся застройки, может быть несколько другим, оно действительно привлекает к себе внимание, уточнил архитектор.