ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 29 октября 2015, 18:54

<html><b>"Непатриотичная" благотворительность</b></html>

Информация о том, что "Открытая Россия" Михаила Ходорковского наравне с террористами из ИГИЛ попадет в "патриотический стоп-лист" Совета Федерации, опубликованная газетой "Известия", не подтвердилась. При этом до сих пор не ясно, что стало с двенадцатью организациями, на которых ополчились сенаторы в июле. У простых россиян, как, наверное, и у представителей власти, до сих пор нет понимания, как и зачем работает так называемый закон о "нежелательных в России организациях"

 

"Антисанкции против нахалов"

Закон о "нежелательных" организациях был принят в мае 2015 года. Несмотря на то, что то Госдума, то Совет Федерации периодически угрожают этим документом различным фондам и движениям, механизмы работы этого закона остаются не до конца ясными.

Авторы законопроекта предложили ввести процедуру признания "нежелательной" деятельности на территории России иностранной или международной организации, "если она представляет угрозу основам конституционного строя Российской Федерации, обороноспособности страны и безопасности государства". Как отмечают авторы законопроекта, размытость формулировки причин "нежелательности" не случайна.

Необходимость подобных мер Тарнавский объяснял тем, что России нужно ответить на "конкретные действия, которые ряд государств предпринял против страны и против наших компаний, у которых есть бизнес за рубежом". В целом власти рекламировали этот проект как "антисанкции" и защиту от "цветных революций".

Версии о том, против кого в первую очередь будет работать этот закон, у его авторов менялись. Тарнавский заявлял, что "прежде всего в его инициативе речь идет о санкциях против крупных коммерческих западных компаний, которые очень насолят и будут вести себя нагло и нахально". По другим комментариям законодателей, госбезопасности также могут угрожать и некоммерческие организации, финансируемые из-за рубежа.

В принятом законе речь идет о "неправительственных иностранных организациях", под эту формулировку, по сути, подходят как коммерческие организации, так и НКО. В качестве санкций таким организациям предусмотрен запрет на работу в России для юрлиц и длительные сроки лишения свободы для их сотрудников.

Если организацию признают "нежелательной", то ее дочерние структуры, действующие в России, должны быть закрыты. Новые создавать, конечно, тоже нельзя. "Неугодным" также запрещается проводить публичные мероприятия, хранить и распространять свои материалы — в том числе через СМИ. Кроме того, всем российским банкам и другим финансовым институтам запретят сотрудничать с "нежелательными" организациями — об отказе они должны будут сообщать в Росфинмониторинг.

Решение о присвоении статуса "нежелательной", если верить закону, принимает генеральный прокурор или его заместители по согласованию с МИД России. Отмена такого решения осуществляется в аналогичном порядке. Перечень нежелательных организаций будет вести и обнародовать Минюст.

Стоп-лист — не закон?

Газета "Известия" 27 октября опубликовала материал, в котором сообщила, что Совет Федерации планирует расширить "патриотический стоп-лист", добавив в него несколько организаций, среди которых — "Открытая Россия" Михаила Ходорковского и ИГИЛ (запрещенная в России организация, признанная экстремистской). Эта информация вскоре была опровергнута Совфедом.

На сегодняшний день есть сформированный в июле сенаторами стоп-лист из 12 организаций, которые, видимо, "угрожают нацбезопасности" России: Фонд Сороса, Национальный фонд демократии (NED), Международный республиканский институт (IRI), Национальный демократический институт по международным вопросам (NDI), Фонд Макартуров, Freedom House, Фонд Чарльза Стюарта Мотта, фонд "Образование для демократии" (FED), Восточно-Европейский демократический центр, Всемирный конгресс украинцев, Украинский всемирный координационный совет, Крымская полевая миссия по правам человека.

При этом, если верить сайту Минюста, официально "нежелательной" была признана лишь одна организация — Национальный фонд демократии (NED), финансируемый из Конгресса США. Отказала ли Генпрокуратура во внесении в список Минюста других организаций, или до них просто еще не дошли руки — не известно. Возможно, формирование "патриотических стоп-листов" носит в первую очередь устрашающий характер. Или правительственные охотники за головами пока заняты формированием реестра НКО — иностранных агентов, в который на днях внесли сотую организацию — омский фотоклуб "Событие".

Получается, стоп-лист — это еще не закон, а лишь пожелание чиновников, высказанное в адрес Генпрокуратуры. Согласно закону, до момента появления организации в списке на сайте Минюста все обвинения в адрес той или иной организации — лишь чье-то частное мнение.

Легко ли стать агентом

Единственная официально признанная "нежелательной в России" организация — Национальный фонд демократии — является учредителем премии Democracy Award, которая с 1991 года ежегодно вручается людям и организациям, которые продвигают демократию и защищают права человека во всем мире. В 2013 году лауреатом премии стала Вера Кичанова, депутат МО Южное Тушино в Москве. Она считает, что в современной России можно и не сотрудничать с "официально нежелательными" организациями, чтобы тебя заподозрили в госизмене.

— Ярлык "иностранного агента" в России заслужить очень просто — для этого необязательно получать премию от американского фонда или работать в международной организации. Иногда достаточно просто выступать против строительства хорды в своем районе или неплохо знать иностранный язык. При таком слабом гражданском обществе люди думают, что любые объединения "снизу" — от лукавого. Сама практика, при которой какие-то неподконтрольные государству структуры берутся дублировать или заменять государство в тех сферах, где оно не справляется, кажется людям, выросшим в Советском Союзе, чем-то в корне чуждым и "иностранным", — рассказала ЗАКС.Ру Вера Кичанова.

Новость же о том, что "Открытую Россию" и ИГИЛ вроде как планировали внести в стоп-лист, Кичанова считает целенаправленным вбросом.

— Поскольку ИГИЛ уже запрещено в России, объявлять ее вдогонку еще и "нежелательной" было бы лишним. Поэтому есть подозрение, что целью было именно запустить волну упоминаний той же "Открытой России" в одном ряду с "Исламским государством", чтобы у людей, далеких от политики, отложилось в памяти, что это якобы явления одного порядка. И тот факт, что информация в конце концов не подтвердилась, эту догадку лишь подкрепляет, — отметила Кичанова.

В целом собеседница ЗАКС.Ру уверена, что россияне не осознают опасности закручивания гаек в сфере НКО.

— Согласно недавнему опросу "Левады", всего четыре процента россиян считают некоммерческие организации полезными. Остальные либо видят в них угрозу, либо вообще не понимают, что это такое, — рассказывает ЗАКС.Ру Вера Кичанова. — У нас нет повсеместной практики участия в НКО в качестве волонтеров или жертвователей, как в Америке — или, кстати, в Украине. Украинцы, которые выходили на Майдан и в целом поддерживают нынешнюю власть, тем не менее осознают слабость государства и не надеются, что оно решит все их проблемы, — и поэтому активно участвуют в социальных проектах: занимаются благотворительностью, образованием, новыми медиа. В России, к сожалению, по-прежнему уповают на государство. И именно потому закручивание гаек в отношении НКО не встречает никакого сопротивления: граждане не понимают, какая им польза от этих иностранных агентов, — подытожила Вера Кичанова.

Благотворительность нон грата

Организации, которые не были внесены в список Минюстом, но числятся в стоп-листе, по сути, все в той или иной форме занимаются благотворительной и правозащитной деятельностью по всему миру. Влиятельные покровители есть не у всех, а некоторые ныне "нежелательные" организации свернули свою деятельность в России до создания стоп-листов. Так, попавший в немилость фонд Сороса еще в 2004 году перестал выдавать гранты в России. Сам Джордж Сорос, американский финансист и основатель фонда, тогда признался, что разочаровался в России.

Крупный независимый от американских властей фонд Макартуров, который с 2012 года не выдавал грантов в России, также попал в черный список. Ранее среди грантополучателей фонда Макартуров числились Высшая школа экономики, санкт-петербургский "Центр независимых социологических исследований" и Союз журналистов России.

Ударили российские власти, вопреки заявлениями депутата Тарнавского, не только по крупным фондам. Самая молодая организация, попавшая в стоп-лист, — Крымская полевая миссия по правам человека (КМП) — состоит всего из нескольких человек. Официально свою работу она начала 5 марта 2014 года. На ее сайте сказано, что это "совместная инициатива украинских и российских правозащитных организаций". Также там отмечено, что "КММ на данный момент является единственной международной правозащитной миссией, которая постоянно работает на территории Крыма и осуществляет мониторинг прав человека на полуострове".

По словам руководителя Крымской полевой миссии правозащитника Андрея Юрова попадание организации в стоп-лист, возможно, осложнит ее работу.

— Думаю, что нам будет тяжелее находить информацию, она будет менее достоверной, менее проверенной, чем была до этого, — отметил Юров в беседе с журналистами.

Также Юров добавил, что, по его мнению, КМП занимается "абсолютно легальным, уважаемым, почетным делом" и что на месте Совфеда Юров бы сказал: "Ой-ой, мы ошиблись", — и еще бы публично извинился.

— Вся эта история со стоп-листами и НКО — иностранными агентами — это бред. Туда вносят организации, которые занимаются образованием, просвещением граждан, — уверен сопредседатель петербургского "ПарНаСа" Андрей Пивоваров. — И ни к чему хорошему это не приводит. Все мы помним, что фонда "Династия" не стало именно из-за подобной охоты на "агентов" и "неугодных". Я рад, что "Открытую Россию" все-таки не внесли список нежелательных организаций. Выходит, что в Совфеде все-таки понимают, что образовательный проект — это не террористическая организация и бояться его не надо.

Пивоваров добавил, что "Открытая Россия" проводит различные образовательные мероприятия и, даже если мнения лекторов не совпадают с мнением власти, в этом нет ничего страшного.

— Дискуссия, плюрализм мнений — это хорошо, без этого не может развиваться гражданское общество. Если запрещать всякое инакомыслие, то у нас в стране будет править мракобесие. Сегодня, конечно, власти стараются отгородиться от тех, кто не согласен с официальной точкой зрения. Я считаю, что огромное количество запретительного неадеквата спускается не с самого верха, а рождается в умах чиновников рангом пониже, желающих выслужиться, — считает Пивоваров.

Елизавета Белова

Справка по потенциальным участникам стоп-листа

Фонд Сороса — международная благотворительная организация. Инициирует и поддерживает программы в области образования, культуры и искусства, здравоохранения, гражданских инициатив, способствующие развитию идей и механизмов открытого общества. В России работал с 1995 года. На сегодняшний день созданные при содействии Фонда структуры активно работают в РФ без его непосредственного участия. К таким проектам относятся Московская высшая школа социальных и экономических наук, фонд культуры и искусства Институт "ПРО АРТЕ", некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий "Пушкинская библиотека" .

Фонд Макартуров — один из крупнейших благотворительных фондов в США, не зависит от американских властей. С 2012 года не выдавал грантов в России, также попал в черный список. Ранее среди грантополучателей фонда Макартуров числились Высшая школа экономики, санкт-петербургский "Центр независимых социологических исследований" и Союз журналистов России. Фонд ведёт активную деятельность в 60 странах мира и с 1978 года успел профинансировать проектов на сумму более 5,5 млрд долларов США.

Национальный фонд демократии (NED) — НКО, предоставляющая гранты исследователям в области развития демократии и прав человека. В России фонд финансировал Московскую Хельсинкскую группу Людмилы Алексеевой и движение "За права человека" Льва Пономарева. Был основан Конгрессом США, который и выделяет на его деятельность средства для продвижения демократии. Пост вице-президента Национального фонда демократии занимает Надя Дюк, как пишут некоторые российские провластные СМИ, "дочь бандеровца" Петро Дюка, одного из лидеров украинской общины в британском Ковентри.

Freedom House — неправительственная организация со штаб-квартирой в Вашингтоне (США). Ее бюджет на 66–80% посредством грантов финансируется правительством США, остальные деньги — пожертвования организаций и частных лиц. Freedome House составляет ежегодные рейтинги политических и гражданских свобод в странах мира. Россия в этих рейтингах еще в 2004 году ушла из группы "частично свободных" стран в "несвободные" — и с тех пор назад не возвращалась.

Международный республиканский институт — некоммерческая организация, провозглашающая своей целью оказание помощи отдельным странам в строительстве демократии. Директор МРИ — сенатор от штата Аризона Джон Маккейн. Организация работает в тесном сотрудничестве с Государственном департаментом США и некоторыми фондами, занимающимися финансированием проамериканских политических сил в мире. В Российской Федерации МРИ работал с 1992 года. За это время были проведены серии программ тренингов для депутатов Государственной думы, депутатов на уровне местного самоуправления и региональном уровне, политических партий и неправительственных организаций.

Национальный демократический институт по международным вопросам — организация, созданная правительством Соединенных Штатов, финансируемая Национальным фондом демократии (NED) для продвижения демократии в развивающихся странах. Финансирование осуществляется федеральным правительством, различными международными агентствами развития и частными фондами. В рамках своей миссии NDI оказывает практическую помощь общественными и политическим деятелям, продвигающим демократические ценности, практики и институты. По данным "Новой газеты", в период между 1992 и 1996 годами Национальный демократический институт по международным вопросам и Международный республиканский институт провели "тренинги" для "реформистски настроенных политических активистов" .

Фонд Чарльза Стюарта Мотта в западном мире считается очень влиятельным и одним из крупнейших. За год выдает более 500 грантов по всему миру. В России среди получателей самые разные организации — от центра "Анна", защищающего женщин от семейного насилия, до архангельского центра социальных технологий "Гарант" (проект "Активные граждане") . Кроме проектов по гражданскому обществу, фонд Мотта борется с бедностью и за окружающую среду. Среди ценностей фонда — качество жизни человека и благополучие общества.

Фонд "Образование для демократии" — независимая, некоммерческая, неправительственная организация, создана в 1989 году. Фонд начал свою деятельность благодаря сотрудничеству польских и американских педагогов, в частности Американской федерации учителей в Польше. С января 2012 года участвует в Коалиции в пользу ученических самоуправлений. Также сотрудничает c Польско-Американским Фондом Свободы и Московской школой гражданского просвещения.

Восточно-Европейский демократический центр — польская правозащитная организация, основанная в 2001 году. Ее спонсируют ряд американских фондов, в том числе NED. Заявленные цели: "распространение идеи демократии, поддержка гражданских инициатив и неправительственных программ, строительство открытого общества, образование в области прав человека и демократических свобод, содействие социальным и общественным переменам в посткоммунистических странах".

Всемирный конгресс украинцев — крупнейшая общественная организация украинцев, проживающих как на территории Украины, так и за ее пределами. В мире украинская диаспора насчитывает более 20 миллионов людей, большинство из них являются гражданами Украины. Конгресс основан еще в 1967 году, а в 2003-м получил от ООН звание "НКО со специальным консультативным статусом". Проводит ежегодные съезды украинцев в самых разных странах мира. Партнерские организации у Всемирного конгресса украинцев есть в 34 странах. В России их пять — в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Омске и в Артеме на Дальнем Востоке.

Украинский Всемирный координационный совет — организация, занимающаяся исключительно вопросами украинских диаспор и не имеющая отношения к политике. Как пишут СМИ, от предыдущей отличается только штаб-квартирой в Киеве и наличием огромных проблем с финансированием.

Крымская полевая миссия по правам человека — небольшая организация, которая состоит всего из нескольких человек. Официально свою работу она начала 5 марта 2014 года. На ее сайте сказано, что это "совместная инициатива украинских и российских правозащитных организаций". Также там отмечено, что "на данный момент является единственной международной правозащитной миссией, которая постоянно работает на территории Крыма и осуществляет мониторинг прав человека на полуострове".


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама