ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Яндекс.Дзен ЗакС.Ру в Дзене
Мариинский дворец. Ретроспектива : Штакеншнейдер Андрей Иванович (1802 - 1865)

Штакеншнейдер Андрей Иванович - знаменитый в свое время петербургский архитектор, внук кожевника, выходца из Германии, выписанного в Россию Императором Павлом I.

Родился 22 февраля 1802 года в Гатчине, под Санкт-Петербургом, в семье мельника. Будущий зодчий вырос на земле, которая славилась разработками превосходного строительного материала - пудожского камня - известняка (им отделан Казанский собор, здание Горного института в Петербурге).

В тринадцать лет будущего зодчего отец отдал учиться в Санкт-Петербургскую Академию художеств, в которой позже он сам преподавал в течение многих лет.

Не выказав при прохождении курса особенно блестящих успехов, Штакеншнейдер тотчас же по его окончании, в 1821 году, получил место чертежника в комитете строений и гидравлических работ, из которого четыре года спустя перешел на службу архитектором-рисовальщиком в комиссию по сооружению Исаакиевского собора. Строитель этого храма, Огюст Монферран, обратил свое внимание на способности и трудолюбие молодого художника и поручал ему многие серьезные работы и между прочим дал возможность отличиться изготовлением общих и детальных рисунков для устройства катафалков и траурного убранства Петропавловского собора при погребениях императора Александра I, Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны.

В 1831 г. Штакеншнейдер покинул службу в вышеупомянутой комиссии для того, чтобы свободнее заняться частными постройками, преимущественно же постройкой барского дома для графа А.Х.Бенкендорфа в его имении Фалль, в окрестностях Ревеля. Довольный своим архитектором, граф рекомендовал его императору, и с этого времени счастье начало все более улыбаться Штакеншнейдеру. Он быстро приобрел благоволение Николая I, стал получать от него одно за другим важные поручения и вскоре сделался привилегированным строителем царских и великокняжеских дворцов. Начав придворную службу в звании архитектора при дворе великого князя Михаила Павловича, он под конец своей жизни был главным архитектором департамента уделов, архитектором Собственного Его Величества дворца и заведующим постройками по загородным дворцам государыни императрицы.

В 1834 г. за составленный Штакеншнейдером по заданной программе проект "небольшого императорского дворца" академия присудила ему звание академика.

Тогда же великий зодчий женился на Марии Федоровне Холчинской. У Штакеншнейдеров было восемь детей, четыре сына и четыре дочери. Длительное время семья имела квартиру в доме при лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте. В 1852 году он купил дом на Миллионной улице (дом 10, сохранился до наших дней). В этом доме проходили знаменитые "субботы", где собирались писатели, поэты, архитекторы, художники, актеры. Салон Штакешнейдеров был одним из центров культурной жизни Петербурга второй половины XIX века.

В 1837 - 1838 гг. Штакеншнейдер совершил поездку для своего усовершенствования в чужие края с пособием от правительства и посетил Италию, Францию и Англию. В 1844 г. академия возвела его в звание профессора без исполнения с его стороны программной задачи как художника, уже имеющего громкую известность, а в 1854 г. он был назначен в академию штатным профессором-преподавателем. В последние годы жизни здоровье Штакеншнейдера, истощенное постоянными усиленными трудами, значительно слабело; для его поправления весной 1865 г. по совету врачей он отправился в кумысное лечение в Оренбургскую губернию. Проведенное там лето, казалось, принесло ему пользу, но на обратном пути в Петербург он почувствовал себя снова плохо и умер в Москве 8 августа того же года. Похоронен в Сергиевой пустыни (район станции Володарская, кладбище не сохранилось) под Петербургом.

В истории русской архитектуры Штакеншнейдер занимает определенное место как наиболее яркий представитель ранней эклектики. Центр нашего города немыслим без его произведений.

Штакеншнейдер работал в различных уголках России (Крым, Новгород, Тамбовская и Орловская губернии).

Многочисленные произведения Штакеншнейдера очень разнообразны в отношении стилей, которые он, однако, не соблюдал в полной строгости, внося в них, с целью достижения пущей роскоши, произвольные изменения и прибавки. Главное и самое лучшее из его созданий - Мариинский дворец (нынешнее здание Государственного совета). Кроме него, в Санкт-Петербурге им сооружены дворцы великого князя Николая Николаевича Старшего (теперь Ксениевский институт) и великого князя Михаила Николаевича, детская больница, часовня на Николаевском мосту, некоторые из зданий придворного ведомства и несколько частных домов, в том числе дом княгини Белосельской (переделанный впоследствии в дворец великого князя Сергия Александровича ). Особенно богаты его постройками Петергоф и ближайшие окрестности. Здесь сельский домик у Запасного пруда, павильоны на Царицыном и Ольгинском островах и на Самсоновском канале и церковь на Бабигоне, дачный дворец Марии Николаевны в Сергиевке, Собственная Его Величества дача и прочее, дворцы на Михайловской и Знаменской дачах, павильон Renella на этой последней и прочее. В Царском Селе сооружен Штакеншнейдером памятник великой княгине Александре Николаевне, в Сергиевской пустыни близ Стрельны - церковь-усыпальница графа Кошелева, в гостилицах Петергофского уезда - дом графа Протасова, в Орианде, в Крыму, - дворец императрицы Александры Федоровны и прочее. Из прочих трудов Штакеншнейдера заслуживают быть упомянутыми постройки, произведенные в Зимнем, Мраморном и Аничковском дворцах, внутренняя отделка Старого Эрмитажа, для предполагавшегося пребывания в нем цесаревича Николая Александровича, в Санкт-Петербурге, а также некоторые переделки в Ораниенбаумском и Стрельнинском дворцах.

Важную градообразующую роль в формировании Исаакиевской площади сыграл Мариинский дворец - бывшая резиденция герцогов Ольденбургских, первая крупная постройка архитектора А.И.Штакеншнейдера в Петербурге (1839 - 1844 гг.). Центральная часть главного фасада обрамлена трехчетвертными колоннами, несущими антаблемент и высокий аттик, подъезд решен в виде открытой аркады, поддерживающей балкон с шестью большими вазами. В художественном отношении большой интерес представляют интерьеры здания. Штакеншнейдер создал единственную в истории российского зодчества XIX столетия анфиладу залов, расположенных не параллельно главному фасаду, а развитую в глубину, по центральной оси здания.

В середине 1880-х годов в Мариинском дворце, купленном в казну, разместились Государственный Совет, Государственная канцелярия, Кабинет министров и другие учреждения. В настоящее время здесь располагается Законодательное собрание Санкт-Петербурга.








О редакции Реклама