ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 20 сентября 2018, 14:09

Мировой "цирк" за 500 рублей

Две фотографии, сделанные в коридоре Октябрьского районного суда, стоили корреспонденту ЗАКС.Ру Сергею Еремееву штрафа в 500 рублей. Пристав Сергей Рукавишников посчитал, что журналист слишком медленно шел к выходу, отвлекаясь на фотосъемку, и составил в отношении него административный протокол. Мировой суд №4 рассматривал это дело два с половиной месяца, пять раз откладывал заседания, а в итоге даже не стал изучать доказательства и просто назначил штраф. 

В Октябрьском районном суде 29 июня должно было проходить заседание по очередному делу координатора петербургского штаба Навального Дениса Михайлова. Его обвиняли за организацию акции "Он нам не царь" 5 мая. Михайлова тогда увезли в суд прямо из спецприемника, где он только-только отбыл 25 суток ареста за участие в той же акции. 

Заседания по Михайлову в Октябрьском суде терпеливо дожидались Еремеев, два сотрудника полиции и три волонтера штаба Навального. Обвиняемый, его защитники и конвой тосковали в ожидании начала на этаж выше. 

"В 16:50 судебные приставы решили выгнать всех ожидающих слушания под предлогом окончания рабочего дня. Троих соратников Михайлова долго уговаривать не пришлось, а я решил поинтересоваться, почему я как представитель СМИ не могу находиться на открытом заседании. Одной рукой я показал судебным приставам свою пресс-карту, другой – включил диктофон. Разговор длился меньше минуты". 

Сергей Еремеев

Запись начинается с того, как корреспондент и судебный пристав Сергей Рукавишников показывают друг другу свои удостоверения, а заканчивается тем, как журналист послушно собрался и пошел к выходу. Позже эту запись приобщили к материалам судебного дела. Получить ответ кроме "Потому что суд закрыт" на свои вопросы Еремееву тогда так и не удалось. 

Конфликт случился потом, когда журналист решил сфотографировать в коридоре суда Михайлова и его адвоката Виталия Черкасова. Пристав Рукавишников от этого занервничал и заявил, что Еремеев не выполняет его распоряжения и не уходит на улицу.

Видеозаписи этого разговора тоже потом приобщили к материалам административного дела. 

Рукавишников получил паспорт Еремеева и составил протокол. Он заполнял его так долго, что за это время Михайлова отпустили домой (суд вернул его дело в полицию).

Журналисту вменили часть 2 статьи 17.3 КоАП (неисполнение законного распоряжения судебного пристава). 

"За что конкретно – я так и не понял, а Рукавишников не стал объяснять, посоветовав задать уточняющие вопросы в суде".

Сергей Еремеев

Мировой суд №4, в который отправили протокол, откладывал заседания пять раз. В основном, из-за неявки самого пристава Рукавишникова. Но 19 сентября он все-таки дал свои свидетельские показания.   

- Первоначально я объявил [что суд закрыт] для всех граждан, не задействованных в судебном процессе. Изначально [Еремеев мои требования] игнорировал, занимаясь увлеченно своими гаджетами, - описывал суду сцену знакомства с журналистом Рукавишников. 

- И вы лично потом обратились? – уточнила судья Ольга Малышева. 

- Совершенно верно. После этого он сообщил, что пресса, предъявил какую-то карточку. 

- И что было дальше? – спросила Малышева. 

- Заявил, что он пресса, что пришел освещать процесс. На что я ему заметил, что процесса в данном случае нет. Заявок на освещение каких-либо процессов от прессы не поступало, - продолжил Рукавишников. 

Последний тезис он потом объяснил суду. Сказал, что обычно ему приносят заявки от представителей СМИ, которые хотят присутствовать на том или ином заседании. На вопрос, знаком ли он с содержанием постановления пленума Верховного суда от 13 декабря 2012 года "Об открытости и гласности судопроизводства", Рукавишников промолчал. Судья вопрос сняла, заметив, что свидетель-пристав "не экзамены тут сдает". 

Вообще экзамен на знания прав слушателей открытых судебных заседаний приставам бы не помешал. Вот, например, как Рукавишников интерпретировал объяснения о журналистском долге и вопросы о юридическом обосновании выдворения: 

-  Еремеев начал придумывать разные условия, что ему нужно послушать какое-то судебное заседание. Заявил, что может присутствовать на любом открытом судебном заседании. Я ему заметил, что в данный момент судебное заседание не проходит и если будет проходить какой-то процесс, то еще неизвестно, в каком режиме, закрытом или открытом. 

Рукавишников путался: он то говорил, что суд закончил свою работу и никаких заседаний уже не было, то признавал, что в коридоре оставались люди, которые ожидали слушания, то ссылался на забывчивость, то на отсутствие информации. Защитник Черкасов пытался внести ясность в этот хаос, задавая уточняющие вопросы, но судья снимала их как повторяющиеся. 

Интересно и то, как пристав интерпретировал желание сфотографировать участников процесса. Он заявил суду, что на втором этаже Еремеев увидел товарища, стал с ним здороваться и фотографировать. Под "товарищем" по неведомой причине имелся в виду глава штаба Навального в Петербурге. 

Под конец заседания судья отвечала на вопросы защитника Черкасова вместе со свидетелем Рукавишниковым. 

- Когда в 16:49 вы предлагали покинуть зал суда, чем вы руководствовались? – спросил у свидетеля Черкасов. 

В ответ пристав Рукавишников молчал шесть секунд. 

- Распоряжением председателя суда, - помогла ему судья Малышева. 

- Совершенно верно, - подтвердил Рукавишников. 

- Зачем вы так поступаете? – обратился к судье защитник Черкасов. 

Ответа не последовало. Но вскоре он стал понятен из очередной реплики судьи: 

- Я заканчиваю допрос свидетеля, потому что он уже длится больше часа, -  заявила она. 

После того, как судья отпустила Рукавишникова, Черкасов попросил приобщить к делу видео- и аудиозаписи инцидента. Судья без возражений удовлетворила ходатайства, но изучать их не стала. Закрыла папку и объявила, что Еремеев виновен и ему назначается штраф 500 рублей. 

История продолжится в Октябрьском суде. Только туда, в место работы пристава Рукавишникова, журналист Еремеев сможет подать апелляцию.

Все это было бы смешно и мелочно – потраченные время, силы и публикация из-за штрафа в 500 рублей. Но подобные дела становятся систематическими. В марте этого года административный протокол был составлен на корреспондентку издания "Медиазона" Сашу Богино за то, что она вела текстовую трансляцию в Дзержинском районном суде. "Медиазона" ведет такие трансляция по всей стране, и только Дзержинский суд считает их незаконными. Журналистка подала апелляцию, и рассматривал ее тот же Дзержинский суд. Естественно, в удовлетворении отказал.   

В сентябре 2018 года правозащитное объединение "Команда 29" опубликовала на своем сайте проект "Недопустимое. Что не так с российскими судами?" В нем представлено несколько историй людей, столкнувшихся с бюрократией и странными ограничениями петербургских судов. На условия жалуются не только журналисты, но и защитники, слушатели заседаний, члены ОНК. Претензий к работе судов у них масса – от сложностей с получением копий решений судов до рассмотрения дел без участников процесса.  


* ФБК, ФЗПГ и Штабы Навального по решению суда от 9.06.2021 признаны экстремистскими организациями, их деятельность запрещена.
ФБК и ФЗПГ также внесены в реестр НКО - иностранных агентов.

** Компания Meta Platforms Inc., владеющая социальными сетями Facebook и Instagram, по решению суда от 21.03.2022 признана экстремистской организацией, ее деятельность на территории России запрещена.


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама