ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 13 октября 2017, 10:53

Полина Костылева: Вариант с Дворцовой – это бессмысленно и беспощадно

По итогам митинга 7 октября к петербургскому штабу кандидата в президенты Алексея Навального осталось много вопросов. Активисты в социальных сетях обвиняли сотрудников в некомпетентности и отказывались расходиться по домам, как требовали в официальных каналах штаба.  Координатор штаба Полина Костылева  рассказала ЗАКС.Ру  о том, почему она считает прошедший  7 октября митинг успешным,  за что благодарит полицию, что думает о протестующих на Дворцовой площади, "коллективного Навального"  и почему согласованный митинг лучше несогласованного.

 02_03_polina-2.jpg (46 KB)

–7 октября вы так и не дошли до митинга. В какой момент вас задержали?

–Уже с утра поступила информация, что задержаны двое сотрудников: Михаил и Денис.  Я пришла в штаб, была там  целый день, так как на них был фронт работ, который надо было передать другим. И за целый день не было возможности поесть, в общем, перед 18 часами мы с журналистами зашли в кафе выпить по чашке чая и переговорить. Перед этим поступила информация, что в переулке стоит полицейская машина,  и я просто взяла все вещи и вышла из штаба.  Не нужно думать, что я целый день сидела в кафе и ничего не делала. Я вышла из штаба только потому, что поступила информация о машине. И потом как раз и оказалось, что нашего другого сотрудника, Андрея Горшкова, в штабе и взяли.

И на выходе из кафе меня приняли. Это было где-то 17:40, непосредственно перед митингом. Ко мне подошли сотрудники полиции и сказали: давайте пройдём. И я оказалась в отделении полиции, где уже был и Андрей Горшков, и ребята, которым вменили ст. 5.10 КоАП - это ребята, которые надували шары для акции, то есть участвовали в подготовке.

–А не было мыслей о том, как этого избежать?

–Когда я поняла, что ребята задержаны, мне нужно было координировать всю работу, а делать это можно только из штаба. Я не ночевала дома, я не попалась на это. Если меня выследили, значит,  они следили, и это в любой момент можно было сделать.  Это как вопрос, почему не убивают Навального, Немцова же убили. Ну это же смешно, что можно перехитрить наружку. Они же выследили ребят из дома. 

Но еще раз скажу, что поскольку фронт работ был на ребятах, нужно было быть в штабе. Ну и толку, что прибыла бы сразу на Марсово? От меня было гораздо больше толку, когда я была в штабе и могла координировать.

Есть понятие "коллективный Навальный". Да, было бы здорово, если бы я там была. Да, что-то могло бы быть по-другому, но получилось так, как получилось.  Алексея вообще сразу задерживают.

И когда я пришла в отдел полиции и спросила: "Что вы меня так поздно взяли?", они ответили что-то вроде "поменьше в отделе побыть" или что-то такое, по приколу, конечно. По сути, это просто вопрос времени - в какой момент полиция решит тебя взять. Думать, что можно изменить что-то  - это наивность.

– Что бы вы изменили, если бы были лично на Марсовом поле?

–Я всегда говорю, что согласованный митинг лучше несогласованного. Ты всегда можешь обратиться к сотрудникам полиции и сказать, что организатор, а вот эти люди кажутся мне провокаторами, я прошу их удалить. В этот раз, мне кажется, все прошло хорошо, очень хорошо. Провокаций не было.

Мы сейчас говорим о митинге как о статичной вещи. До последнего момента никто не знал расположения ОМОНа, не знали, какие будут перекрыты места. Я думаю, что и сами сотрудники полиции не были уверены, в какой момент начинать задержания, не были уверены в поведении толпы. Все произошло,  как произошло - абсолютно ситуативно.

Я очень переживала, что люди будут залезать на памятник, и уже собирала группу людей, которые будут всех отгонять, потому что это не дело. Это причина задержаний, друзья, зачем вам это надо.

Люди довольно быстро ушли  с Марсова, потому что их позвал какой-то неизвестный человек. Все понимали, что это место опасное. Они ушли, и все получилось наилучшим образом: у полиции не было поводов и не было времени, чтобы начать задержания. Им нужно было объявить в рупор: ваш митинг несогласован, расходитесь. У полиции не было времени даже на это.   Самое лучшее происходит случайно. Я была уверена, что 26 марта все замерзнут, разойдутся и пойдут домой, но нет. Так же и тут.

Так же ситуативно все произошло и со стороны власти, которая просто обеспечивала жизнедеятельность города в тех условиях, когда на улицы вышло много людей. Она не провоцировала никого, не шла на конфликт, за что им спасибо.

–Так кто в итоге координировал людей на митинге? Во всех чатах и каналах Telegram люди писали разное: одни говорят, идем сюда, другие – туда. И в итоге было не совсем понятно, что происходит?

–Смотрите, вся координация происходит до митинга. Все сотрудники, которые не были задержаны, они также не находились в толпе, но периодически принимали какие-то решения. В частности, ими было принято решение об окончании митинга, когда стало понятно, что цель достигнута. Люди прошли, все мирно, действительно пора расходиться.  Цель митинга – донесение до людей мысли о том, что Алексей должен быть допущен до выборов, она достигнута.  Соответственно, все, что было после это уже личная деятельность людей.

Опять же, согласованный митинг лучше несогласованного, потому что у тебя больше полномочий, ты можешь в приказном порядке сказать: все, прекратилось. Это такая ситуация, когда любой из людей может стать координатором,  и ничего ты с этим не сделаешь. Потому что митинг несогласован и ты по факту никто, ты можешь людей направлять куда-то ситуативно. Ну и конечно, вести предварительную работу, объяснять всем, что это мирное шествие, что мы не вандалы, что это наш город. И сотрудники полиции нас охраняют так же, как и в любое другое время, давайте относиться друг к другу с уважением.

 

IMG_6002.JPG (434 KB)

– Вы говорили про "коллективного Навального" и то, что на ход мероприятия после его начала уже ничего не влияет. Тогда зачем вас задерживают?

– Потому что обстановка была другая.  Это же большая разница, мероприятие с лидером или без лидера. Потому что есть человек, который заряжает. Центр. Он знает лозунги, он будет выступать. Это поднимает градус и объединяет людей, есть конкретный человек, который ведет людей за собой.

Есть два сценария. Первый, когда есть лидер. А второй, когда всех завинтили и тут уже надо работать с людьми, чтобы они понимали, как себя вести, когда они остаются потенциально одни.  Что форма - это мирное шествие, без агрессии, без оскорбления сотрудников полиции, все показывают лица, вот эту мысль мы доносим. Конечно, если была бы я или был еще кто-то, градус был бы выше.

– Почему  задержали Андрея Пивоварова (координатора "Открытой России")? Он мог на что-то повлиять?

- В социальных сетях появилась фотография билборда "Открытой России"  с приглашением на встречу, и Андрей был определен в качестве одного из организаторов акции. Официальная причина была какая-то смешная, у него наркотики искали. Но на самом деле к митингу он не имеет никакого отношения, потому что в числе заявителей были я, Денис Михайлов, Андрей Горшков и Михаил Сосин.

Но Андрей уже фигурировал как организатор мероприятия 29 апреля, да и что говорить, имеет большой опыт организации массовых акций. Они решили, что безопаснее его убрать. С точки зрения полиции и сотрудников "Центра Э" это логично.

 

IMG_6074.JPG (403 KB)

– Вы говорили, что все прошло мирно. Но все-таки пострадали две девушки, у одной разбита голова, у второй сломана нога. Вы им оказываете им какую-то поддержку, следите за их судьбой?

– Ту, которая с ногой, никто не может найти, будем очень благодарны, если у кого-то есть ее контакты. Мы об этом слышали из СМИ, но связи  с ней нет. А вторая, Марина Букина из "Группы помощи задержанным" стала защищать фотографа Давида Френкеля, ей показалось, что сотрудники полиции были как-то неадекватны в обращении с ним. И сотрудники ОМОНа обучены, что нужно дать дубиной. Ну собственно и дали, рассекли волосистую часть головы, там рана, которую потом зашили. Я так понимаю, что Давида пытались задержать, и она просто за него вступилась, за что и пострадала. С Мариной у меня очень теплые отношения, мы вместе помогали выплачивать штрафы по 26 марта. С ней связан адвокат, пока ничего не происходит. А рана зарастет, больше вроде бы никакая помощь не нужна.

- Но это же были незаконные действия сотрудника ОМОНа, вы не хотите их обжаловать?

- А зачем лишний раз возбуждаться?  Я связала ее с адвокатом, он ей написал. Но зачем возбуждаться заранее, если в условиях нашей правовой системы можно сказать, что это ты напал на сотрудника и он оборонялся  и ударил тебя по голове. Поэтому это совершенно не нужно. Если сотрудники не возбудятся, то смысла я не вижу.

-  То есть жаловаться вы не будете?

- Я не вижу в этом смысла, кроме того, что будет только хуже. Скажут еще, что это она нападала и так далее. Нет и нет, окей, все переживут. К счастью, что все обошлось, и нет сотрясения.

–Вы не боитесь, что из-за истории со скорой, которая якобы не успела  привезти пациентку в больницу, может пострадать кто-то из сотрудников штаба?

–Дело в том, что даже если дело будет передано в суд, оно будет развалено, потому что доказать умысел и взаимосвязь событий просто невозможно. Там и сотрудникам полиции могут быть предъявлены претензии. Я прочитала, что в это время был длинный зеленый на Невском и почему  в итоге она стояла - неизвестно. То есть для власти будут не очень хорошие выводы. Мне бы не хотелось, чтобы нашли какого-то стрелочника, который регулировал в это время движение по Невскому, и сказали, что это тот человек, который за все ответит. Это несчастный случай, человек подавился, такая жизнь, и никто не застрахован. Очень жаль, правда, очень жаль.

Если посмотреть на протесты 2011-12 года,  то же самое было. Или вот недавно, когда я ездила к дальнобойщикам. Это такая классическая история, вбрасывалось сообщение в чаты: о, ужас, сейчас тут в машине скорой умер младенец, она не успела из-за дальнобойщиков!  Такой стандартный ход и его всегда применяют.

–Так все же, прошедшая 7 октября акция для вас это успех или поражение?

– Конечно, успех. Опять же, выражаю большую благодарность господину Серову (Константин Серов, вице-губернатор Петербурга – прим. ЗАКС.Ру). Было бы лучше, если бы люди разошлись сразу,  и не было бы потом людей, которые стояли на Дворцовой, которые получили аресты. Опять же, согласованный митинг лучше несогласованного. Можно было бы сказать: все, расходимся, кто не расходится, тот теперь сам по себе и как-то сделать это в более жесткой форме. А тут тебе заявляют: да ты вообще кто, да был без тебя митинг и мы сами все решали и мы решили пойти на Дворцовую. И мы здесь боремся. О боги, люди, зачем вы это делаете.

У сотрудников полиции есть свои дела, помимо того, чтобы увозить этих людей с Дворцовой. Бессмысленные и беспощадные вещи. Это действия, которых хотелось бы избежать. Да и Москве этого избежать не удалось. Наверное, этому есть объяснение, молодые горячие головы, которые думают, что изменят весь мир и прямо сейчас, а те-то старики ничего не понимают.

Все остальное получилось очень хорошим, люди были мирные, было много атрибутики, было понятно, что это акция в поддержку Навального. Были крики: "Свободу Навальному", "Навального в президенты".  Цель акции показать, что есть реальные люди, его поддерживающие, что это не только 600 тысяч на сайте, а это живые люди, которые готовы выйти на мероприятие в таком статусе, очень расплывчатом. Людей было достаточно много, и они понимали, зачем они собрались.

Не было задержаний, что очень хорошо, люди не провели сутки в отделе. Ну и сотрудники полиции тоже, можно сказать, не пострадали. Я не думаю, что им доставляет большое удовольствие кого-то куда-то доставлять, оформлять и работать в отделах всю ночь.

Сотрудникам полиции выражаю огромную благодарность, тем людям, которые приняли решение о незадержании. Они не провоцировали протестующих. Люди работали в выходной день, понятно, что было привлечено много людей из разных районов. Наверное, как-то их работа была дестабилизирована.

Власть получила ответы на свои какие-то вопросы, легализовав формально мероприятие, для чего-то это тоже надо было. Мы своих целей достигли и они своих каких-то целей достигли, поэтому это такой компромисс. 

IMG_6072.JPG (404 KB)

– Все-таки суд признал митинг несогласованным. Но все штабные ресурсы в социальных сетях говорили о том, что митинг согласован и люди приходили с этим настроем. Не проще ли было сказать, что митинг властями считается несогласованным, приходите на свой страх и риск?

–А почему говорят, что Навальный не может баллотироваться в президенты? У нас есть Конституция, в которой черным по белому написано, что если не сидит человек в тюрьме, то может баллотироваться.

Я уже сто раз говорила, что  у меня есть три причины, по которой этот митинг считается согласованным. Ну и что, что суд признал его несогласованным? Суд выносит массу несправедливых решений. У нас число оправдательных приговоров в стране 0, 06%.  Есть дело Ильдара Дадина, первая, вторая, третья инстанции признавали его виновным, только Верховный суд потом признал, что Дадин должен быть освобожден. Ну а до этого вы не знали этого?

Просто у меня нет времени, чтобы ждать Верховного суда, который может и отменит это решение, но мы находимся в жестких рамках. Все что я могу делать, это объяснять людям, что есть 54 ФЗ, по нему комитет пропустил срок, не предоставил альтернативного места, и я комитет уведомила, что организаторы второго мероприятия отказываются от его проведения. У них нет причин, чтобы  не согласовать, кроме одной - нежелание этого делать. У них свой закон.

И как я могу серьезно к этому относиться. Я пришла в суд и говорю: вот у меня отказ по митингу. И комитет по законности мне говорит, ну это же не отказ, это такая форма предоставления альтернативного места. Можно ли считать это законным? Когда говорят, что отказ это альтернативная форма предоставления места. В рамках закона мы правы. Если не прав комитет, это проблема комитета. У нас подана апелляция и дальше следующий суд.

–Многие заметили, что на митинге были люди с маленькими детьми, и утверждалось, что призывал их к этому штаб, что вы об этом думаете?

–Это смешная версия, не знала. У нас сейчас есть процедура верификации и многие люди приходят с маленькими детьми. Говорят, что Навального поддерживают одни школьники, вот пример того, что это не так. Волонтеры раздают значки совсем маленьким детям. Родители просто хотят лучшей жизни для своих детей. А те, кто говорит, что детьми прикрываются, я не знаю, откуда это они берут. Почему сразу надо думать плохо? Нет, мы не проводили рассылку: "если у вас есть дети, приходите с детьми, мы вас поставим щитом от ОМОНа".    

Я немного расстроилась, меня тут пропесочили по  "Эху Петербурга", говорили, что надо было конспирироваться, а не в кафешке сидеть. Но люди, которые так говорят, не понимают, как устроена структура. Штаб Навального - это сложная структура, мы связаны с федеральным штабом, у нас есть материалы, макеты, которые к нам приходят оттуда. Мы координируемся с другими городами, буквально в ежедневном режиме. И здесь мы подавали очень много уведомлений в федеральный штаб,  отбивались, ставили их  в известность. Не то что бы мы подали одно уведомление, а потом все, не получилось, отказали, на баррикады! Нет, все гораздо серьезнее, продуманнее. И я думаю, что это одна из причин, по которой полиция вела себя так спокойно, потому что она понимала, что штаб проводит превентивные меры, ведет себя мирно и нашей целью не является просто вывод людей на улицы.

– Про тех, кто после митинга пошел на Дворцовую, кто остался на улице на несколько дней. Вы пытались с ними разговаривать?

– Это бесполезно. У нас есть чаты в Telegram, там постоянно ведутся споры. Я тоже периодически вступаю в них, вступают волонтеры, сотрудники. И много-много машинознаков потрачено на то, чтобы этого не было. Нельзя запретить людям думать так. Это свойственно молодости, это свойственно части людей. Но на мой взгляд, это не самоубийство, но это бесполезно, со стороны это выглядит ну совсем… Со стороны человека, внутри себя он кажется себе героем, я ничего здесь сделать не могу. И вроде жалко, и понимаешь все…. Но вариант с Дворцовой – это бессмысленно и беспощадно. Ну не так это начнется: не в дождь на Дворцовой и не с трех человек. Нет, "жалко" это плохое слово. Я не понимаю, но я уважаю. Опыт у всех должен быть свой. Возможно, они по-другому будут думать.

–Вы будете им помогать со штрафами?

–Там есть пара человек, которые являются волонтерами штаба, которых я лично знаю и за которыми буду следить. Остальным мы официально сказали, что это не мероприятие штаба, мы его не поддерживаем и поэтому, извините, вы все риски принимали для себя сами.

–В прошлом интервью ЗАКС.Ру  вы говорили, что у штаба три цели: сбор подписей, агитация и наблюдение. Какие есть по этим пунктам результаты?

–Сбор подписей. Верификация продолжается. Но я максималист и считаю, что четыре это плохая оценка, хорошая оценка это пять, причем с плюсом. Поэтому мне бы хотелось, чтобы все было еще лучше, чтобы сюда не зарастала народная тропа, чтобы люди без перерыва приходили. Будем доводить до людей, что верификация это не роскошь, что если мы серьезно собираем подписи, то нужно подготовиться заранее.

Я думаю, что скоро мы сделаем дежурства по воскресеньям, потому что все работают и людям вообще никак прийти в будний день до семи. Поэтому откроем воскресенье.

По наблюдению тоже все хорошо. Скоро будут выборы в поселке Морозовка, 15 октября, мы туда отправляем людей, в том числе и на досрочное голосование. Сейчас также проводим заключение договоров с людьми как со СМИ для наблюдений. Это направление прям хорошо, вот честно.

Агитация – каждые выходные мы проводим агитпрогулки в область, обязательно. Подаем заявки на кубы. Но мы же в Петербурге живем, надо смотреть на погоду, поэтому я думаю, что скоро запустим агитацию от двери к двери, потому что кубы становятся невозможны в силу дождя. Но пока можно ставить, надо ставить.

Эти три цели останутся нашими главными целями на ближайшее время.

–Есть какие-то конкретные цифры по подписям?

–Леонид Волков говорил, что порядка 5 тысяч верифицированных подписей. Это тех людей, которые пришли и подтвердили подпись.

–А по Питеру?

– Я не могу сказать. У нас нет отдельной информации по регионам.

– Выплачены ли прошлые штрафы по 12 июня?

–У нас есть деньги на счете и есть лист ожидания, почти все выплачено, но как ни странно люди до сих пор приходят. Буквально на прошлой неделе приходили: у меня срок подходит, завтра платить надо. А нам не до них, потому что 7 число. Но деньги на счете есть, и мы продолжаем работать в этом направлении.

Но люди же такие, говорят, я приду завтра, вот вам документы. И не приходят. Так что это непростой процесс. Плюс очень не хотелось бы, чтобы штрафы были оплачены дважды, а такое бывает. Человек оплатил, и ты как дурак оплатил. Поэтому мы оплачиваем только в присутствии человека.

–Когда к нам приедет Алексей Навальный?

–Будем подавать заявку. Когда согласуют, тогда и приедем, все то же самое. Сначала ему надо выйти, а потом шило да мочало, начинай сначала.

Мария Кольцова


* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама