ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 13 ноября 2015, 9:59

Вице-губернатор безграничного профиля

12 ноября исполнился ровно год, как Законодательное собрание согласовало кандидатуру нового вице-губернатора Игоря Албина. Бывший министр регионального развития и костромской губернатор Игорь Слюняев, незадолго до этого сменивший фамилию, стал отвечать за ЖКХ, энергетику и благоустройство. Встретили его в городе скептично: еще один "сбитый летчик" — федеральный отставник в ссылке… Спустя год Албин — главный герой новостей, он контролирует львиную долю городского хозяйства и его упорно называют фактическим руководителем Петербурга.

 

Адский старт

Трудно вообразить стартовую позицию хуже, чем была у Игоря Албина в конце 2014 — начале 2015 года.

Во-первых, чужак. В Петербурге не любят посторонних на руководящих должностях. Это не московское брюзжание "понаехали", это гораздо более серьезное отторжение неместных. В этих условиях Игорь Албин имел все шансы быть отвергнутым изначально. Родился в Омске, губернатор Костромы, московский министр — даже при самом лояльном отношении зацепиться не за что.

Во-вторых, "расстрельная должность". Предшественников Албина увольняли легко, быстро и порой по итогам больших скандалов. В соседних регионах чиновников, ответственных за коммуналку, благоустройство и энергетику, и посадить норовят.

Ну и, наконец, уже через два месяца с начала работы вице-губернатор собственными руками устроил скандал, удивительный по своей нелепости и, казалось, катастрофичный по последствиям. Он решил "повоспитывать" одного небезызвестного блогера. В ответ на его рассуждения в "Фейсбуке**" о том, что снег в городе есть, а убирать его не торопятся, вице-губернатор не нашел ничего лучше, как ответить: мол, чем критиковать, взял бы лопату и убрал бы снег. В результате — десятки публикаций на тему "Албин послал горожан … убирать снег" и петиция о его отставке, под которой начали собирать подписи. Не удивительно, что, когда в феврале 2015-го планировалось выступление вице-губернатора перед Законодательным собранием с отчетом, все ожидали, что живым он оттуда не уйдет.

Однако вместо беспощадной критики он услышал: "Никогда в нынешнем созыве Законодательного собрания не было такого серьезного и уважительного отношения по существу дела со стороны членов правительства. Я вас за это, Игорь Николаевич, хочу поблагодарить", — сказал едва ли не главный оппозиционер Максим Резник. Прочие народные избранники тоже как сговорились и наперебой хвалили вице-губернатора.

Секрет такого "триумфа" был прост — впервые за долгое время высокий чин из Смольного решил всерьез общаться и советоваться с депутатами. Причем с самыми оппозиционными. Потом к ним прибавились и многочисленные общественники, градозащитники.

Бесконечный спринт

За короткое время Албина как-то резко стало очень много. В газетах, на ТВ, в соцсетях. Что ни день — он создавал какие-то рабочие группы, брал что-то под личный контроль. В азарте он залезал в сферы ответственности других вице-губернаторов, по слухам, едва не перессорился со всем остальным Смольным. Особенно, как писали, недоволен был отвечавший за строительство Марат Оганесян.

По четвергам он начал устраивать выезды в городские районы. С инспекцией. Правда, изначально такие "выезды" выглядели как экскурсии большого начальника, приехавшего в новый город. Ему показывали лучшие места и предприятия. Опять-таки дело не ограничивалось ЖКХ, энергетикой и качеством уборки улиц. На сей раз наибольшее неудовольствие выражал отвечающий за районные власти вице-губернатор Александр Говорунов. Журналистам такие экскурсии тоже стали быстро надоедать — выезд есть, а реальных новостей нет. Но поездки были продолжены и постепенно становились все более проблемными.

"Такое впечатление, что мы наблюдаем предвыборную кампанию кандидата в губернаторы, но выборов-то нет", — отмечали аналитики и пророчили, что Албин скоро выдохнется. Но спринт обернулся марафоном, и он продолжает в том же духе до сих пор. Весной с дистанции сошел Оганесян — Албин забрал себе его полномочия и на короткое время вообще отвечал чуть ли не за всё. Потом ЖКХ и благоустройство формально ушли под нового вице. Но кто теперь уже следит за этими формальностями. Если надо, Албин рулит и социалкой, и экономикой — никто уже не спорит. При этом во всех случаях он порой даже слишком показательно "скромен": "я как все — член команды губернатора, мы все равны", — повторяет он регулярно.

На фоне такой кипучей деятельности как-то сама собой рассосалась и тема "чужака". Албин не стал изображать внезапно вспыхнувшую любовь к петербургской архитектуре, истории, а неожиданно "подружился" с градозащитниками и многочисленными общественниками.

Роман с "общественностью"

Во времена Валентины Матвиенко встречи представителей Смольного и градозащитников или оппозиционных депутатов больше всего напоминали общение воюющих сторон. Эдакие переговоры по ближневосточному урегулированию. С трудом встретились, посмотрели друг на друга и разошлись, каждый при своем мнении.

А теперь? Активисты "Красивого Петербурга" вообще прописались в Смольном. Такие депутаты, как Борис Вишневский, Алексей Ковалев и другие, хоть зачастую и ругаются, но начали с Албиным работать и даже хвалить. "Живой город", ВООПИиК и прочие апеллируют к Албину. К нему идут общественники всех мастей: экологи, борцы с незаконной застройкой. Их не только слушают, но еще иногда и… проблемы решают.

За последний год "общественность" одерживает одну победу за другой. Отменяется решение о строительстве магазина на проспекте Науки, 44, вопреки позиции "лояльных" депутатов ЗакСа отменяется строительство храма в парке Малиновка (и это при том, что религиозность и Албина и губернатора ни для кого не секрет). Вопреки всем правилам отменяется скандальный проект реконструкции Конюшенного ведомства.

Пиар или работа?

В основном вице-губернатор разгребает и разруливает проблемы, которые копились предыдущие годы или стали следствием нового финансового кризиса.

Причем раз за разом истории, которые поначалу выглядели как пиар-проект Игоря Албина, оборачиваются реальным разрешением проблем. Яркий пример — история с "ильюшинцами", которые годами боролись за свои права. С ними встречались многие чиновники, обещали решить проблему и исчезали. Сейчас противостояние закончилось.

Наиболее яркой историей сегодня выглядит ситуация с обманутыми дольщиками компании "Город". Албина опять обвиняют, что он пиарится, — особенно активны в этом руководители "Города" братья Ванчуговы. В чем-то обвинители правы — юридически и экономически проблема крайне сложная, очень рискованно сейчас обещать дольщикам решение их проблем. Но дольщики верят вице-губернатору, а он верит, что решит.

Кстати, помимо "горожан" на подходе еще несколько групп обманутых дольщиков — кризис вновь делает актуальной эту проблему.

Еще один "пиар-проект" — проблема жителей Коломяг, которые уже не первый год возмущаются отвратительным запахом. В испорченной атмосфере они винят асфальтовые заводы ВАД и АБЗ-1, владельцы и руководители предприятий обвинения категорически отвергают. Игорь Албин принял участие в народном сходе и "с плеча" велел, чтобы заводы через полгода переехали. Как говорят на заводах, они находятся на своей земле на законных основаниях и никаких внятных предложений от Смольного о переезде не получали. Стоит это миллиарды рублей, и кто оплатит переезд, непонятно. Но и здесь активисты "верят" вице-губернатору…

Стройка без правил

Список проблем и конфликтов, в которые уже вмешался или может вмешаться вице-губернатор, может занять не одну страницу. Это и десятки случаев "небережного" обращения с историческими зданиями, и протесты местных жителей в связи с новой застройкой.

Схема в большинстве случаев одна: власть — а теперь в основном Албин и его подчиненные — вмешивается в конфликт вокруг очередного строительства или реконструкции на, так сказать, уже "горячей" стадии. Найти компромисс в этот момент крайне сложно. С одной стороны, общественники, с которыми вроде бы хорошие отношения, давят на тему "интересов простых горожан", с другой стороны, бизнес обвиняет власть в произволе. Строители говорят, что они работают в рамках закона и юридически у них всё в порядке, а значит, заставлять их исправлять проект или отказываться от него — самовольство вице-губернатора, из-за которого строительный и девелоперский рынок в городе вскоре вовсе "прикажет долго жить". Строители недоумевают и отправляются в суды требовать компенсаций.

Строительный рынок и правда в последние годы переживает не самые лучшие времена. С приходом в Петербург нынешнего губернатора строители утратили понимание, с кем и как работать. Проекты замерли. Многие "мегапроекты" и вовсе отменили. Потом появился Оганесян, который постарался построить свою, мягко говоря оригинальную, систему сотрудничества со строителями. Впрочем, бизнесу она пришлась по душе — было хоть понятно, с кем "решать вопросы". Начиная с лета строители, девелоперы ждут разъяснений того, как будет рулить процессом Албин. Внятного ответа они пока так и не получили.

Между тем и организующие митинги общественники, и требующий сатисфакции бизнес, как это ни странно, хотят одного — понятных "правил игры". Они могут быть жесткими, но процесс принятия решений должен быть прозрачен и предсказуем, в нем должна быть хоть какая-то логика, отличная от "правая пятка сегодня так решила". Строителям и общественникам нужны критерии оценки, которые позволяли бы оценивать проекты, отстаивать свою позицию.

Может ли организовать такую систему Игорь Албин? В одиночку вряд ли. Однако опереться ему не на кого. Наравне с невнятной и сумбурной политикой в строительной сфере Игорь Албин не смог внести ясности относительно того, как он строит кадровую работу.

Тимур без команды

Стиль и манера работы Игоря Албина приносит ему как бонусы в виде популярности, так и очевидную головную боль. Он с готовностью хватается за любую проблему, обещая решить, разобраться. А поскольку порой и правда решает и разбирается, то в городе стало складываться твердое мнение, что с любой проблемой и бедой вне зависимости от ее масштабов надо идти к Албину. В результате количество вопросов, взятых под личный контроль, очевидно превышает возможности любой, даже самой выдающейся личности. Подобная склонность к ручному управлению неизбежно приводит к тому, что вся работа падает на одного. Вместе с ответственностью.

В результате — нелепые проколы. Так было с ответом вице-губернатора на депутатский запрос о том, когда будет восстановлена фигура Мефистофеля на Лахтинской. За подписью Албина вышел созданный кем-то бюрократический "отлуп" о том, что ремонт будет не раньше 2021 года, а оплачивать должны едва ли не жильцы дома.

Абсурдная история приключилась и с платной парковкой, заработавшей в Петербурге несколько месяцев назад. МВД отказывается помогать Смольному в сборе штрафов с нарушителей правил. Опять подчиненные не договорились.

За год своего пребывания в Смольном Албин так и остался в одиночестве. Каких-то людей он, конечно, привлек: кого из Костромы, кого из бывших работников Минрегиона. Однако сказать, что есть "Албин и его команда", невозможно. Комитеты, находящиеся у него в подчинении, в основном возглавляют чиновники, назначенные его предшественниками. С кем-то он сработался, кого-то терпит по неизвестным широкой общественности причинам (можно не сомневаться, что борцы за "старый Петербург" тысячу раз рассказали Албину всё, что они думают относительно председателя КГИОП, но тот продолжает управлять комитетом и ссориться с градозащитниками). Если же и происходят увольнения, то, как в случае с комитетом по природопользованию, новый руководитель не выглядит краше предшественника.

В результате такой невнятной кадровой политики вице-губернатор вынужден вмешиваться во все. А это по законам чиновничей жизни приводит к тому, что без вмешательства начальника никто ничего делать не будет. А даже если и вмешается, тоже не страшно — ну покричит, выговор публичный устроит. Но ведь не уволит. Приехал барин, наорал, уехал, и все осталось как есть.

Если вице-губернатор не возьмется всерьез за собственные кадры, то в перспективе его ожидает целый ворох проблем: постоянный саботаж на низовом уровне, откровенные "подставы" со стороны "не своих" глав комитетов и т. д.

Особенно это опасно сейчас, когда постоянно педалируется тема об "истинном хозяине города". Это наверняка вызывает раздражение у других влиятельных персон, как в Петербурге, так и в Москве. В последней не могли не обратить внимания, что после трагедии с самолетом в Синайской пустыне именно Игорь Албин был по всем федеральным каналам. Он управлял всем и всеми, комментировал всё. "Не слишком ли много на себя берет", "кто ему дал право" — такие мысли могли зародиться во многих федеральных головах.

Справиться с угрозой можно, если у тебя есть единомышленники за спиной. А вот собрать таких вице-губернатор так и не сумел. Как не сумел и избавиться от всех явных оппонентов. Возможно, именно это и станет его главной задачей в следующие 365 дней. В противном случае все пиар-успехи первого года могут пойти насмарку.

Эдуард Текке

 

** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook** и Instagram**, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама