Геннадий Турецкий: "Брежневский застой и путинский застой имеют одну и ту же основу"
Российская коммунистическая рабочая партия - Российская партия коммунистов (РКРП-РПК) - весьма значительная организация левого толка. По официальным данным, в ней числится почти 50 тысяч человек. От КПРФ РКРП-РПК отличается тем, что выдает более радикальные рецепты общественного переустройства и без оговорок придерживается линии Маркса-Ленина-Сталина.
В первой половине 90-х годов среди лидеров РКРП был Виктор Анпилов, рассматривавшийся многими тогда чуть ли не как вождь всей российской левой оппозиции. На думских выборах 1995-го года РКРП не дотянула до 5-процентного барьера какие-то десятые доли. В то время партия тесно сотрудничала с бастовавшими шахтерами и с захваченным рабочими Выборгским ЦБК.
Молодежное крыло партии – РКСМ(б) засветилось бодрой газетой "Бумбараш" и периодическими столкновениями с милицией в ходе уличных акций. Отдельные молодые коммунисты были даже причастны к взрывам памятников и хранению оружия.
Однако сейчас о РКРП слышно не так много. Впрочем, как и о других левых организациях. Чем сегодня занимается партия, что думают ее лидеры о нынешнем положении дел в стране, насколько в наши дни актуален как идеология марксизм-ленинизм классического образца, есть ли в России рабочий класс – об этом корреспондент ЗАКС.Ру попросил рассказать секретаря городского комитета РКРП-РПК Геннадия Турецкого.
- Сегодня многие официальные и официозные СМИ, в особенности телевизионные каналы, вещают о "возрождении России". Геннадий Иванович, как вы считаете, насколько нынешнее положение в стране соответствует понятию "возрождение"? - Как ни странно, но в том опросе, который сейчас проводится – "Имя России", несмотря на разные позиции, которые там присутствуют, лидирует товарищ Сталин. Наверное, не случайно он лидирует. Именно с тем временем, с тем направлением развития страны и связаны были надежды людей. Эти ностальгические воспоминания говорят о том, что нужен иной вектор, чем тот, что мы имеем сейчас. Говорить сегодня о каком-то "возрождении России" просто наивно, смешно, или скорее даже это - обман, который идет по СМИ. А разница только в том, что тогда, при Сталине, были реальные слова и реальные дела, которые подкрепляли эти слова, а сейчас мы видим прекрасные картинки на телеэкране, прекрасные встречи, подписание каких-то там бумаг, которые подписывают с серьезным видом самые высокопоставленные наши чиновники. Но реально мы видим все одно и то же: постоянный рост тарифов, цен, который съедает даже те минимальные прибавки… Поэтому, в нашем понимании, никакого "возрождения" нет, идет мощнейшая пиар-кампания уже на протяжении восьми лет: со времени прихода Путина к власти. И вся правда о положении в обществе отсекается. Создается такое впечатление, что у нас ничего не происходит, только одни какие-то саммиты, вояжи, встречи, ничего негативного нет…
Так что нет никакого "возрождения России". Но только когда все эти огромные нефте- газодоллары рухнут - а они когда-нибудь рухнут, тогда все тайное станет явным.
- В связи с этим тогда такой вопрос. Кремлевский идеологический отдел (если, конечно, можно так выразиться) пытается противопоставить Путина Ельцину. А как, по-вашему, Ельцин, Путин, сейчас уже Медведев – это последовательность та же самая или это действительно совершенно разные направления политики? - По-моему, в 2003 году мы проводили митинг у здания полпреда под лозунгом "Путин хуже Ельцина!". На самом деле, наша позиция так и осталась примерно такой же. Если брать благообразность поведения на экране, то тогда, конечно, конкуренции у Путина в лице Ельцина нет. Но что касается реальности, то при Ельцине, конечно, много чего было разрушено, но тогда общество еще находилось в процессе поиска пути, не было такой консервативной стабильности, различные векторы развития могли иметь место, не все было до конца приватизировано, государство в экономику еще могло как-то вмешиваться. А при Путине государство имеет всего 10 процентов собственности, произошла "полная стабилизация": то, чего уворовали, то уже легализовали по закону, срок давности по таким делам сократили с десяти до трех лет. Все "стабилизировали" и законсервировали, причем по закону. При этом при Ельцине в Думе было хоть какое-то противостояние, которое однажды даже чуть импичментом не закончилось. Сейчас же о чем-то таком говорить, когда в Думе сидит 316 членов "Единой России", говорить о каких-то поисках пути - просто наивно. Все схвачено, и надежд нет даже у либералов, которые сегодня участвуют в "Маршах несогласных", потому что и их тоже обманули. А кто украл, тому по закону все "стабилизировали".
Так что с точки зрения благообразности - Путин более привлекателен, с точки зрения реальных дел - Путин окончательно закрутил все гайки. И, по существу, брежневский застой и путинский застой имеют одну и ту же основу. Я считаю, что "время Путина" еще хуже, чем "время Ельцина".
- А фигуру Дмитрия Медведева как вы оцениваете: это самостоятельный политик или же простая пешка, действующая в чужих интересах? - Я рискну сделать предположение, что Медведев все-таки немножечко самостоятельный политик. Еще полгода они с Путиным будут дружественно смотреть в глаза друг другу. Но сейчас, на мой взгляд, обществу нужен некий "просвещенный либерал", который более человечным взором будет смотреть, более проникновенные речи будет говорить, какое-то страдание в них высказывать с экрана. А КГБешное прошлое Путина отторгало от него часть либеральной интеллигенции. Медведев в этом смысле несколько другой…
Мой некоторый оптимизм здесь связан вот с чем. По большому счету, Медведев аппаратчик. С тех пор, как он начал свою трудовую деятельность, он всегда был в какой-то там администрации, выполнял какие-то управленческие функции и так далее. В этом есть минусы: он не так хорошо знает реальную жизнь; но есть и плюсы: если аппаратчик оказывается добросовестным, то он начинает влезать в дело и смотреть на то, на что раньше не обращали внимания. И вот первые такие шаги вроде бы есть: об изменении управленческого аппарата, о засилье чиновничества начинают говорить. Проявляются попытки нахождения своего особого взаимоотношения с заграничными партнерами… Трудно в процентах оценить разницу между Путиным и Медведевым, но я рискну предположить, что различия могут достигать до 30 процентов. Причем в позитивном для общества направлении.
И если раньше были пиар-кампании типа "оборотней в погонах", которые заканчивались через неделю, то сегодня мы слышим про коррупцию ежедневно. Я думаю, что скоро начнутся какие-то перестановки. Некоторые губернаторы уже начинают себя не вполне уютно чувствовать. И все разговоры по поводу уплотнительной застройки в нашем городе, которые ведутся по телеканалам, – это то поветрие, которое не просто так возникло. Значит, соответствующие люди дали отмашку на это.
Я думаю, Медведев станет самостоятельным политиком. Конечно, я коммунист и понимаю, что Медведев представляет полярные взгляды. Но честный и порядочный оппонент – это лучше, чем непорядочный и лживый. И мне кажется, что Медведев более порядочный оппонент.
- Давайте теперь посмотрим на нынешнюю российскую оппозицию, на ее левый спектр. Какие сегодня у РКРП-РПК отношения с КПРФ? - У нас в партии отношение к КПРФ скорее настороженное. Не все, что делает КПРФ, прежде всего в их парламентской линии, в нашей партии одобряется. Нам кажется, что где-то можно было бы сделать радикальнее, где-то не идти на соглашательство. По меньшей мере две трети наших товарищей настроены, я бы не сказал оппозиционно, но настороженно к КПРФ. Скорее, настороженно-критически: что-то одобряем, но что-то, с нашей точки зрения, можно сделать радикальнее, эффективнее и так далее.
Но лично моя точка зрения немножечко отличается. Всегда махать шашкой на расстоянии кажется легко и просто. Но когда ты окунаешься в сам этот процесс, то видишь, что возникает множество рифов, которые не так просто сегодня преодолеть. Юридические есть моменты, процедурные, в Думе и ЗС есть регламент. И здесь не так просто свою точку зрения не только отстоять, но и просто высказать. И соотношение сегодня в парламенте такое, "стабильное", что что-либо сделать практически невозможно.
Сегодня мы вместе с КПРФ проводим уличные акции, вместе принимаем участие в выборах. Но тем не менее значительная часть в нашей партии относится более радикально к тому, что происходит. Но на мой взгляд, это идет в значительной степени оттого, что люди просто не знакомы с той парламентской кухней… Но все равно жизнь заставляет нас быть в одной лодке, и по поводу совместного участия в крупных акциях, в том числе в выборах, мы договариваемся.
- А что вы можете сказать по поводу отношения РКРП-РПК к национал-большевикам? - Тут тоже мне придется немножко свою точку зрения высказать и мнение моих коллег. Значительная часть нашей партии находится на таких ортодоксальных позициях. И если у классиков вот так вот написано, то все остальные "качания" - либо оппортунистические, как в случае с КПРФ, либо националистические, либо еще какие-то, но не наши. Товарищи рассуждают так: мол, то что вы, нацболы, делаете, к примеру у Якунина в кабинете, это, конечно, правильно; но чтобы вступать в какой-то реальный контакт с нами, вам, ребята, нужно сначала почитать классиков, изучить их, только потом мы будем думать, стоит ли с вами сотрудничать…
Я смотрю на это значительно проще: с точки зрения практических мероприятий. Я вижу, что по многим, если не по подавляющему большинству вопросов, у нас одинаковые оппоненты, и одинаково мы смотрим на то, что происходит. Они гораздо более радикальны, в меру своих физических возможностей. Поэтому я с нацболами, по крайней мере с их лидерами, в нормальных отношениях, на уровне рукопожатий, безо всякого камня за пазухой.
Некоторые говорят, что национал-большевики играют в эпатаж, пытаются этим привлечь к себе внимание. Я всегда таким товарищам хочу сказать: "Иди сам попробуй, привлеки к себе внимание. Пару раз попадешь под ОМОНовские дубинки – посмотрим, захочется ли тебе в третий раз под них попадать". А ребята на это идут. Да, их показывают, они всегда на кончике языка, но какой ценой. И в тюрьмах сидят… Так что у них не очень сладкий "хлеб". Поэтому у меня к ним нормальное отношение. Единственное, чего бы я пожелал, так это если мы договариваемся о каких-то совместных акциях, то нужно, чтобы процесс управлялся в соответствии с этими договоренностями, чтобы в момент, когда ситуация обостряется, горячие головы не начинали делать то, чего делать не надо. Можно договориться обо всем, но заранее. Потому что бывали случаи, когда наша молодежь - РКСМ(б) - участвовала совместно с нацболами в акции "Антикапитализм", и радикализм нацболов приводил к тому, что всех вместе сажали. В таких случаях надо совместно договариваться, а это недержание эмоций может привести к нехорошим вещам.
Потом я бы отделил Лимонова и этих молодых ребят. Я и слушал Лимонова, и на митинге рядом с ним стоял, и книжки его читал. Честно говоря, меня все это мало интересует. Но те молодые ребята, которым по 25 лет, я их уважаю. Люди в таком возрасте находят время и желание бороться за какую-то справедливость в обществе, рискуют ради этого – и это дорогого стоит.
- А с оппозицией либерального толка РКРП-РПК сотрудничает? - С "Яблоком" мы контактировали и неплохо. С Объединенным гражданским фронтом Каспарова и с "Другой Россией" в меньшей степени, но тоже контактировали. Опять же часть наших товарищей считает, что "Марши несогласных" - это все провокация, "касьяновские" штучки. Но я принимал участие в "Маршах", хоть и не на первых ролях. И если людей объединяет какая-то конкретная идея, будь то сохранение города или политические свободы, то можно сотрудничать. Если и они против Охта-центра, и мы против Охта-центра, то что мешает нам принять участие в совместной акции. Мы же здесь не спорим на тему советского прошлого или отношения к Западу, которое у нас прямо противоположное, чем у либералов. Но по конкретной теме, по теме того же Охта-центра, хотя бы как частное лицо, я считаю: мы можем принимать участие в акциях того же "Яблока".
Потому что мне становилось немножко неловко, когда на "Марше несогласных" ко мне подходили люди и спрашивали: "А где коммунисты?" Получается, что мы как будто отлыниваем от каких-то проблем, в том числе городских. Я считаю, что это не совсем верно. Думаю, что в сегодняшних условиях желательно конструктивное сотрудничество в том, что может нас объединить. "Яблоко" за выборность губернаторов, и мы за выборность губернаторов: мы считаем, что нельзя просто "послюнить палец" и сказать: "Будешь еще пять лет сидеть в кресле". Хотя мы понимаем, что и выборность губернаторов не спасет от "денежных мешков". Но тем не менее… На выборах можно вместе помогать друг другу – наблюдать вместе. Много есть таких моментов, где можно и нужно сотрудничать… Правда, Союз Правых Сил я в расчет не беру: СПС - уходящая партия.
Мы также принимали участие в недавней Национальной ассамблее. Правда, только в качестве наблюдателей. Хотя наши ближайшие союзники из КПСС Олега Шенина там не только были, но и вошли в руководящие органы.
И, по моему мнению, нельзя на все вопросы искать ответы в произведениях классиков. Ну не было сто лет назад ни национал-большевиков, ни Каспарова и ОГФ! Но ведь большевики как-то контактировали с теми же кадетами. С Гапоном Ленин встречался… Кто знает, как рассуждали бы классики сегодня?..
- А РКРП-РПК еще не признана экстремистской организацией? - Нет, РКРП-РПК не признана экстремистской. Мы просто не выполнили юридическое требование по численности. Но мы называем себя партией. Тем более что мы предоставили списки 55 тысяч наших членов в 54 субъектах Федерации. И 47 тысяч власти признали. Просто по закону требуется не менее 50 тысяч членов. Понятно, что здесь было указание сверху – не признавать нас как политическую партию.
- РКРП-РПК называет себя марксистской организацией. А ведь в марксизме, марксизме-ленинизме в политической борьбе ставка сделана на социальную революцию. Как ваша партия совмещает данную установку классиков с деятельностью в сегодняшних условиях? - Почему-то за словом "революция" сразу возникает представление стрельбы, "пиф-паф, ой, ой, ой" и так далее. Но ведь революция - это просто любое коренное изменение в жизни людей, радикальная смена состояния общества. И Февральская революция тому классический пример. На наш взгляд, если численное соотношение несогласных с нынешней властью будет таково, что бойкот и саботаж решений правительства будет возможен, власть просто не сможет функционировать: она не сможет избираться, ее постоянно будут третировать, подвергать обструкции. Пока до такой точки кипения не доходит, но когда рухнет нефтедоллар, тогда наступит коллапс, и дефолт покажется "райским яблочком". Тогда народ вывалит на улицы, оружие даже не понадобится.
В этом смысле первый звоночек был тогда, когда происходила монетизация. Тогда, правда, не выходило такого большого количества людей – всего несколько тысяч. Но что-то подобное, в большем масштабе, вполне может состояться. Пока власть мудра: цены повышает не оптом, а понемножечку, сразу же какие-то индексации делает. Но это не всегда им удастся делать.
Так что коренное изменение общества мы будем всеми силами приближать, потому что считаем нынешнее состояние глубоко несправедливым. И стрельбы уже не будет. Раньше человек с ружьем был на каждом шагу, а сейчас вооружение предназначено скорее для мировых катаклизмов, чем для революций. Поэтому, скорее всего, будет противостояние власти и общества, аналогичное Февральской революции.
Хотя, когда в феврале 1917 года на Марсовом поле хоронили 210 погибших во время восстания, проводить их пришло около миллиона человек. И что же должно сейчас произойти в нашем обществе, чтобы хоть куда-то миллион человек вышло? Общество сегодня в сонном состоянии.
- Тогда в продолжение темы еще один идеологический вопрос. РКРП-РПК является рабочей партией. Согласно Марксу и Ленину именно пролетариат является "двигателем революции". Однако эти взгляды в Европе во второй половине XX века многие левые радикальные оппозиционные мыслители пересмотрели, считая, что рабочий класс "обуржуазился", перестал быть "двигателем революции". А как вы считаете, изменилась ли социальная сущность рабочего класса в нашей стране, стоит ли делать ставку именно на него в деле изменения общества к лучшему? - Это, наверное, самый сложный вопрос из всех, что вы мне задавали. На самом деле мы действительно стоим на классических позициях и действительно верим в то, что рабочий класс когда-нибудь организуется. Но это будет очень непросто, очень сложно, и пока не очень понятно когда. Ведь всех тех классических предприятий, в том числе того, на котором когда-то работал я, и которые представляли из себя рабочую славу Ленинграда, их сегодня просто нет. А те, кто там остался (пятая или шестая часть), это люди пенсионного возраста, в которых нет никакой революционности, только дача, внуки и пенсия. Значит, надо что-то другое. Что-то другое – это, к примеру, "Форд". Это новое, пусть и "отверточное", производство, туда приходят работать молодые. К примеру, это докеры, которые являются монополистами. И мы принимаем во всех этих направлениях участие. Помогаем листовочно, организационно, пикетами, депутатами, если есть возможность. Возникают неформальные отношения, иногда удается найти единомышленников и создать на предприятии какую-то партийную группу. Но, к сожалению, таких росточков сегодня не так много.
Мы сторонники создания независимых профсоюзов, не связанных с Федерацией независимых профсоюзов (ФНПР). И вообще мы за любую форму самоорганизации рабочих – совет рабочих или как они еще себя назовут. Но процесс этот очень небыстрый, и каковы его перспективы… пока очень сложно сказать.
Мы все это делаем. Но когда все эти точечные вспышки удастся соединить, скоординировать? На деле же получается, что в одном месте что-то появилось, а в другом уже все заглохло. О том, что было в начале XX века, нам остается только мечтать. Но мы с этого пути не уходим.
Хотя время может распорядиться совсем по-другому. И то революционное преобразование, к которому мы стремимся, может опередить организацию рабочего класса. А уж на селе тем более - там уже давно не до революции.
- Одним из лидеров РКРП в свое время был Виктор Анпилов. В 1996 году его исключили из партии. Но как вы можете объяснить те метаморфозы, которые с ним случились с тех пор: от радикального критика режима до чуть ли не сторонника Путина? - "Любите искусство в себе, а не себя в искусстве", как говорил Станиславский. Была такая иллюзия в начале и середине 90-х, что Анпилов больше любил искусство. Но оказалось, что после 95-го года Анпилов, который был широко распиарен, у которого постоянно брали интервью, вдруг стал этого всего лишаться. От него стали отшатываться сторонники, он стал не очень интересен, был исключен из нашей партии, вынужден был создать что-то свое, маргинальное. Но ведь всего этого хочется, чтобы показали по "ящику". А для этого надо эпатировать. Чем угодно и как угодно, как Жириновский. Делать всякие сумасшедшие ходы, а в нашем понимании просто провокационные, свидетельствующие даже о деградации личности.
К Анпилову у нас нет никакого уважения, ни симпатии, ни контактов с ним. Это его личные проблемы. Если ему хочется быть таким идиотом, то это его дело. Вот с ним мы точно объединяться не будем. Мы его слишком хорошо знаем, и жаль, что он до сих пор бросает какую-то тень на нашу партию. Хотя в начале 90-х нам действительно казалось, что Анпилов - это наш Че Гевара, ни больше и ни меньше.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1