ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Яндекс.Дзен ЗакС.Ру в Дзене
Мариинский дворец. Ретроспектива
С момента основания Петербурга владения вблизи воды считались самыми престижными. Неслучайно лучшие дома города находились у воды. Не стал исключением и Мариинский дворец.

Этот дворец император Николай I построил для своей дочери Марии (1819 - 1876) в качестве подарка к ее свадьбе с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским (1817 - 1852). Максимилиан был сыном Евгения де Богарне, который, в свою очередь, был пасынком Наполеона. 5 декабря 1838 года состоялось официальное венчание. После свадьбы князю П.М.Волконскому, министру двора и уделов, было приказано выделять ежегодно 700 000 рублей, предоставить ей единовременно капитал в 2,4 млн рублей, а также полностью оборудованный дворец в Петербурге со штатом. Еще Максимилиану давали в личное пользование 100 000 рублей.
Для дворца было выбрано место напротив Исаакиевского собора, на берегу Екатерининского канала. До этого там находился дворец графа И.Г.Чернышева. Император пожелал возвести для дочери не просто дворец, который отличался бы от прочих резиденций грандиозностью и величием. Этому дворцу надлежало стать эталоном комфорта того времени. От строителей требовались современные инженерно-технические решения, композиционно-планировочные новшества, применение современных строительных материалов, обеспечивавших долговечность здания и удешевлявших строительные работы. Дворец планировали построить в стиле эклектика, основанном на смешении разных стилей.

Первоначально проект поручили Росси, но он был уже довольно стар, и поэтому проект передали А.И. Штакеншнейдеру, основоположнику нового направления русской архитектуры XIX века - стилизаторства, историзма, или эклектики. Мариинский дворец явился выдающимся памятником николаевской эпохи. Одаренность и трудолюбие, которые с ранних лет были свойственны А.И.Штакеншнейдеру, профессиональная подготовка, полученная на архитектурном факультете Академии художеств, работа рисовальщиком на строительстве Исаакиевского собора под руководством О.Р.Монферрана, заграничные командировки - вот основа для чрезвычайно плодотворной творческой деятельности. При этом знание архитектурных стилей сочетались у него с воспитанным чувством меры и такта. Замечательный архитектор Л.Н.Бенуа о творчестве своих старших современников Г.Э.Боссе и А.И.Штакеншнейдера писал: "В их постройках всегда чувствовалась цельность. Допускались своего рода шутки-капризы, но художник оставался верен своей индивидуальности", то есть они имели собственный стиль, почерк, творческое кредо. Традиции русской и мировой архитектуры осваивались А.И.Штакеншнейдером в контексте новых открытий в области инженерного искусства, строительных и отделочных материалов, новых требований к системам отопления, освещения и канализации - все это с учетом требований моды, престижа, представлений о прекрасном и личных пристрастий высокопоставленных заказчиков. Это позволило мастеру, используя различные архитектурные стили при проектировании и строительстве Мариинского дворца (1839 - 1844 гг.), добиться высочайшей художественной выразительности.

Расположив здание между двумя улицами на участке скошенной трапеции, Штакеншнейдер удачно вписал его в формировавшийся в те годы архитектурный ансамбль, центром которого должен был стать Исаакиевский собор. Для этого в 1842 - 1844 годах велись работы по расширению Синего моста, в результате чего его ширина стала равняться 97,3 метра. Штакеншнейдер сломал флигели дворца Чернышева и три дома, расположенных на соседних участках. Дворец занял всю ширину квартала по б. Мариинской площади, от Вознесенского проспекта до Нового переулка (пер. Антоненко). Левое крыло (при взгляде на дворец с площади) возведено заново, в правом крыле использованы фундаменты и стены дома Чернышева.

План дворца непривычно асимметричен: его правое крыло длиной в 22 метра не только короче левого в 52 метра, но и расположено под тупым углом к главному фасаду. Строительство дворца велось необычно быстро, особенно по сравнению с Исаакиевским собором.

При строительстве здания был применен ряд технических новшеств - несгораемые перекрытия по металлическим балкам, металлические стропила, горшечные своды и т. д. Карниз, столбы подъезда, наличники и сандрики окон, базы колонн и пилястр выполнены из песчаника, а стены оштукатурены и окрашены.
Центральная часть главного фасада обработана трехчетвертными колоннами, несущими антаблемент и высокий аттик. Подъезд в центре главного фасада решен в виде открытой аркады, поддерживающей балкон с шестью большими вазами.
В художественном отношении большой интерес представляют интерьеры здания. Творчески переработав композицию плана Таврического дворца, А.И.Штакеншнейдер создал единственную в истории русского зодчества XIX столетия анфиладу залов, расположенных не параллельно главному фасаду, а развитую в глубину, по центральной оси здания. Эта анфилада открывается приемным залом, расположенным над вестибюлем и предшествующим наиболее эффектному из дворцовых помещений - двухъярусной ротонде.
Украшенная тридцатью двумя колоннами и перекрытая куполом ротонда освещается верхним светом. Она соединяется с квадратным залом, откуда открытый проход вел в зимний сад.
При перестройке дворца для размещения в нем Государственного Совета зимний сад был уничтожен, и на его месте по проекту архитектора Л.Н.Бенуа создан большой зал заседаний (1900 - 1907 гг.).
Отделка вестибюля, парадной лестницы, приемного зала, декорированного пилястрами из темно-малинового мрамора, и других помещений отличается высоким качеством исполнения. В работах по внутренней отделке участвовали живописец А. Виги, скульптор Д. И. Иенсен и др.

Значительной проблемой было создание комфортного проживания во дворце. Поэтому все служебные и нежилые помещения были ориентированы на проезжую часть, а жилые покои заняли внутреннюю часть, удаленную от шума и пыли. Но это не повлияло на их освещенность благодаря внутренним световым дворикам и обширному саду по южному фасаду. Особого внимания заслуживает построенный в стороне от парадных залов, в правом крыле здания, пандус (пологий подъем без ступеней), связывающий все три этажа. Но это не повлияло на петербургскую строительную моду, т.к. пандус был построен для облегчения передвижения Марии Николаевны, страдавшей от болезни ног. Отделка интерьеров дворца завершилась к исходу 1844 года, и ему было присвоено название - Мариинский. Еще одним удивительным фактом на то время являлось то, что дворец был на один день открыт для публики.
Стоит уделить немного внимания внутреннему убранству помещений дворца.
Так, вестибюль с колоннадами и пилястрами розового тивдийского мрамора, добытого в Финляндии, легкими сводами, расписанными арабесками, с камином зеленого сибирского мрамора, вызывал ощущение гармонии и величия.
В левой части вестибюля располагается парадная лестница. В двух нишах в ее нижней части поместили статуи античных воинов, на семи стенных кронштейнах расположились герои Троянской войны. При входе на лестницу, над узким многофигурным фризом, привлекает внимание необычный лепной орнамент - замысловатое переплетение букв имени Мария.
Над вестибюлем, в бельэтаже, находится Парадная приемная. Она открывает анфиладу парадных залов, оформленных в стиле позднего классицизма. Сама приемная украшена девятью барельефами на сюжеты "Илиады" Гомера.
В аттике расположена домовая церковь Св. Николая Чудотворца в византийском стиле, первоначально также освещавшаяся через пять просветов с закладными рамами. Газеты того времени писали, что это миниатюрное помещение поражает своей роскошью и изяществом. По специальному заказу Марии Николаевны для священника и дьякона изготовили праздничные одежды, а для ризницы при алтаре - пелены (на престол, жертвенник, аналои) из голубого с серебром бархата.
Залы дворца украшали полотна мастеров итальянской, французской, немецкой и голландской школ: Бассано, Боттичелли, Виже-Либрен, Рембрандта и др.
Вообще в отделке были применены самые дорогие материалы.
Как уже было сказано, дворец строили для комфортного проживания, поэтому такие "холодные" материалы, как мрамор, применялись только в нежилых помещениях, а такие материалы, как ткань, применялись в покоях.
Ежедневно во дворец приходили знакомые первых хозяев. Поэтому требовалось большое количество прислуги и служебных помещений. Также во дворце были проведены водопровод и канализация.

20 октября 1852 года герцог Лейхтенбергский умер от простуды. В 1854 году Марина Николаевна вышла замуж за графа Строганова. Утверждают, что ее сын Георгий Максимилианович похож на Строганова. Брак был тайный, и поэтому Николай I ничего об этом не знал. Вскоре умер Николай I и на престол взошел его сын Александр.
Так получилось, что во дворце семья хозяев прожила не очень веселую жизнь. Всего Мария Николаевна прожила с герцогом 13 лет, из них во дворце - 8. За все это время Мария Николаевна часто рожала, семеро детей выжили. Старший сын Николай болел с малолетства и поэтому часто находился на лечении за границей.
Несмотря на это, во дворце давали балы и маскарады, в залах проходили благотворительные базары, рождественские ёлки для детей. В Ротонде и Квадратном зале ставили любительские спектакли. Например, граф Строганов написал для дворцовой постановки комедию "Чиновник". В концертном зале часто выступали и певцы-профессионалы, и любители-аристократы. Друзья детей ценили непринужденную обстановку и материнскую доброту Марии Николаевны, отсутствие даже намека на придворный этикет. Официальная обстановка была только во время официальных приемов. Во дворце хранилось много семейных реликвий.
После смерти герцога Мария Николаевна стала Президентом Императорской Академии художеств. Она стала одним из организаторов создания памятника Николаю I на Исаакиевской площади, открытие которого состоялось 25 июня 1859 года. Во время правления Александра II Мария Николаевна занялась политикой.
Умерла Мария Николаевна 9 февраля 1876 года. Вскоре её муж граф Строганов тоже умер, и дворец перешел во владение сыновьям княжны Марии Евгению и Георгию. Но еще до смерти у Марии Николаевны был долг в 3 млн рублей. Ее сыновья тоже жили на широкую ногу, их расходы намного превышали доходы. Поэтому они не смогли сохранить за собой знаменитый семейный очаг.

Акт продажи дворца был подписан 14 июля 1884 года. По указу Александра III здание было приобретено в казну и стало резиденцией высших органов власти Российской Империи.
В феврале 1885 года там разместились Государственный Совет, Государственная канцелярия, Комитет министров (бельэтаж и верхний этаж) и Канцелярия по принятию прошений на Высочайшее имя (нижний этаж). Часть усадебных строений передали Военному министерству, разместившему в них батальон лейб-гвардии Стрелкового полка. Но в первое время дворец, несмотря на такую плотную занятость, всю равно казался большим.
Интерьеры парадных залов подлежали только косметическому ремонту. Под руководством архитектора Петерсона дворец заново меблировали и оборудовали сообразно его новому назначению. В 1893 году свечное освещение заменили на электрическое.
Наступило время служебных буден. В Ротонде еженедельно, по понедельникам, заседал Государственный Совет. На карнизах ее ярусов разместили гербы губерний и областей, входивших в состав Российской империи. На стенах висели портреты членов императорской фамилии. Кабинет герцога Лейхтенбергского занял председатель Совета. Концертный зал отвели под заседание кабинета министров.
7 мая 1901 г. в Ротонде Мариинского дворца состоялось торжественное заседание, посвященное столетию Госсовета. Это событие по заказу Министерства Императорского Двора запечатлел на картине И.Е.Репин с помощью своих лучших учеников И.С.Куликова и Б.М.Кустодиева. Гигантское полотно украшало Ротонду, а затем - Большой зал заседаний Совета после его постройки. Зал строился по проекту Л.Н.Бенуа в 1907 -1908 гг. с использованием зарубежного опыта устройства парламентских помещений.

В 1905 году появилась нижняя палата парламента - Дума, а Государственный Совет стал верхней палатой. Поэтому его состав был расширен до 215 человек. Поэтому пришлось переделывать зал заседаний. Руководителем проекта был назначен Бенуа. При этом учитывался опыт при строительстве подобных помещений в таких государственных учреждениях, как Капитолий (США), Рейхстаг (Германия). Строители очень спешили с окончанием работ для торжественного открытия сессии Государственного Совета. 15 октября 1908 года здесь состоялось первое заседание. Отопление и вентиляция зала предусматривали очистку воздуха особыми фильтрами и его нагрев или увлажнение до необходимой кондиции. Огромный зал перекрывали застекленным фонарем площадью 182 м2, обеспечивавшим естественное освещение в дневное время, а вечером включали люстры, изготовленные по специальному заказу.

В феврале 1917 года здесь состоялось последнее заседание Государственного Совета под председательством Н.Д.Голицына. После этого во дворце размещались различные учреждения большевиков. Именно они и нанесли самый большой урон дворцу. Стены были либо покрашены краской, либо обшиты досками и оклеены дешевыми обоями. Особенно большой урон был нанесен Никольской церкви. Пропали престол, алтарь, иконы, роспись на библейские сюжеты исчезла под штукатуркой, церковную лестницу перекрасили. Правда, в 1938 году здесь были проведены некоторые реставрационные работы.
Со 2 марта 1917 г. во дворце разместилось Временное правительство и находилось здесь до июля.
10 октября состоялось первое заседание Совета Российской Республики (предпарламента).
25 октября (7 ноября) по приказу Военно-революционного комитета здание заняли восставшие солдаты и матросы. Начало советского периода истории Мариинского дворца ознаменовалось созданием Высшего Совета народного хозяйства (ВСНХ). Он работал здесь с 18 ноября 1917 г. до переезда правительства в Москву. 27 декабря 1917 г. в первом заседании бюро ВСНХ участвовал В.И.Ленин. Позже здесь располагались "Трансбалт", "Севзапвод", Дом печати, с 5 ноября 1929 г. - Промакадемия ВСНХ, в 1930-е гг. получившая имя И.В.Сталина. В 1940 г. ей на смену пришли Ленинские курсы при ЦК ВКП(б).

30 июня 1941 г. во дворце разместились Военный совет, штаб, политотдел Ленинградской армии народного ополчения и редакция ее газеты - "На защиту Ленинграда". 23 октября, выполнив свою задачу, армия была расформирована. С 17 сентября в здание постепенно перевели несколько батальонов выздоравливающих, и в годы Великой Отечественной войны здесь находился военный госпиталь. Во время блокады Ленинграда здание получило значительные разрушения. Но уже в 1944 году здесь начались реставрационные работы, и 8 октября 1945 г. сюда въехал Исполнительный комитет Ленинградского городского Совета трудящихся. С тех пор здесь работает представительная власть города, выражают коллективную волю депутаты.
По инициативе Ленгорисполкома в восточном крыле была проведена перепланировка помещений: построена новая мраморная лестница, перестроили комнаты бывшей запасной половины. И снова нанесли невосполнимый ущерб церкви: в ней ликвидировали световой фонарь, чтобы выстроить бетонированный постамент для флагштока. Из вестибюля убрали камин и мраморных животных-стражей у подножия лестницы. На главном фасаде в аттике разместили макеты пяти орденов и медалей, которыми был награжден Ленинград. Также были вывешены лозунги и электронные часы, характерные для тех лет, которые исказили внешний вид фасада, лишив его былого величия. В 1975 году началась комплексная реставрация дворца: отремонтировали Танцевальный зал и Приемную. В церкви не сохранилась ни одна из живописных композиций Г.Г.Гагарина. Церковь вновь освятили в 1990 году.
Среди шедевров архитектуры Петербурга Мариинский дворец выделяется не только своей архитектурой, но и своей историей. При каждом новом хозяине дворец менял не только свою внешность, но и атмосферу. Это легко видеть на примере большевиков. Дворец изначально создавался для мирной семейной жизни, которая однако продлилась недолго. После кончины Марии Николаевны дворец совершенно поменял свой облик - он стал типичным государственным учреждением. В нем началась обычная канцелярская работа. Полное нарушение мирной жизни произошло в 1902 году - после убийства во дворце министра внутренних дел Сипягина.
Николай I так и не смог осуществить свой замысел - отодвинуть своих близких родственников от суровой действительности.

19 - 21 августа 1991 г. Мариинский дворец превратился в штаб сопротивления попытке государственного переворота, предпринятой самозванной ГКЧП. 6 сентября того же года Указом Президиума Верховного Совета Российской Федерации городу на Неве возвращено историческое имя Санкт-Петербург. Соответственно переименован городской Совет народных депутатов. Его полномочия прекращены Указом Президента РФ Б.Н.Ельцина "О реформе органов государственной власти в г. Санкт-Петербурге" от 21 декабря 1993 г.
С 14 декабря 1994 г. в Мариинском дворце действует Законодательное собрание Санкт-Петербурга - парламент субъекта Российской Федерации. С 6 января 1999 г. работает его второй созыв.








О редакции Реклама