ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 23 сентября 2016, 20:26

Выборы-2016: Сбывшиеся прогнозы и обманутые ожидания

Парламентские выборы по многим прогнозам должны были стимулировать участие избирателей в политической жизни страны. Ожидалось, что возвращение к смешанной системе и увеличение числа партий в бюллетенях повысят интерес граждан к выборам. В итоге прошедшие выборы отметились довольно вялой кампанией и самой низкой явкой в истории современного отечественного парламентаризма. Какие еще прогнозы экспертов не оправдались, а какие были близки к действительности? ЗАКС.Ру подготовил подборку прогнозов и сопоставил их с реальностью.

Рост протестных настроений

В октябре прошлого года Институт развития избирательной системы (ИРИС) прогнозировал тенденцию к протестному голосованию в 25 регионах. Лидерами списка стали Иркутская, Челябинская, Свердловская и Новосибирская области, а также Москва и Петербург. Согласно прогнозу, оппозиция в этих регионах могла бы набрать больше "Единой России". Причинами называли: конфликт власти и местных элит, высокую долю городского электората, демократические настроения в обществе. Все эти регионы показали достаточно низкий уровень поддержки партии власти на думских выборах 2011 года.  
В самой "Единой России" такой прогноз назвали тогда нереалистичным, хотя и не исключили возможность проявления тенденции к протестному голосованию. По мнению представителей партии власти, "протестных" регионов в стране могло быть не более пяти.

Результаты голосования этого года в обозначенных регионах протестными назвать нельзя. И хотя показатели "Единой России" здесь ниже, чем в среднем по стране, партия показала достаточно высокий результат. Так, например, в Иркутской области за партию власти проголосовали 39,7%; в Челябинской 38,1%; в Свердловской "Единую Россию" поддержали 40,6%; в Новосибирской 38,3%. Кроме Челябинской области, во всех этих регионах уровень поддержки партии власти вырос на 5-7%. Прогноз частично оправдался только в отношении Москвы и Челябинской области — там по сравнению с прошлыми выборами партия власти потеряла около 9 и 11% голосов соответственно.

Снижение популярности ЕР и успех парламентской оппозиции

В общей массе прогнозы о снижении доверия избирателей к "Единой России" и укреплении позиций других думских партий были самыми распространенными. Поскольку выборы проходили в условиях продолжающегося экономического кризиса, упавшей покупательной способности рубля и уровня жизни основной массы избирателей. Рост популярности партии власти и ее победу с большим отрывом от конкурентов традиционно пророчили лишь ангажированные в пользу Кремля исследователи. Все остальные предрекали снижение позиций ЕР.

Так, политолог и журналист Виталий Третьяков за полгода до выборов сделал свой прогноз для МИА "Россия сегодня". В нем он пророчил 40% мест в парламенте "Единой России" и укрепление позиций думской оппозиции в лице представителей КПРФ и ЛДПР.

"Реальный потенциал КПРФ на этих выборах я оцениваю в 25 процентов, а максимальный — в 30. А ЛДПР способна набрать 15 процентов, но вряд ли намного больше", — предполагал политолог.

Гендиректор Агентства политических и экономический коммуникаций Дмитрий Орлов тоже считал, что КПРФ, а также эсеры попытаются оседлать протестные настроения. Результаты, согласно его прогнозу, могли быть в 30% для КПРФ и 15% для "Справедливой России".

По данным проекта "Давыдов. Индекс", уровень поддержки партии власти ближе к выборам снижался хотя и незначительно, но на протяжении продолжительного времени. Так, например, в июле "Единую Россию" готовы поддержать 52% избирателей, а в сентябре уже на 5% меньше, то есть 47% населения. Причем рейтинг поддержки правящей партии снижался пропорционально прогнозируемой явке. За аналогичный период показатель предполагаемой явки упал с 54 до 49%.

Последние предвыборные опросы Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и "Левада-центра", опубликованные незадолго до выборов, подтверждали эти прогнозы лишь частично. Так, по данным ВЦИОМ, на 12 сентября "Единую Россию" планировали поддержать чуть более 41% избирателей, ЛДПР — около 16%, КПРФ — примерно 7%.

За неделю до выборов данные своего исследования опубликовал Фонд "Общественное мнение" (ФОМ). Согласно этому опросу, партию власти планировали поддержать 43% россиян.

А вот недавно признанный иноагентом "Левада-центр" привел данные о 31% готовых проголосовать за "Единую Россию".

Результаты выборов показали, что прогнозы, предрекающие успех думской оппозиции, не оправдались. Основной причиной этого называют низкую явку — якобы протестно настроенный электорат просто не пришел на выборы. А те, кто за "Единую Россию", — пришли. По сути, это косвенно подтвердили те же самые опросы — среди тех, кто точно собирался пойти на выборы и проголосовать, процент поддержки партии власти был не ниже 50%.

Заместитель председателя научного совета ВЦИОМ, автор проекта "Давыдов. Индекс" Леонид Давыдов считает, что итоги выборов были предсказуемыми. По его словам, успех партии власти был ожидаемым, однако эксперт отметил, что настолько высокий уровень поддержки списка единороссов спрогнозировать было трудно.

— Почти всё можно было предугадать кроме того, что список "Единой России" получит так много. Те, кто поддерживал "Единую России", пришли, а те, кто были против, проигнорировали выборы. Поддержка оппозиционных партий оказалась ниже, чем ожидалось. Возможно, это связано с тем, что их последователи не верили в успех оппозиционных партий, — говорит Леонид Давыдов.

Все же некоторые эксперты предрекали, что по итогам пропорционального и мажоритарного голосования "Единая Россия" сможет укрепить свои позиции в Думе. Например, об этом говорил глава Фонда развития гражданского общества (ФоРГО) Константин Костин: "Думаю, что "Единая Россия" позиции сохранит, а при выполнении некоторых условий имеет все шансы и улучшить свое положение. Я имею в виду в первую очередь выборы по одномандатным округам, которые могут добавить изрядное число мандатов к партийному списку".

Триумф единороссов в округах

В сентябре прошлого года, когда Центризбирком окончательно и практически единогласно утвердил схему одномандатных избирательных округов, некоторые эксперты стали говорить о вероятном успехе партии власти в одномандатных округах. Метод нарезки избирательных округов, который прозвали "лепестковым", предполагал деление крупных областных центров на несколько зон. Таким образом, в округах голосовали и городские и сельские жители. В результате итог выборов складывается не только из предпочтений горожан, которые склонны к протестному голосованию, но и из голосов селян, которые, как правило, лояльны действующей власти.

По результатам выборов, в одномандатных округах партия власти получила порядка 90% мест — 203 из 225.

Майский прогноз Центра политических и экономических реформ (ЦЭПР), как многие другие эксперты, предрекал успех "Единой России" в одномандатных округах. Они прогнозировали, что единороссы одержат победу не менее чем в половине округов. Однако полный провал думской оппозиции в мажоритарном голосовании оказался мало предсказуемым. Тот же ЦЭПР предполагал, что КПРФ получит 20-30 мандатов из 225, а ЛДПР — 10-15.

Всего в одномандатных округах "Единая Россия" выдвинула 206 кандидатов, то есть в 19 округах представителей партии власти не было вовсе. В итоге – 203 единоросса прошли.

Согласно докладу Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК), большинство мест в парламенте по одномандатным округам должны были достаться единороссам. Тем не менее агентство выделило 26 наиболее конкурентных мажоритарных округов в 12 регионах. Это Республика Карелия, Алтайский край, Иркутская, Свердловская, Челябинская, Самарская, Калининградская, Кировская, Рязанская, Новосибирская области, а также Санкт-Петербург и Москва. По мнению экспертов АПЭК, в 26 округах оппозиционные кандидаты имели серьезные шансы победить единороссов. Однако во всех перечисленных регионах оппозиция одержала победу в борьбе с партией власти только в одном одномандатном округе — в Иркутском, где Михаил Щапов от КПРФ обошел конкурента от "Единой России" Олега Канькова.

Ситуация в Москве и Петербурге похожа — в этих городах неединороссы смогли пройти по округам лишь там, где партия власти никого не выдвинула. Так, в столице в двух (из пятнадцати) округах победили эсер Галина Хованская и коммунист Денис Парфенов. Аналогичная ситуация сложилась и в Петербурге, где по одномандатным округам в Думу прошли эсер Елена Драпеко и коммунист Владимир Бортко, которые не конкурировали с кандидатами от партии власти.

В результате по стране КПРФ получила 7 мандатов, а ЛДПР — 5. Также 7 мандатов получила "Справедливая Россия". По одному месту получили представители двух малых партий и самовыдвиженец.

Леонид Давыдов считает, что неудача оппозиции в одномандатных округах была прогнозируема, поскольку активной работы с избирателями оппозиция не вела.

— Оппозиционеры мало работали между выборами в округах, поэтому у "Единой России" было больше шансов донести до избирателей свою позицию и заручиться поддержкой избирателей. Партия власти постоянно работает, так как это естественный процесс, — полагает эксперт.

Конституционное большинство

Майский прогноз ЦЭПР не исключал возможное конституционное большинство, то есть более чем две трети мандатов, партии власти в парламенте. Согласно их исследованию "Единая Россия" вполне могла получить большинство и по спискам, и по одномандатным округам.

Но по результатам голосования партия власти не только достигла конституционного большинства (301 мандат), но получила 76% мест в парламенте, то есть 343 места. Теперь ЕР может вносить поправки в Конституцию страны без необходимости заручаться поддержкой представителей других фракций.

Предрекая конституционное большинство партии власти в парламенте, ЦЭПР писал, что высокий уровень поддержки "Единой России" связан "не с высоким доверием партии власти, а с непопулярностью иных политических сил, фактической безальтернативностью политической системы для многих россиян, общей деградацией партийных институтов".

Тем не менее даже самые пессимистичные для оппозиции прогнозы предполагали, что фракции думской оппозиции будут больше. Считалось, что КПРФ может рассчитывать на 50 мандатов по списку (в итоге - 35) и, вероятно, 20-30 мандатов по одномандатным округам (в итоге - 7). ЛДПР – на 50 мандатов в сумме (30-40 по списку и 10-15 – по одномандатным округам). В итоге жириновцы по списку получили 34 места, а по округам всего пять. "Справедливая Россия" с учетом одномандатных округов будет иметь фракцию, состоящую из 23 человек.

Отметим, что по данным некоторых опросов предполагалось, что эсеры не преодолеют 5%-ный барьер и не пройдут в Думу по единому округу, однако, получив порядка 7%, справедливороссы получили 16 мандатов по спискам.

Экзитполы

Результаты экзитполов показывали, что за партию власти проголосовали 44-48% избирателей. Эти результаты были наиболее близки к большинству прогнозов, согласно которым по пропорциональной системе "Единая Россия" вряд ли сможет улучшить свой результат 2011 года, который был равен 49,3%.

Так, экзитпол ФОМа показывал поддержку партии власти на уровне 48%, а ВЦИОМа — сообщал о том, что за "Единую Россию" проголосовали 44% избирателей.

По официальным итогам партия власти получила по пропорциональной системе 54,2% голосов, что улучшило ее результат по сравнению с прошлыми выборами почти на 5%.

Серафима Курдюбова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама