ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 12 января 2012, 4:03

Филипп Костенко: Большое спасибо Центру "Э" за пиар

Анархист Филипп Костенко, проведший под арестом месяц, не расстраивается, что ему пришлось встречать Новый год за решеткой. Потому что он его не отмечает – Костенко празднует только 1 мая. Об этом, а еще о том, почему "эшники" катают его на машине, зачем предлагают заключить перемирие и зачем он голодал, оппозиционер рассказал ЗАКС.Ру.

Как прошли тридцать дней ареста?

Сейчас, анализируя ситуацию после своего освобождения, я могу сказать, что это было, во-первых, не зря. Во-вторых, что-то новое открылось мне. Потому как последние несколько дней на свободе я очень интересно, по-иному чувствую себя. Появилось ощущение, что каждая минута каким-то смыслом наполнена. И можно, и нужно наполнять ее еще большим смыслом.

В каких условиях Вы находились?

Здание постройки середины девятнадцатого века. Тюрьма довольно старинная. Охрана бахвальствовала, что тут сам Ленин сидел. Не знаю, насколько это правда, нигде не смог об этом прочесть. В целом, я не могу сказать, что условия были чудовищными. Камера четыре на два метра, восьмиметровая. По углам расставлены нары. Нар почему-то шесть. Видимо, раньше там держали огромное количество людей. Сейчас у них по нормативам не больше двух человек должно сидеть, но в некоторых, как я знаю, сидело три. Я большую часть времени провел один. За все время у меня были три соседа, но они сидели от трех до четырех суток — это, в основном, водители, которые нарушали правила дорожного движения и были приговорены к административному аресту, как к мере взамен лишения прав.

Время Вашего ареста выпало на Новый год. Насколько это Вас расстроило?

В принципе, для меня это не было каким-то серьезным испытанием, потому что я и на воле особо не праздную Новый год. Считаю его праздником потребления и торжества капиталистических ценностей. Когда все бегают по магазинам с безумными глазами. Довольно ровно отношусь к этому дню - просто изменение в календаре. Возможно, "эшники" (сотрудники Центра по противодействию экстремизму, Центра "Э" – прим. ЗАКС.Ру)  решили, что они мне очень сильно насолят, оставив на Новый год. Но ничего подобного.

Ваше отношение к власти, к системе изменилось за время ареста?

Добавилось окончательное понимание ее полнейшей неспособности. Гора, по сути, родила мышь. Я не знаю, чего они хотели добиться. Наверное, чтобы я испугался, хотели. Но я не испугался. Арест - не самое приятное явление, но нет ничего такого, чего следовало бы сильно бояться. У системы нет механизмов, которые могут кардинально повлиять на людей. Если люди осознают, за что они борются, если они готовы отстаивать свои взгляды, то система бессильна, она пасует. Все эти суды, основанные на лжи и фальсификации,— это просто фарс.

Почему Вы решили объявить голодовку?

Это был такой способ протеста против ареста. Потому как все было довольно возмутительно и уж совсем белыми нитками был шит суд у Кузнецова (мировой судья Алексей Кузнецов, "специализирующийся" на рассмотрении дел оппозиционеров – прим. ЗАКС.Ру). Явление крайне специфичное, когда ты находишься в наручниках, а вокруг десятки Ментов, и постановление уже готово.

Кроме того, я знал, что есть другие арестованные, как в Питере, так и в Москве. Мне для самого себя было важно осуществить протест против системы и продолжать бороться за свободу. Понятно, что апелляция к властям - это был информационный посыл. Ясно, что из-за моей голодовки не освободят политзаключенных.

Как Вы объясняете два последних ареста, один за другим наложенных на Вас?

Сложно сказать. Видимо, у них - у Центра "Э" - было желание до президентских выборов меня держать в местах не столь отдаленных, раз они пытались все накручивать и накручивать. Наверное, считали, что нейтрализовав меня, можно нейтрализовать все протестное движение.

Как давно Центр "Э" курирует Вашу деятельность?

В Петербурге есть две структуры — это ОРБ (Оперативно-розыскное бюро – прим. ЗАКС.Ру) по Северо-Западу, занимающееся борьбой с инакомыслием, и есть городской Центр "Э" при ГУВД. Раньше этим занималось ОРБ, Они проводили у меня первый обыск. Затем подключились "эшники". Периодически приходится с ним как-то сталкиваться. На моем горизонте они появляются в течение лет трех-четырех.

Когда произошло первое столкновение с сотрудниками Центра "Э"?

Года четыре назад, когда нас задержали после акции "Еда вместо бомб". Отвезли в отделение, туда заявился тип в штатском из Центра "Э". Вел он себя очень агрессивно, пытался даже за волосы таскать одного товарища. Я в эту ситуацию вписался, несколько его осадил. Видимо, с тех пор меня и запомнили, решили, что я много себя позволяю.

После акции у Законодательного собрания, мы отсидели около двух суток и нас отвезли в суд. После того, как судья удовлетворил ходатайство о переносе дела по месту жительства, ко мне подошли двое "эшников". Они завели разговор, от которого я всячески пытался уклонится и покинуть их достославное общество. Сначала пригрозили составлением в отношении меня протокола: мол, напишут, что я их оскорблял и "закроют" на этом основании. Потом стали пытаться по душам беседовать и в какой-то момент даже сказали, что предлагают перемирие. Для меня это стало дикостью. Я был крайне изумлен таким поворотом событий и сказал, что никакого перемирия между нами быть не может. Они покивали, огорчились и ушли. На тот момент все закончилось, но через два дня эти типы появились вновь и тогда я был задержан на Гостинке. Было сфабриковано дело о неповиновении сотруднику полиции.

Какое участие сотрудники Центра "Э" принимали в двух последних делах в отношении Вас?

Суд у Кузнецова полностью проходил под их контролем. Они меня держали сначала в коридоре, приковав наручниками. При этом постоянно созванивались со своим руководством, с судьей о чем-то переговаривались. Дали ему свою справку о моих прошлых административных судимостях. Ее, к стати, кассационная инстанция признала недопустимым доказательством. Потому что она ничего не доказывает. Все четко курировалось "эшниками", все проходило под их контролем, неприкрытым давлением.

На втором суде присутствовал сотрудник центра "Э". Сидел рядом со мной на скамеечке, наблюдал за всем происходящим. Я не видел, обсуждали ли они что-то с судьей. Его присутствие было не совсем понятно — потому что еще был конвой, были сотрудники полиции.

На последний суд, который был по мере пресечения по уголовному делу, меня тоже возили "эшники". Видимо, им нравится исполнять конвойные обязанности, хотя существует специальный конвойный полк. Они сами решили меня отвезти на своей гражданской машине к суду, а потом на Захарьевскую – в изолятор.

Вам предстоит суд по двум уголовным делам. Из-за чего они были возбуждены?

Из-за моих акций. Первая - против закона "О полиции". Она проходила 1-го марта у Гостиного двора. Изначально предполагалось, что на месте проведения "Стратегии-31" будет установлена декоративная будка из картона с надписью "Милиция -Полиция". Это символизировало бы, что смена вывески не меняет сути. Однако, в этот перформанс вмешался сотрудник полиции, чего изначально не предполагалось. В ходе возникшей потасовки ему была надета на голову коробка. При чем, я наблюдал за происходящим со стороны. Пытался эту коробку спасти от разрушения. В итоге в отношении меня возбудили уголовное дело за оскорбление сотрудника полиции.

Что касается второго уголовного дела, то там я обвиняюсь в вандализме. Акция проходила в конце сентября, когда весь город был украшен незабываемой рекламой Общероссийского народного фронта с изображениями Путина и какими-то непонятными галочками. Было желание от таких замечательных конструкций Петербург освободить. Я был задержан в ходе акции, мне было предъявлено обвинение в вандализме.

Об этих делах вспомнили только сейчас?

О первом деле за оскорбление помнили еще давно. Меня летом задерживали по нему, доставляли к следователю, провели обыск. Коробку, видимо, искали. Я думаю, что когда начнется суд, обвинители сядут в лужу. Это понимают те, кто смотрел видео с акции. Никакого умысла оскорблять сотрудника полиции не было.

В результате правохранители признали это дело не столь перспективным и стали активизировать второе. Даже судья на последнем суде сказала: "Что же вы делали три месяца? Почему только сейчас вы ходите с предложениями об арестах?". Дознаватель на это вообще ничего не ответил. Все лежало в запасниках, ждало своего часа. Ружье, висящее на стене, должно было выстрелить. Вот оно и выстрелило.

Ваши акции вы преследуете цель совершить что-то эпатажное, обратить на себя внимание СМИ?

Нет. Мы прежде всего стараемся побудить людей размышлять. Традиционные формы политических протестов утратили смысл. Перестали привлекать внимание. Мне представляется важным проводить протестные акции на границе между арт-действиями, наполнять их символическим содержанием. Возможно, часто создается ощущение, что это эпатаж, что это нужно для привлечения внимания. Видимо, это наша недоработка, раз такое ощущение складывается. Видимо, нужно стараться делать акции лучше. Над чем мы будем работать.

За счет своего ареста Вы стали в Петербурге "оппозиционером №1"?

Сейчас, читая Интернет, у меня порой складывается такое впечатление. Мне кажется, это не соответствует действительности. Большое спасибо Центру "Э" за пиар, что называется. Никогда не стремился к тому, чтобы добиваться персональной известности. Мне важнее донести свои идеи, а не раскручивать свою персону. Я не собираюсь участвовать в выборах, мне это не нужно.

Чем Вы планируете заниматься?

Сейчас мы готовим акцию памяти Стаса Маркелова и Насти Бабуровой. Намерены проводить ее санкционировано, в форме шествия. Есть много разных идей и планов.

Для справки: Филипп Костенко был задержан 5 декабря на акции протеста против фальсификации выборов. За участие в ней получил максимально возможное наказание – 15 суток административного ареста. Сразу по истечении срока ареста, был снова осужден на 15 суток лишения свободы за "нецензурную брань в общественном месте".

Когда срок второго ареста подходил к концу, следствие потребовало арестовать Костенко в рамках возбужденного против него уголовного дела по статье 214.ч.2. УК РФ – "вандализм". Однако суд принял во внимание поручительство со стороны депутата Госдумы, эсера Ильи Пономарева, а также от двух депутатов ЗакСа, яблочников Александра Кобринского и Бориса Вишневского. Сейчас Костенко находится под подпиской о невыезде.

Беседовала Дарья Игнашова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама