ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 мая 2012, 20:36

Марина Дмитриевская: "Свои" г-на Месхиева или подстава

Театральный Петербург кипит. Несколько дней назад Комитет по культуре опубликовал пресс-релиз, вызвавший панику в театральной среде. Сообщалось, что комиссия, созданная при комитете в феврале и работавшая три месяца, приняла решение о создании городского худсовета. Он будет, мол, участвовать в составлении госзадания театрам и в назначениях худруков, которые, по новым правилам, теперь должны выбираться на конкурсной основе, а также - страшно произнести - заниматься репертуарными рекомендациями. Образ Главреперткома тучей навис над театрами.

Я была членом этой комиссии, но мы голосовали за худсовет как демократический орган, без совета которого "культурная власть" не могла бы принимать своих тоталитарных решений. А до кипения театральный Питер дошел, когда до всякого худсовета как демократического, извиняюсь, органа, председатель Комитета по культуре Дмитрий Месхиев вызвал знаменитого режиссера Юрия Бутусова. Почему-то он выбрал именно того, кого много лет ждали. Приход Бутусова год назад в Театр Ленсовета — едва ли не самое отрадное назначение за последнее десятилетие (еще при прежнем начальстве). Месхиев предложил ему поменять должность главного режиссера на должность худрука, но… с испытательным сроком в год (звездные бутусовские спектакли в этом театре десятилетней давности, а также прошедший сезон - не в счет!). И - что еще более важно - с кабальным контрактным условием: Бутусов не будет иметь права ставить что-либо за пределами вверенного ему театра.

Такого еще не бывало, да и быть не может, творческие театральные люди - не крепостные помещика Месхиева. Это предложение - фактически предложение об уходе. В городе между тем называются имена режиссеров, вхожих к Месхиеву, которые готовы возглавить "Ленсовет". Коллектив театра опубликовал на сайте "Петербургского театрального журнала" открытое письмо к вице-губернатору Василию Кичеджи: они хотят работать с Бутусовым, они много лет ждали его!

Дайте мне протокол!

Назначение поздней осенью г-на Месхиева председателем Комитета по культуре ни у кого радости не вызывало. Боялись бизнесмена от культуры Кехмана - пришел бизнесмен от кино Месхиев… Что было в анамнезе (не в номинации "кинорежиссура", а в номинации "деятель")? Предательство учителя Марлена Хуциева и вступление в ряды "партии Никиты Михалкова". Поддержка башни Газпрома. Желание приватизировать Ленфильм. Петербург город маленький, люди, работавшие с Месхиевым в кино, говорили нам, театральным, что он груб, авторитарен, природу театра не понимает… Что-то еще было про страсть к рыбалке…

К заступившему на должность начальнику оказалось невозможно пробиться - он никого не принимал. В комитете произошла полная смена кадров. Слухи об авторитаризме подтверждались. Поэтому когда позвонили из комитета и попросили войти в комиссию, которая обрисовала бы нетеатральному начальнику круг театральных проблем, я согласилась: негоже, чтобы комитет работал на основании доносов или по принципу кумовства…

Пресловутая комиссия заседала трижды. Было много крику, люди собрались друг к другу неласковые. Но занималась наша странная компания, казалось, делом небесполезным. Мы обозначали проблемы. А они есть. Театральная жизнь в Питере застоялась. Скажем, в Питере по-прежнему не хватает свободных площадок, экспериментальных сцен, замечательный подвал ON.Театр не может вместить всех. Месхиев обещал, что в кратчайшие сроки под такой лофт-проект будет переоборудован ДК Газа…

Или вот: показателем деятельности театра теперь является количество проданных билетов. Неважно, какого качества спектакль — важно поголовье, как в бане: сколько народу помылось.

О театре и его устройстве новый "культурный начальник", свидетельствую, имеет слабое представление. Его больше всего интересовали существующие в мире формы руководства театрами. Заслушивались сообщения специалистов.

Нет спору, петербургская театральная ситуация застоялась, ее надо менять, театры, как сказал один остроумец, "всегда борются за право работать плохо", а плохо — это как всегда. Механизма сменяемости руководителей нет (как нет их и в государстве), театр превращается в пожизненную ренту. Где-то правят директора, а не художественные лидеры, где-то оба. Месхиев настаивал на единоначалии худрука, будь он продюсер или режиссер. Этому худруку станет подчиняться исполнительный директор. Вот эту модель комиссия совещательно утвердила.

Меня попросили набросать рабочие предложения, и я предложила список демократических процедур, которые должны предшествовать любому назначению. Это и социологическое обследование театра изнутри и снаружи, и отсмотр репертуара критиками, и отзывы прессы, и анкетирование трудового коллектива. Мне кажется, на конкурсной основе может рассматриваться несколько кандидатур, из которых можно было бы выбирать. Это исключило бы протекционизм… Месхиев настаивал, что каждый худрук должен иметь испытательный год. Я возражала: за год ничего не успеть! Но практики театра, в первую очередь Новиков, убеждали - года хватает, чтобы понять, пришелся ли режиссер ко двору (странно читать его комментарий с противоположными утверждениями).

Чтобы во всем не торопясь разобраться, Комиссия постановила: при комитете должен быть сформирован худсовет, который начнет разрабатывать все процедурные моменты. Никакой спешки не было заметно. Шла речь о создании концепции театрального развития. Дайте мне протоколы, я подпишу только те, где не будет подтасовок!

Крепостные помещика Месхиева?

И вот сразу после всего этого Месхиев вызывает Бутусова и ставит ему условия, которые уважающий себя художник принять не может. При этом он ставит их именно Бутусову - режиссеру, который яростно отстаивает идею театра-дома и уже год наводит в труппе строгую дисциплину. Когда-то он едва не первый пострадал от сериалов, куда подались его актеры Михаил Трухин, Константин Хабенский, Михаил Пореченков (так не состоялся бутусовский "Идиот", и я помню его отчаяние). Режиссер-"сиделец", он пришел в свой дом и говорит о необходимости сосредоточенной работы - без актерской беготни по проектам. Завоевав Москву, Бутусов вернулся в "Ленсовет", где когда-то начинал, чтобы строить. И это вовсе не отменяет возможности его постановок на стороне. И не надо вспоминать Товстоногова (который тоже, кстати, ставил за рубежом!), нынешняя театральная система другая: подвижная, "вся Россия - наш театральный сад", а не Невский с Литейным. Любая замкнутость грозит застоем и провинциализмом.

В свой первый сезон Бутусов позвал на постановки молодых режиссеров (если бы ставил только сам, все завопили бы: "Узурпатор! Он не пускает в театр новые силы!"). И вот когда он сам приступает к "Макбету", ему предлагают условия крепостного контракта.

Во всем должна быть логика, закон есть закон. По этой крепостнической логике Месхиева теперь будут жить все театры? Валерий Гергиев оставит международные контракты? Юрий Шварцкопф перестанет совмещать работу в Музкомедии и Мариинке? Прикажут Темуру Чхеидзе не ставить больше в Грузии?

Нет, до театров федерального подчинения кнут Месхиева не дотягивается. Значит, "предлагаемые обстоятельства" разговора с Бутусовым другие? Надо освободить место? Петербург город маленький. Нынче он полон слухов: на "Ленсовет" претендует Василий Сенин, имеющий, в отличие от многих, легкий доступ к Месхиеву, Комедию прочат Виктору Крамеру, который с ним на "ты", ТЮЗ — Коняеву… Паника.

Я не против кого-то. Но зачем собирали комиссию и вырабатывали принципы? Почему Месхиев начал действовать до утверждения худсовета? Зачем в очередной раз была имитирована демократия, прикрывшая пресс-релизом глухое беззаконное самоуправство (ведь не выработана еще форма нового контракта!)?

Одно слово — подстава. Или "Свои" превращаются в долгоиграющий сериал?

Марина Дмитриевская, главный редактор "Петербургского театрального журнала"

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама