ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 25 ноября 2008, 19:24

Менеджеры вместо архитекторов

Уход Викторова едва ли вызовет сожаление как у профессионального архитектурного сообщества, так и защитников культурного наследия. Однако и радоваться особо нечему: отставка главы КГА никаких принципиальных проблем не решает, а вот заявленные грядущие структурные изменения этого ведомства вызывают серьезное беспокойство.

Менеджеры вместо архитекторов
Признав, что в последнее время функции КГА расширились и он стал влиятельным органом исполнительной власти, губернатор сделала представляющийся лишенным логики вывод о необходимости "в этой связи" принципиально изменить структуру КГА (очевидно, чтобы помянутую возросшую влиятельность снизить, а функции – сузить).

Отныне на председателя комитета возлагаются "менеджерские функции", а собственно архитектурой будет заниматься его зам, он же - главный архитектор Петербурга. Иначе говоря, градостроительству отводится эдакая вспомогательная, чуть ли не обслуживающая роль. При том, что она и так все последние годы систематически принижалась и ставилась во все усиливающуюся зависимость от строительного блока.

Последним в новейшей истории Петербурга главным архитектором-профессионалом в градостроительной сфере считают Сергея Соколова. Дальнейшую смену занимавших этот пост персон (от Олега Харченко к Александру Викторову) можно рассматривать только как стремительное движение вниз. Причем все эти годы наблюдалась качественная замена не только руководителей комитета, но и всего состава КГА, откуда последовательно "выдавливались" крепкие профессионалы. В этой связи уже не удивляют и последние слухи о скором уходе из комитета Виктора Полищука. Ему якобы недавно предложили перейти на должность руководителя Первой мастерской НИПЦ Генплана, пока еще занимаемую Борисом Николащенко – что может косвенным образом свидетельствовать и о намерении отправить-таки Бориса Николаевича на "заслуженный отдых". Как говорят, Полищук от такого предложения отказался; но и в структуре КГА ему, по всей видимости, оставаться недолго.

Предпочитающие сохранять инкогнито специалисты этого ведомства оценивают затеянные реформы КГА метафорически: "Ну как мы можем к этому относиться? Представьте, вот если бы из больницы взялись увольнять хирургов и лечащих врачей разных профилей, на их места назначать завхозов, санитарок, а то и вовсе электриков да сантехников. В нашем случае на должность "главного врача" ставят, образно выражаясь, менеджера по продажам".

Новым председателем КГА назначена бывшая глава комитета по земельным ресурсам Юлия Киселева. Дама, известная как жесткий управленец и близкий Валентине Матвиенко человек, настойчиво проводившая взятую Смольным линию на формирование относимым к домам земельных участков исключительно по обрезу фундамента (что, заметим, вступает в противоречие с рядом законов, инструкций и градостроительных норм, обеспечивающих возможность включения в границы земельных участков домов и прилегающие к ним территории, "необходимые для обеспечения их нормального функционирования и технического обслуживания", т.е. проезды и стоянки, газоны, пешеходные дорожки, зоны хозяйственных построек и проч.).

Говоря о Киселевой, знающие ее по работе люди замечают: "Она не из тех, кто будет терпеть всякие интеллигентские нюни и долгие рассуждения – какие тут правильнее установить высотные регламенты, а давайте-ка еще проверим, как лучше для исторических панорам… Она из тех, кто скажет – нам не надо, как лучше, нам надо, чтобы в четверг!"

Сущее наказание
Для Юрия Митюрева, чью кандидатуру и предложила губернатор на пост главного архитектора, это уже вторая попытка занять эту должность. В 2004 году, когда главного архитектора еще выбирали (тогда – между девятью претендентами), Юрий Митюрев был единодушно поддержан Петербургским Союзом архитекторов и Ассоциацией домостроителей и производителей стройматериалов, возглавляемой сыном вице-губернатора Юрия Молчанова. Но проиграл Александру Викторову (считавшемуся креатурой президента банкирского дома "Санкт-Петербург" Владимира Когана и вице-губернатора Михаила Осеевского).

Главное достоинство новоиспеченного архитектора №1 было сформулировано коллегами по журналистскому цеху еще несколько лет назад: "хорошо ориентируется в коридорах Смольного". Это, думается, и решило дело. Ибо оценки профессиональных качеств архитектора Юрия Митюрева далеки даже от удовлетворительных. Известный критик Михаил Золотоносов характеризует Митюрева как "приобретшего известность проектами складов и заводов на периферии города (плоские параллелепипеды, размазанные по гигантской площади)" и "воздвигшего посреди памятников архитектуры федерального значения нечто несусветное". Последний пассаж отсылает к сооруженному по проекту мастерской Митюрева жилому комплексу на Боткинской, единственной "ценностью" которого стала лишь эксплуатация видов, открывающихся из окон последних этажей на Домик Петра, Дворец Кшесинской, Соборную мечеть и церковь Сампсония Странноприимца.

Продажа квартир в другом доме (историческом здании подле арки Главного Штаба, перекроенному и надстроенному по проекту Митюрева) шла под рекламным призывом "Продаем виды на Дворцовую площадь!"

Помнится, когда на одном из заседаний Совета по сохранению культурного наследия содержание этой рекламы было доведено до сведения губернатора, Валентина Ивановна очень негодовала, призывая: "Накажите их как следует!"

Крестный отец автора "кукурузы"
Именно Митюреву удалось одним из первых нарушить табу на вторжение в исторические петербургские панорамы: усилия академика Лихачева, в середине 90-х остановившего реализацию на Васильевском острове проекта небоскреба "Петр Великий", оказались перечеркнуты митюревской высоткой на улице Одоевского, выросшей тут в начале нулевых. Не стоит недооценивать и вклад Митюрева в превращение некогда заповедного Крестовского острова в зону "элитных" новостроек – здесь он отметился девятиэтажкой на Крестовском, 17.

Принципиальное отношение к возможности реализации творческих амбиций современных архитекторов в историческом центре этот зиждитель формулирует так: центр города без реконструкции и нового строительства обойтись не может, надо лишь знать ответ на главный вопрос "Ради чего это делается и кто с архитектурной точки зрения будет его осуществлять?"

Себя, надо полагать, господин Митюрев относит к тем, кто право на осуществление подобных затей имеет. И, не колеблясь, это право осуществляет. Водружая безобразную остекленную глыбу жилого "элитника" на территории Итальянского сада (Литейный,59), памятника XVIII века. Замещая другим своим детищем очаровательный двухэтажный дом XIX века работы архитектора Фонтана (10 линия В.О., дом 17). Или превращая в бизнес-центр памятник федерального значения - дом Шиля подле Исаакиевского собора, один из адресов Достоевского в Петербурге. Приступая к осуществлению планов зарубежного заказчика, Юрий Митюрев сокрушался: "КГИОП выставил жесткие охранные требования". Но итогом своих "споров" с охранным ведомством остался доволен: "В результате удалось найти приемлемое решение, при котором мы сохранили лишь внешние стены здания".

Заведующий кафедрой теории и истории архитектуры Академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина профессор Андрей Пунин категорически не считает подобное решение "приемлемым", а ставит предложившему его архитектору кол: "В результате такой "реконструкции" был полностью уничтожен один из последних в городе примеров уходящего рядового классицизма, сохранявшийся в своей подлинности - характерный петербургский двор времен Достоевского, с каретниками, конюшнями, сеновалом и другими хозяйственными постройками", - с горечью констатирует профессор.

И не приходится удивляться, что ученики выходят под стать учителю. Один из них – автор пресловутой газпромовской "кукурузы" Филипп Никандров – в 1992-1996 гг. трудился под руководством Митюрева в его архитектурной мастерской, а теперь в качестве доказательства якобы воспитанного в нем "деликатного отношения к исторической ткани города" так любит приводить пример совместную с Митюревым работу по обезличиванию и выхолащиванию дома Шиля.

Очевидно, упомянутая способность нового главного архитектора ориентироваться в смольнинских коридорах позволяет ему получать очень выгодные заказы на "адаптирование" проектов западных зодчих к требованиям отечественных градостроительных и охранных норм (среди полученных подрядов такие объекты, как "Балтийская жемчужина", Новая Голландия, универмаг "Фрунзенский").

Адаптор из него, заметим, весьма своеобразный – скорее инструктор по обходу всяких неприятных инвестору препятствий, мешающих развернуться во всю мощь на просторах старого Петербурга.

Последствия митюревского соучастия в реализации проекта реконструкции Новой Голландии приводят критика Татьяну Москвину к печальному выводу:

"Все, закончился ученический кошмар, вечная робость троечников перед отличниками. Более наши парни ни перед кем гордой головы не клонят — отдыхайте, Чевакинский, Росси, Тома де Томон и Валлен-Деламот. Идут настоящие гении — Митюрев, Рейнберг, Явейн и прочие. Их имен-то пять лет назад никто не знал — теперь пришлось выучить. Заставили! Сносят они нынче кварталами, приписывают свою похабщину в классический роман-город бестрепетно. Руки уже не скованы. Ничем. А теперь, когда снесли Новую Голландию, табу никаких не осталось вообще. Если можно это — значит, можно все".

Ну а если можно все, так получите вот такого главного архитектора Санкт-Петербурга. Поздравлять мы вас с этим не будем. Ибо - не с чем. Бедный, бедный Питер…

Татьяна Лиханова


С работами Юрия Митюрева можно ознакомиться здесь.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама