ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 3 февраля 2017, 12:16

Полина Костылева: Петербургский штаб Навального наверняка набьет все шишки

Полина Костылева, председатель Петербургского отделения незарегистрированной Партии прогресса, а теперь еще и руководитель предвыборного штаба Алексея Навального, не без труда открывает дверь – ключи получила лишь на днях и еще не привыкла к замку. Просторное помещение на Вознесенском, 33, наполовину обложено крупным белым кафелем, наполовину – в красном кирпиче. Мебель еще не привезли, а сам штаб открывается в субботу, 4 февраля. 

С помещением, говорит Костылева, повезло – владелец сам предпочел сторонников Навального прочим возможным арендаторам. "Давления не боюсь", – сказал он.

На официальный старт кампании Навального в Петербурге приглашены тысячи его сторонников, готовых помогать основателю ФБК избраться президентом России. Накануне открытия петербургского офиса корреспондент ЗАКС.Ру встретился с Костылевой, чтобы узнать задачи регионального штаба.

Полина Костылева, руководитель штаба Навального в Петербурге

"В Петербурге политическая деятельность ценится выше практической"

– Вы пока не самый известный человек в петербургской политике. Расскажите, как вы оказались во главе штаба?
– В 2013 году я была волонтером на кампании Алексея Навального на выборах мэра Москвы. Затем пришла в региональное отделение Партии прогресса. Когда Алексей выпускал газету "Популярная политика", я координировала ее распространение в Петербурге. На муниципальных выборах 2014 года участвовала  в качестве кандидата. Начиная с 2014 года – наблюдаю на выборах, в 2015-м – наблюдатель в Костроме. В 2016 году работала в штабе независимого кандидата на выборах в петербургский парламент. И такой суммарный опыт в разных направлениях оказался востребованным в той кампании, которую будет вести Алексей Навальный. С Леонидом [Леонид Волков, руководитель предвыборной кампании Навального. – прим. ред.] мы тоже контактировали, когда был марш "Весна".

– Почему вы занялись политикой и что вас побудило присоединиться к Алексею Навальному?
– Мой мотив абсолютно такой же, как и у Алексея Анатольевича. В какой-то момент стало понятно, что социальные лифты в стране не работают от слова совсем. А если хочешь каких-то изменений – стань сам таким изменением, меняй правила игры. Алексей Анатольевич – честный человек. Я не вижу никакой другой фигуры, к которой можно присоединиться. Особенно мне нравится, что он не авторитарен, не "вождистского" типа. Он из тех, кто говорит: "У вас есть идея? Пожалуйста, реализуйте, действуйте".

– Почему вы только сейчас возглавили Партию прогресса?
– До меня председателями были и Алексей Касаткин, и Аркадий Чаплыгин. Потом в силу личных причин отказывались, а когда пришло время переизбрания [лидера регионального отделения], сказали: "Давайте вот Полину – у нее есть опыт". Все, кто был на собрании, эту идею единогласно поддержали, потому что видели мою общественную работу сами.

– В каком формате работает Партия прогресса в Петербурге?
– Все не так здорово, как в регионах, честно скажу. В регионах отделения партии выходят под флагами, проводят митинги – несмотря на отсутствие регистрации. Петербург же в этом плане немного особенный город. Тут считается важным ведение политической деятельности, а не практической. Если партия не зарегистрирована, то она вообще не воспринимается "политической тусовкой" всерьез.

– Другие члены партии будут участвовать в работе штаба?
– Конечно! У нас есть ядро людей, которое участвует в уличных акциях и так далее. Когда Навальный заявил, что будет баллотироваться в президенты, мне сразу стали писать: "Давай, давай, мы все хотим работать!" Когда был митинг по Исаакиевскому собору, наши партийцы очень помогали.

"Власть подготовит фейковых кандидатов"

– Какие задачи стоят перед вами как перед главой штаба?
– Недавно приезжал Леонид Волков, он провел рабочую встречу с теми, кто собирается быть волонтерами. Он достаточно подробно рассказал, что будет происходить. Мы запускаем первый из 77 штабов, которые планируется открыть до мая по всей стране. На нашем штабе не только Петербург, но и Ленинградская область. Перед нами стоят три большие задачи.

Первая – это агитация. Выставлен вполне конкретный показатель по достижению узнаваемости среди избирателей к декабрю. У нас ведь очень низкая явка на выборах, и это связано с тем, что люди не верят никому, разочаровались в нынешних политиках. Наша задача, чтобы к декабрю у 80% людей сформировалось четкое представление о президентской кампании как о кампании двух людей: Алексея Навального и Владимира Путина.

Вторая часть – это наблюдение. Для Владимира Путина важно, чтобы выборы прошли легитимно. И легитимность выборов достигается в том числе присутствием наблюдателей. Во время последних выборов на участках с наблюдателями было меньше нарушений, а процент голосов, отданный за провластных кандидатов, существенно отличается от участков, где наблюдателей не было. Поэтому подготовка наблюдательского корпуса – это отдельная история.

Третья задача – подготовиться к сбору подписей. На сайте предвыборной кампании Навального записываются желающие поставить свою подпись за выдвижение Алексея. Наш штаб должен сделать так, чтобы в декабре мы легко собрали требуемое количество подписей.

– Вы говорите, что Путин заинтересован в легитимности выборов. Сомневаюсь, что он вам лично это сказал, а ход суда в Кирове показывает, что Навального не рассматривают в качестве инструмента легитимизации выборов…
– Телевизор властвует над людьми, а власть будет показывать избирателям фейковых кандидатов. Возможно, будут подготовлены какие-то дополнительные фигуры, как в свое время было с Прохоровым [бизнесмен Михаил Прохоров, в 2012 баллотировался в президенты РФ. – прим. ред.]. Может быть, Титов будет выдвинут [Борис Титов, бизнес-омбудсмен, председатель Партии роста]; может, коммунисты вместо Зюганова поставят какого-то молодого политика. И [власти] будут говорить: "Смотрите, у вас же есть замечательная альтернатива, а Навальный – это совсем не то, это какой-то уголовник!" Одна из задач нашей кампании в таком случае – объяснить людям, что это все фейковые кандидаты.

– Очередная задача. А каков план мероприятий по выполнению всех этих задач?
– Так как у нас первый штаб, мы наверняка набьем все шишки. Пока планируем традиционные агитационные материалы. Агитация офлайн, когда будет тепло: газеты, листовки. А сейчас – работа с теми людьми, которые уже поставили подписи на сайте.

– Почему, кстати, Петербург стал первым?
– Мы просто достаточно быстро нашли помещение, поэтому и открылись первые.

– Причина действительно простая, но теперь на вас лежит дополнительная ответственность…
– Да, лежит, тем более что у нас ведь не один регион, а два – город и очень непростая область.

– Целесообразно ли работать сразу с двумя регионами?
– Да. Просто непонятно, где организовать штаб в Ленобласти. Из Петербурга координировать область будет проще, чем делать штаб где-нибудь в условном Всеволожске или Гатчине. Ну и нужно экономить – деньги все-таки народные, у нас же фандрайзинг. Лучше здесь напрячься и закрепить задачи. Мы устроим сетку волонтеров в области, будем смотреть областных подписантов.

– А другие регионы Северо-Запада?
– Это обсуждалось. Понятно, что у Петербурга тесные связи с Псковской областью, с Новгородской… Так исторически сложилось, что много людей находятся в кочующем режиме между этими областями. Поэтому, безусловно, будет взаимодействие между штабами хотя бы потому, что есть много людей со "смежной" пропиской. Не знаю пока насчет Карелии, потому что Карелия сама по себе является очень сильным протестным регионом. Возможно, что там просто не потребуется наша помощь.

"Это кампания Навального, а не пиар отдельных политиков"

– Насколько петербургский штаб будет зависим от Москвы?
– Москва будет замерять "голы, очки, секунды". Если наши действия соответствуют задачам кампании, в Москве не будут против.

– Сколько людей будет в петербургском штабе?
– На открытии – совсем минимум, просто чтобы открыться и понять, что происходит. Первое время мы будем заниматься работой с волонтерами, записавшимися через сайт. Записалось много петербуржцев, тысячи. И эти люди мне каждый день пишут. С каждым из них я и другие работники штаба будут встречаться, чтобы понимать, что это за человек.

– Какие-то заместители, вице-руководители у вас будут?
– Нет-нет-нет, это я вообще против. "Начальник штаба" – звучит здорово, но вообще-то я, конечно, координатор волонтеров. А если я заболею или еще что-то, коллеги смогут меня заменить и без замов.

– Как вы будете взаимодействовать с близкими по взглядам политическими силами - "Открытой Россией", "Парнасом", "Яблоком"?
– Мы уже с вами говорили о том, как в Петербурге важны статусы. Статусы, политические заявления – вот эти вещи. Зачастую они ничем и не подкреплены, как мне кажется… Если люди готовы быть волонтерами в кампании Алексея Навального – пусть приходят, говорят, что они готовы делать. И если человек хочет быть волонтером и понимает, что это кампания Навального, а не кампания личного пиара [этого] человека – то они, конечно, будут участвовать. Хочешь быть волонтером – замечательно, приходи. Раздай листовки, напиши статью.

– Как я понимаю, "Открытая Россия" поддерживает Навального в качестве кандидата в президенты, но не слишком поддерживает вас в качестве начальника штаба?
– Волков сказал, что назначен тот начальник штаба, который назначен. Эта работа – организационная по большей части. И я устраиваю руководителя, он видит меня [готовой] для выполнения задач штаба. Здесь нет задачи политического пиара – есть задача работать с людьми.

– Из-за чего возникло недопонимание с "Открытой Россией"?
– Ко мне лично никто не обращался. Только Даниил Кен мне написал: "Я готов". Я спросила его: "Готовы быть волонтером?" Он ответил, что может быть не согласен с чем-то из того, что я говорю, но готов помогать в кампании, потому что поддерживает Алексея Навального. Вот это то, что я хочу слышать от людей. Такие люди нужны: человек готов сделать конкретное дело, чтобы больше людей узнало про Навального и поставило подпись, когда это будет нужно. А если человек готов лишь обсуждать, хороша ли я или нет, – думаю, мы не сможем сработаться с таким человеком.

– Какие еще планируются форматы сотрудничества, помимо волонтерства?
– Может, совместное участие в каких-то политических акциях. Марш 1 Мая, например. Надеюсь, в этот раз осуществится общая мечта и все пройдут без партийной символики – как единая демократическая колонна. А если партия не выставляет своего кандидата, то сторонники этой партии могут стать и нашими сторонниками.

– Из того, что вы говорите, у меня складывается ощущение, что вы хотите вывести кампанию из политической плоскости в общественную.
– В гражданскую. В регионах оно так и есть – там Партия прогресса занимается решением проблем людей. Борются с застройкой, подают в суд на ЖКХ и общаются напрямую с народом. У некоторых партий есть какие-то президиумы, делегаты съездов… Это, конечно, здорово все, но самое простое и доступное – это прямое общение. В нашей партии цепочка от Навального вниз должна быть как можно короче. Это принцип Навального, и я считаю, что он правильный.

– В Петербурге для, так сказать, "интеллектуальной прослойки" выбор стоит не столько между Навальным и Путиным, сколько между Навальным и кандидатом от "Яблока" Григорием Явлинским. Как переманивать электорат Явлинского?
– Да никак. "Политическая тусовка" – это и правда такая "прослойка" между собой. Но большая часть населения просто не ходит на выборы. И вот именно с этими людьми мы и будем работать. Вот приезжал недавно Гудков-младший [Дмитрий Гудков] и сказал, что не очень понимает эти рассуждения: мой электорат, не мой электорат. Кто готов голосовать за меня – тот и есть мой электорат. Я не верю в существование электората Явлинского. Безусловно, в том числе в силу деятельности депутата ЗакСа Бориса Вишневского, который активно участвует в градозащитном движении, все время на передовой, у "Яблока" в Петербурге есть избиратели, которые постоянно за них голосуют. Так исторически сложилось, а эта партия давно присутствует на политическом поле. Но мы работаем с теми 65% людей, которые говорят, что "ничего не изменится". Работа с ними, а не с электоратом "Яблока" будет нашей задачей.

– А в чем Алексей Анатольевич видит специфику Петербурга? Ведь нельзя идти в каждый регион с одной и той же программой. Что Навальный собирается дать петербуржцам – в ходе предвыборной кампании и в случае избрания?
– Это еще будет прописано. Президентская кампания – это федеральная повестка, это выбор пути. Когда мы ближе подойдем к агитационному и информационному материалу, тогда мы пропишем детально.

– Не опасаетесь провокаций?
– Офис мы застраховали. Поставим камеру. Офис у нас расположен достаточно удачно: здесь людное место, рядом РУВД, ГУВД, напротив банк с камерами. А чтобы вычислить провокаторов, которые будут подсылаться под видом волонтеров, мы с каждым будем общаться лично. Надо просто иметь крепкую нервную систему и не обращать внимания на провокации.

"Кировлес"? Навальный способен на решительные поступки"

– Для кампании Навального открытие первого штаба – это большое событие. Но что оно дает обычному петербуржцу?
– Здесь будут люди, которые займутся работой с избирателями. На окнах будут большие вывески, показывающие, что тут находится штаб Навального, – их не получится пропустить. Люди смогут прийти, пообщаться, задать вопросы. Штаб станет информационным центром. Навального многие не знают – это в Москве была кампания в мэры. Здесь люди получат о Навальном исчерпывающие сведения.

– Сам Алексей Анатольевич планирует часто посещать штаб?
– У него 77 штабов, которые нужно открыть до мая. Очень желательно, чтобы он их все посетил. Не думаю, что он будет часто сюда приезжать, – все-таки есть Facebook**, интернет. Возможно, его присутствие будет нужнее в условных Пензе или Ростове.

– Кстати, о регионах. Как будет агитироваться, например, Псков? Там с гражданским обществом, насколько я знаю, не очень хорошо.
– В Псковской области да, там губернатор [Андрей] Турчак… Я знаю Псковскую область, моя бабушка оттуда. Это один из беднейших регионов – трудно найти работу, деревня тихо умирает, у людей два пути: в Москву или в Петербург. Люди там хорошие, отзывчивые. Просто привыкли терпеть. Такой "терпящий" регион. Нужно просто сказать местным: "Друзья, есть альтернатива". Я уверена, что как раз Псковская область и Новгородская – это потенциально очень хорошие регионы. Там большое недовольство в силу крайне тяжелого экономического положения. Если в этих регионах и есть поддержка власти, то она вся "нарисованная", потому что там объективно очень тяжело жить.

– На данный момент вся ваша кампания выглядит рискованным предприятием. Сейчас идет суд в Кирове, и Навальный написал, что решение уже принято – не в его пользу. Волков говорил, будто есть план "Б" на случай обвинительного приговора. А что вы думаете: как вести кампанию человека, не допущенного до выборов?
– Помните Данилу Багрова? "В чем сила? А сила в правде". Вот на стороне Алексея Анатольевича правда. С Исаакиевским собором тоже все было решено, но это же нас не останавливает. Так что от решения судьи в Кирове ничего не поменяется.

– Но в чем смысл, если Навальный лишится возможности попасть в кандидаты?
– Есть же и альтернативные цели. У любой кампании они есть. На выборах в Законодательное собрание тоже были заведомо провальные округа. Идет формирование общественного мнения. Это происходило и на выборах мэра Москвы. Навальный своей настойчивостью добился того, что был допущен. Уже есть прецедент. Нужно просто работать.

– И в субботу на открытие штаба Навального ждете?
– Конечно ждем!

– А то его заперли в гостинице…
– Алексей Анатольевич способен на решительные поступки.

– Ну, вот штаб торжественно откроется – и какие первые шаги?
– Структурирование волонтеров и координация по Ленинградской области. Мы начнем с области. По Санкт-Петербургу все хорошо: много людей, много горизонтальных связей. А Ленинградская область – это просто темный лес. Поэтому в первую очередь нам надо понять, что у нас есть по области.

– Как думаете, какие сложности будут на пути кампании?
– Они не меняются уже много лет. Будет сложно согласовать кубы, получить рекламные площади, попасть в телевизор, в радиоэфир. Не думаю, что что-то резко поменяется в этом плане, все традиционно.

– Если не секрет, какой бюджет выделен петербургскому отделению? Все-таки деньги народные.
– Если говорить обтекаемо... За аренду мы ничего не платим сверху, обычная арендная ставка. На зарплате у нас людей немного, и зарплата наша более чем скромная. Мы будем печататься в самых простых типографиях. Для штаба закупили самую простую мебель. По деньгам все скромно, никаких супербюджетов. И вообще стараемся экономить.

– В прошлом году политологи рассматривали вариант досрочных выборов. У вас такой сценарий фигурирует?
– Когда планируется избирательная кампания на год, мы должны из чего-то исходить. Мы исходили из того, что выборы пройдут в марте 2018 года. Это не значит, что такое [досрочные выборы] не может произойти. Но все наше планирование построено на официальной дате. Если что, то задача сбора подписей в более ранние сроки будет выполнима. 7500 подписей для Петербурга и области – это не проблема.

Беседовал Владислав Чирин


* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.

** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости29 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама