ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 29 октября 2010, 12:03

Жертвы террора вопиют. Смольный и Кремль безмолвствуют

Российские историки требуют от федеральной и региональной власти выделения средств на проведение раскопок мест массового захоронения жертв политического террора, а также на охрану этих территорий. "Мемориальное кладбище террора" должно появиться как юридический термин.

Такими местами в Петербурге должны стать Петропавловская крепость, Ковалевский лес, Левашовская пустошь. Ковалевский лес предлагается сделать первым городским мемориальным комплексом, посвященным ГУЛАГу. Выявление других мест захоронений упирается в нарастающую закрытость архивов материалов, связанных с террором, отмечают эксперты.

Народная мемориализация
В пресс-клубе "Зеленая лампа" состоялись общественные слушания "Треугольник террора" в Петербурге и его окрестностях: Ковалевский лес — Петропавловская крепость — Левашовская пустошь. Изучение, состояние, перспективы мемориализации". Мероприятие было приурочено ко Дню памяти жертв политических репрессий в СССР, отмечаемому 30 октября.

По официальным данным, с 1918 по 1953 год в Петрограде (Ленинграде) было казнено по политическим мотивам около 58 тысяч человек.

Петропавловская крепость открыла страницы красного террора. По словам председателя совета НИЦ "Мемориал", сопредседателя петербургского отделения Общества охраны памятников истории и культуры Александра Марголиса, Заячий остров стал "первым островом архипелага ГУЛАГ".

Изучение мест массового захоронения у стен Петропавловской крепости только началось. Раскопки говорят о том, что крепость как тюрьма не прекратила свою деятельность и после революции, в чем долгое время убеждали советские экскурсоводы. В течение археологического сезона 2009–2010 годов здесь были обнаружены останки около 100 человек. По мнению историков, уже сейчас есть веские основания полагать, что именно здесь была расстреляна и захоронена часть юнкеров Владимирского военного училища (17 или 18 человек), поднявших восстание 28–29 октября 1917 года. Здесь же, по-видимому, расстреливала и хоронила революционная власть первых заложников, в том числе четырех великих князей дома Романовых, казненных в январе 1919 года.

По словам Марголиса, "археологи выявили достоверность мемуаров княгини Ольги Палей" (вдова великого князя Павла Александровича) и записок чекистов, которые указывали на то, что великие князья были расстреляны на хозяйственной территории Монетного двора.

На сегодня раскопано около 1 тысячи кв.м. Это 30% территории, которую требуется исследовать. Там были обнаружены восемь ям с человеческим останками. Для продолжения изучения потребуется разобрать дорогу, недавно проложенную для туристических автобусов (при ее строительстве и обнаружили останки).

Ковалевский лес, окраина Ржевского артиллерийского полигона (между 3-м и 4-м километром по Рябовскому шоссе — Дороге жизни): здесь в 1918–1921 годах было расстреляно и захоронено около 4,5 тысяч жертв красного террора, в том числе часть матросов-балтийцев, принимавших участие в Кронштадтском восстании. А также 95 человек, осужденных по так называемому делу Петроградской боевой организации, среди которых был поэт Николай Гумилев. Обнаружение летом 2001 года этого захоронения стало итогом многолетних исследований, проводившихся сотрудниками НИЦ "Мемориал". Годом позже в глубине полигона, в урочище Койраканагас была вскрыта большая яма, содержащая останки людей, расстрелянных в 1930-е годы. Дообследовать, изучить, оценить ее масштабы до сих пор не представляется возможным по причине полного равнодушия официальных органов к этим трагическим страницами отечественной истории.

По мнению членов НИЦ "Мемориал", Ковалевский лес должен стать первым городским комплексом, посвященным ГУЛАГу. Его предлагается сделать в виде ландшафтного мемориального музея, включающего как непосредственно экспозицию фотоматериалов и архивов места, так и информационный центр более развернутого электронного архива, посвященного теме политического террора. А также предусмотреть помещения для организации тематических выставок и проведения конференций. "Здесь должен происходить диалог поколений", — считает директор НИЦ "Мемориал" Санкт-Петербурга Ирина Флиге. Здесь могут появиться культовые сооружения разных религий. Пока же в Ковалевском лесу идет стихийная мемориализация места — устанавливаются памятные доски, кресты, иконы.

Левашовская пустошь (Горское шоссе, 143) — единственная вершина "треугольника террора", имеющая официальный статус кладбища. С 1937 до начала 1950-х здесь были тайно захоронены около 20 тысяч человек, погибших в тюрьмах Ленинграда. Стихийная, народная мемориализация этого места началась в 1989-м. Установлено множество надгробий-кенотафов, посвященных погибшим родственникам, близким, а также различным национальным, конфессиональным, профессиональным группам, затронутым террором.

Директор Государственного Эрмитажа, председатель Союза музеев России Михаил Пиотровский отметил, что кладбища, могилы — часть нашей цивилизации. Все три места по-разному могут и должны хранить память. Нужно найти правильные формы этого, хорошо обдумать, как можно создать святость этих мест.

Проблемы с головой
В России сложилась серьезнейшая нравственная проблема, связанная с отношением государства к захоронениям. Александр Марголис обращает внимание на то, что найденные у стен Петропавловской крепости останки необходимо перезахоронить. А обнаруженные при этом вещи требуют изучения. По его мнению, следует создать экспозицию, посвященную роли Петропавловской крепости в красном терроре.

Музей истории города взял на себя расходы по археологическим раскопкам у крепостных стен, но камеральные работы никем не финансируются. Находки хранятся там, где есть место, а не там, где имеются необходимые температурно-влажные условия.

Историк считает, что общественность должна добиться от власти выделения средств на продолжение работ, перезахоронение и мемориализацию места. Пока же обращения к федеральной власти и власти культурной столицы не встретили понимания и отзыва.

Та же проблема с Ковалевским лесом. Там захоронения были открыты десять лет назад, но госорганы не проявляют к этому ни малейшего интереса. Сегодня самая главная проблема — юридическая, отметил Марголис. С этой территории уходит Минобороны. Нужно добиваться придания ей охранного статуса. В противном случае она практически неминуемо будет застроена. "Место должно стать неприкосновенным для застройки", — убежден Марголис.

К Левашовской пустоши мемориальная судьба вроде бы более благосклонна, отметил член правления международного общества "Мемориал" Александр Даниэль. Но статус, провозглашенный мэром Собчаком, юридической силы не имеет, так как в российском законодательстве нет термина "мемориальное кладбище жертв террора".

Между тем по факту таких кладбищ в стране в целом уже много (не считая кладбищ ГУЛАГа и ссыльных поселений). Это Бутово и Коммунарка (Москва), Дубровка (Воронеж), Пивовариха (Иркутск), Золотая Гора (Челябинск). Обнаружены места массового захоронения жертв политического террора в Хабаровске, Екатеринбурге, Томске, Карелии.

Выявление других мест захоронений упирается в нарастающую закрытость архивов материалов, связанных с террором, заявил Даниэль.


Ирина Кравцова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама