ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 9 июля 2012, 13:14

Очень хочется по госнужде

В Петербурге Владимир Якунин успешно реализует схему превращения территорий РЖД в участки коммерческой застройки. Сначала земля лишается "железнодорожных функций", а затем распродается под частные проекты. В результате огромные территории застраиваются компаниями, близкими Андрею Якунину, старшему сыну главы РЖД.

Масштабные проекты реализуются в центре города, где земля поистине золотая. И если застройка 38 га за зданием бывшего Варшавского вокзала хотя бы не грозит Петербургу транспортным коллапсом, то "освоение" территорий вокруг Московского вокзала может полностью парализовать движение транспорта в центре города.

Дело в яме

Проект планировки территории (ППТ) бывшей станции Московская-Товарная был подписан чиновниками Смольного в конце мая 2012 года после давления со стороны РЖД.

В 1997 году на Лиговском проспекте, рядом с площадью Восстания и Невским проспектом, был вырыт гигантский котлован для строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ). Спустя несколько лет проект был закрыт, а деньги, вложенные в "яму", исчезли безвозвратно (дело о взыскании с РАО "ВСМ" 500 млн рублей по кредитам, привлеченным под гарантии правительства РФ и исчезнувшим бесследно, до сих пор рассматривается арбитражным судом).

Справка новой

Яма стала элементом городского фольклора и несколько раз меняла владельцев, пока казахский Meridian Capital не построил там крупнейший в городе торговый центр "Галерея". За сколько купили яму казахи — неизвестно, зато известно, что в начале этого года они продали "Галерею" за 1,1 млрд долларов. По данным газеты "Ведомости", за продавцом стоял зять президента Казахстана Нурсултана Назарбаева Тимур Кулибаев, один из богатейших жителей Казахстана и член совета директоров Газпрома.

К 2009 году архитектурной мастерской "Урбис" бывшего главного архитектора Олега Харченко были подготовлены новые варианты концепции вокзального комплекса ВСМ. В некоторых планировалось задействовать часть территории Московской-Товарной. Однако 1 апреля 2010 года Владимир Якунин обратился лично к Валентине Матвиенко с письмом, в котором выражал свое несогласие с концепцией и просил "уважаемую Валентину Ивановну не принимать решения о резервировании указанного выше земельного участка для государственных нужд и рассматривать концепцию преобразования территории грузового двора Санкт-Петербург-Товарный-Московский в раннее согласованных границах".

В этом письме он упоминает компанию "Росрегионпроект", которая путем мены (построив для РЖД грузовой терминал на 18 га на окраине города в Шушарах) получила землю у Московского вокзала, чтобы построить на 20 га почти 600 тысяч квадратных метров жилья. Именно ради нее глава РЖД просил губернатора Петербурга отказаться от резервирования участков Московской-Товарной под государственные нужды.

Почему нервничал Якунин

Спустя год с лишним в Петербурге сменилась власть. По словам источников издания, Владимир Якунин был крайне недоволен тем, что проект планировки территории Московской-Товарной мертвым грузом лежал в кабинетах Смольного и просил уже Георгия Полтавченко подключиться, потому что, по его словам, чувствовал моральную ответственность перед инвесторами, которых обманывает государство. Некоторая пикантность заключается в том, что "инвестор", о котором беспокоится руководитель РЖД, скорее всего не кто иной, как его сын — Андрей Якунин.

Когда Петербург и РЖД договорились, что из центра города выведут грузовые дворы, почти одновременно образовалось два проекта: "Измайловская перспектива" (за Варшавским вокзалом) и Московская-Товарная. Чтобы сделать территории привлекательными для инвесторов, понадобился не один год.

Подготовкой земель под выкуп за Варшавским вокзалом занималась дочерняя структура РЖД — "Желдорипотека". В "Желдорипотеке" были поначалу уверены, что смогут представить план шести кварталов в Смольный в 2009 году, но согласования затянулись. До последнего момента в планы компании входило и дальнейшее освоение территории. Однако грянул кризис, и инвесторы затаились. "Желдорипотека" продолжала работать над "Измайловской перспективой", но с точки зрения привлечения инвестиций все стояло на нуле.

В это время к руководству РЖД обратились представители компании "Росрегионпроект Девелопмент", которая занимается Московской-Товарной, и сообщили, что у них дела идут намного лучше — найден крупный инвестор, а потому предложили "варшавские" земли отдать им же. У "Желдорипотеки" в это время была готова вся документация и полностью подготовленная под продажу территория. Росрегионпроект же нашел себе в партнеры крупнейшего на Северо-Западе застройщика — ЛенСпецСМУ.

Запутанная цепочка

Однако перевесили не деньги. По словам источника, близкого к руководству РЖД, за Росрегионпроектом (РРП) стоит старший сын Владимира Якунина — Андрей.

Валентин Чимпоакэ, генеральный директор РРП, утверждает, что информация, которую уже не первый год распространяют СМИ о том, что Андрей Якунин имеет отношение к его компании, "не соответствует действительности". Формально это истинная правда. Но…

РРП был создан в 2006 году специально под проект Московской-Товарной. В 2008 году на обсуждении проекта на градсовете ныне экс-депутат и один из крупнейших лоббистов на строительном рынке Петербурга Владимир Гольман удивился, откуда у никому не известного молодого предприятия средства на реализацию такого крупномасштабного проекта (компания обещала вложить $ 1,5–2 млрд). Чимпоакэ тогда ему возразил: "У нас есть крупные акционеры, имена которых я разглашать не вправе".

По данным ЕГРЮЛ, компания "Росрегионпроект ЛТД" (Rosregionprojekt LTD), зарегистрированная на Кипре (Ларнака, Параскевис Иоанной, 6), является совладельцем РРП. Одновременно с этим офшор "Росрегионпроект ЛТД" являлся совладельцем (сейчас владелец кипрский офшор "Гаунтмонт ЛТД") ООО "Региональная гостиничная сеть", которое при создании даже было зарегистрировано в Петербурге по одному адресу с РРП — на Большой Морской, 19.

"Региональная гостиничная сеть" — один из основных проектов британской инвесткомпании Venture Investments & Yield Management (VIYM), владельцем которой, курирующим инвестиции в недвижимость на рынках России и СНГ (информация с сайта viym.ru), является Андрей Якунин.

На вопрос, доводилось ли Валентину Чимпоакэ в профессиональной деятельности сталкиваться с Андреем Якуниным, он ответил, что они много лет назад вместе работали в гостинице "Прибалтийская". Действительно, до 2006 года Андрей Якунин был исполнительным директором гостиницы "Прибалтийская". Примерно в то же время, когда и создавался РРП, кстати.

Куда это все впихивать

По словам источника bplfybz, даже при прямом доступе к Якунину-старшему гонцам из РРП сказали примерно следующее: ребята, у вас прекрасные идеи насчет Московской-Товарной, но у вас даже нет утвержденного проекта планировки территории. Разберетесь с этим — получите территорию еще и за Варшавским вокзалом. К этому времени РПП, как мы уже упоминали, путем мены получил в собственность более 20 га Московской-Товарной. Однако в городе сменилась власть, и новая команда взяла паузу. На несколько месяцев строительный рынок Петербурга замер. Не выдавалось ни одного разрешения — чиновники изучали документы, анализировали, как обещания, которые раздавала Валентина Матвиенко, аукнутся городу.

Когда дело дошло до Московской-Товарной, вице-губернатор Сергей Вязалов начал задавать вопросы. По его поручению Комитет по транспортно-транзитной политике выполнил расчеты автомобильных потоков вокруг вокзала. Даже с учетом того, что в ППТ Московской-Товарной было заложено развитие дорожной инфраструктуры, картина получалась мрачная. Если в новых домах поселится почти 10 тысяч человек и еще 22 тысячи будут прибывать ежедневно на Московский вокзал на скоростных поездах, то весь район вокруг Московского вокзала встанет в одной гигантской пробке, что повлечет за собой транспортный паралич всего центра города.

Вот здесь-то и возвысил свой голос в защиту инвесторов Владимир Якунин. К делу убеждения привлекли даже митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. У митрополита здесь был свой интерес: восстановление храма Феодоровской иконы, к которому прилегает участок Московской-Товарной. На его реставрацию из федерального бюджета в рамках партийного проекта "Историческая память" "Единая Россия" пролоббировала выделение в 2010 году 400 млн рублей.

После тяжелой и продолжительной борьбы 29 мая ППТ на Московскую-Товарную был подписан.

Сложилось!

Буквально на следующий день в СМИ появилась информация о том, что участок в 38 га за Варшавским вокзалом, принадлежащий РЖД, получила под застройку компания "ЛСС Варшавская". Компания, которая получила один из крупнейших и привлекательнейших участков в городе, была зарегистрирована 9 месяцев назад с уставным капиталом 10 тысяч рублей. И, естественно, на Кипре. В Ларнаке, судя по карте, два офиса — "ЛСС Варшавская ЛТД" и уже знакомый нам РРП — разделяет около 200 метров. Поэтому мы не рискнем говорить, что за этими конторами стоят одни и те же люди. Однако в Петербурге "ЛСС Варшавская" и РПП, согласно данным "Спарк-Интерфакс", мало того что находятся по одному адресу — Большая Морская, 19, так, видимо, делят и одну секретаршу, потому что телефон у них общий. И что самое главное — у них общий генеральный директор, Чимпоакэ Валентин Тибериевич. Тот самый, который много лет назад работал вместе с Андреем Якуниным в гостинице "Прибалтийская".

На вопро, будут ли взаимодействовать между собой структуры РРП и ЛСС, Валентин Тибериевич заверил, что фирмы не имеют друг к другу никакого отношения. Затем он уточнил, что они имеют юридические отношения и общего инвестора, но в проектах застройки будут скорее конкурентами.

Вместе с тем Валентин Чимпоакэ помог расшифровать аббревиатуру "ЛСС Варшавская". Получилось — "ЛенСпецСМУ Варшавская", которое контролируется группой "Эталон" (до ребрендинга тоже ЛенСпецСМУ). Кто будет контролировать "ЛСС Варшавская ЛТД", которая в Ларнаке, в данном клубке интересов остается только догадываться.

Цена победы

На 38 га за Варшавским вокзалом будет построен жилой комплекс из 22 зданий высотой в 18 этажей на 680 тысяч кв. м. Выручка от продажи квартир может составить около 2,2 млрд долларов. Владельцу участка может достаться до 25 % прибыли. Не менее привлекательна с финансовой точки зрения и Московская-Товарная. Здесь будет построено до 300 тысяч кв. м жилья комфорт-класса, гостиницы, паркинги и подземная парковка.

Что еще нам сделали хорошего

Сыновья структура VIYM — ЗАО "Тристар Инвестмент Холдингс" (создано в 2001 г., 50 % акций на тот момент принадлежали Андрею Якунину) памятна скандалом с Домом со львами (особняк Лобановых-Ростовских) возле Исаакиевского собора. Памятник, созданный Огюстом Монферраном, в 2002 году передали в ведение Управделами президента для "государственных нужд" — якобы для размещения федеральных ведомств. Однако вскоре сын главы РЖД начал перестраивать Дом Лобановых-Ростовских под пятизвездочный отель. Условия, на которых "Тристар" получил памятник архитектуры, до сих пор не раскрываются.

Не менее скандальной известностью пользуется и другой проект VIYM — намеченная реконструкция Никольских рядов под отель и бизнес-центр. Комплекс XVIII века намеревались накрыть стеклянным колпаком, поднятым до 24 метров, а внутреннюю территорию памятника застроить.

Под натиском градозащитников от купола отказались, но объект, полученный инвестором в 2010 году, разрушался — новый хозяин не торопился даже залатать кровлю. Георгий Полтавченко публично пригрозил изъять памятник архитектуры у собственника, если тот не возьмется за сохранение памятника.

Татьяна Писарева


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама