В пресс-клубе "Зеленая лампа" на круглый стол собрались эксперты, чтобы обсудить программы кандидатов в президенты. Выяснилось следующее: Миронов левее Зюганова; каждое слово статей Путина достойно того, чтобы под ним подписаться; единственная живая программа – у Прохорова. Проблема в том, что ничего конкретного о программах электорат не знает и знать не хочет. Как написать что-то, что избирателей заинтересует, разбирался ЗАКС.Ру.
Чтобы скоммуницировать народ - создать контакт между кандидатом и электоратом - надо определиться, к кому конкретно обращается кандидат. Если программа написана хорошо, то аудитория кандидата будет понятна даже троечнику политологического отделения. Например, бизнесмен Михаил Прохоров обращается к молодым людям и предпринимателям.
- У него хорошо прописанный экономический блок, - замечает политолог Дмитрий Солонников, - Он сразу окрашивает свои заявления в цвета, близкие его сторонникам. То есть состоялся сам факт коммуникации с электоратом: "Ты за что? Я за объединение с Европой. Тогда ты наш, буржуйский".
А вот филолог Марина Гаврилова отмечает еще тот факт, что предпринимателям его программа невероятно близка, ведь в ней он расписал подробно – с какого числа какой налог повышать и насколько.
Или взять для примера Владимира Жириновского, самого "опытного" кандидата из всех. Как отметил политолог Евгений Негров, он обращается ко вполне конкретному кругу лиц, так называемому "забытому поколению". Апеллируя к таким понятным для них вещам, как борьба с бедностью и державность, он "затрагивает необходимые струны души".
Итак, пункт первый – программу надо донести до народа. Здесь важна не суть программы, а то, чтобы о ней заговорили.
- Не так важно содержание коммуникации, как сам факт коммуникации. Лучше всего народ воспримет ту программу, которую будут больше цитировать в СМИ, которую лучше донесут, - рассказывает Солонников.
Абсолютным лидером в этой предвыборной кампании можно считать Владимира Путина. Его семь статей, которые он публиковал на протяжении последних недель, не обсуждал только ленивый, а в новостных программах им посвящали длинные сюжеты. Так что, "факт коммуникации" у него был самым успешным среди кандидатов. Программы всех остальных не знакомы не только обывателям, но и зачастую политически подкованным активистам – часто им просто лень их читать.
В предвыборной программе необходимо обозначить некие, как выразился Дмитрий Солонников, "реберные точки". Это такие темы, на которые народ обязательно будет живо реагировать – "болевые темы". Список тут может не меняться годами: коррупция, ЖКХ, образование, медицина и т.д. Правда, политолог отметил, что для определения таких точек кандидаты прибегают к помощи социологов. При этом претенденты на президентское кресло пользуются услугами одних и тех же специалистов, из-за чего список наболевших тем вообще не меняется.
Марина Гаврилова обращает внимание на то, что проблемы написания текстов в жанре предвыборной программы не связаны со стилистикой.
- Если текст сложился, то и у аудитории будет догадка, что именно их должно зацепить в программе, на что обратить внимание, - говорит Гаврилова.
С коллегой согласен Солонников: "Если точки расставлены верно (например, национализация, стабильность, русский народ), то остальные страницы текста программы не имеют никакого значения".
При этом программа обязательно должна содержать эту самую животрепещущую тему. По ней избиратели будут причислять себя к сторонникам того или иного кандидата.
Например, образование. Как заметил Солонников, только ленивый не проехался по ЕГЭ. А в последнее время стало ясно, что грядет очередная реформа системы, Фурсенко уходит. Следовательно, каждый кандидат должен обозначить свою идею. Подытожить занимаемые кандидатами позиции по вопросу образования пытается Евгений Негров. Миронов заявляет о бесплатности образования. Прохорова больше волнует качественность и жесткая привязка с трудоустройством. По мнению Жириновского образование должно быть направлено на профессиональность и техническую составляющую. Для Зюганова главное – его равнодоступность. Чтобы человек с Дальнего Востока мог не только поступить в МГУ, но и проживать, питаться в Москве. Что касается Путина, то он в программных статьях идет по проторенной дорожке – "национализирует все хорошее, приватизирует все негативное, все позитивные моменты выставляются на первый план, все негативные игнорируется".
Невозможно представить программу и без популизма. Больше всего его, по мнению эскпертов, у Путина. Меньше всего – у Прохорова. Он знает не только чего хочет, но и как он будет достигать своих целей.
- Авторы программ снимают с себя ответственность за проведение своих предложений в жизнь, - говорит Солонников. - Например, Зюганов обещает, что он национализирует ресурсы, леса, дороги. Но как он себе это представляет - не ясно. Закон о национализации должна принять Дума, он может только издать указ, но это антиконституционно. Это не может быть реализовано.
Политолог отмечает, что ни в одной программе не прописана социальная нагрузка. Всем обещают поднять зарплаты выше среднего по стране, но не пишут, за счет кого.
И все же конкретные вещи в программах тоже есть. Дмитрию Солонникову понравилась идея Сергея Миронова перенести министерства в регионы. А вот Евгений Негров вспомнил, что единственным конкретным предложением Жириновского было выращивание овощей в заброшенных военных городах.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.