ЗакС.Ру в FaceBook    ЗакС.Ру в Twitter    ЗакС.Ру во ВКонтакте    ЗакС.Ру в Telegram

Статьи 5 мая 2009, 18:32

"Охта-центр": смотреть нечего, идите на слушания

Вопрос отклонения от нормы перестает быть прерогативой психиатров – идефикс главы "Газпрома" выносится на общественное обсуждение.

Голливуд отдыхает

Представление под названием "Публичные слушания по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства на территории предполагаемого к строительству общественно-делового района "Охта-центр"", намеченное на 19 мая, гарантирует аншлаг его устроителям. "Яблоку", призвавшему народ к участию в этом мероприятии, с большой долей вероятности негде будет упасть: отель "Карелия", выбранный устроителями этого захватывающего действа, располагает десятком конференц-залов вместимостью от 10 до 330 человек. Так что даже если организаторы не изменят свойственному им пристрастию ко всему самому большому, арендованное помещение едва ли вместит всех желающих. Первые слушания – по временному регламенту застройки территории "Охта-центра", – состоявшиеся в январе 2008 г., собрали более 700 горожан. На вторых, проведенных в июне того же года в рассчитанном на 500 человек зале бизнес-центра "Буревестник", людям пришлось стоять в проходах – еще до официального начала того спектакля почти две трети мест оказались заняты массовкой, заблаговременно доставленной сюда на автобусах с табличками "Ленфильм". Тогда, помнится, представитель "Газпромнефти", комментируя этот скандал корреспонденту газеты "КоммерсантЪ", пообещал: "Раз такие слухи ходят, то в следующий раз, по-видимому, мы наймем массовку в Голливуде".  

Теперь экономический кризис наверняка и тут заставит внести свои коррективы – так что можно ожидать замены голливудской массовки на тандем отечественных гопников и устрашающе экипированных блюстителей правопорядка.

Государственные телеканалы жизнерадостно анонсируют публичные слушания 19 мая как общегородские, на которые-де "могут прийти все желающие".  Но это еще, как говорится, бабушка надвое сказала. Порядок слушаний определяется законом Санкт-Петербурга с учётом Градостроительного кодекса РФ. А он (п.3 ст.39) определяет, что слушания по вопросам отклонения от предельных параметров разрешенного строительства "…проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок". Плюс – собственники и арендаторы земельных участков, имеющих общие границы с претендующим на отклонение участком, а также расположенных на них объектах капитального строительства. От имевшихся там капитальных объектов территорию будущего "Охта-центра" уже зачистили.  Что же до проживающих в этой аномальной зоне миражей и фантомов, то под означенную в Градкодексе категорию теперь подпадают разве что призраки не нашедших упокоения павших при Ниеншанце. Впрочем, на последних слушаниях в "Буревестнике" барышни при входе без лишних вопросов регистрировали, например, организованно доставленных старшеклассников из школ Адмиралтейского района. А какая установка будет дана на этот раз, пока не известно.

Новый наряд голого короля

Впрочем, гораздо более занимательна иная интрига: а что именно предлагается обсуждать?
Согласно "байкам из склепа" (фольклорное определение результатов замеров общественного мнения, осуществляемых социологом Могилевским по газпромовскому заказу), поддержка петербуржцами проекта "Охта-центр" растет в прогрессии, сравнимой разве что с ростом угрозы пандемии. Вот только, в отличие от свинского вируса, "вирус Миллера" не обнаруживается даже под микроскопом.

Проекта – который якобы одобряют все больше и больше горожан – как не было, так и нет. Во всяком случае до сих пор именно этим представители "Газпрома" и чиновники Смольного объясняли ЮНЕСКО невозможность исполнить его настоятельные рекомендации. Напомним, в 2007 году  31-я сессия комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО закрепила в своей резолюции возможность включения исторического Петербурга в список объектов Всемирного наследия, оказавшихся в опасности, – признав в "газоскребе" потенциальную угрозу. В июле прошлого года 32-я сессия приняла еще более жесткий итоговый документ, призвав руководство Российской Федерации приостановить все работы по реализации проекта "Охта-центр" до его тщательной и всесторонней оценки экспертами ЮНЕСКО. Для чего предписывалось предоставить центру Всемирного наследия всю информацию по проекту "Охта-центр" не позднее 1 февраля 2009 г. Однако этого не произошло до сих пор. Объяснение предлагается простое, как мычание, – так нету проекта-то, вот и представлять пока нечего!

Хотя в отчетных материалах, представленных на официальном сайте ОАО "Общественно-деловой центр Охта", к основным приоритетным направлениям деятельности общества на 2008 год отнесено "принятие окончательной разработки стадии "Проект" от генерального проектировщика и получение положительного результата после рассмотрения документов Главгосэкспертизой".  Год прошел, как сон пустой, – стадия все та же, не продвинувшаяся дальше картинок, иллюстрирующих общую концепцию. За них, видимо, и заплачена указанная в отчетах сумма – 34 692 000 евро, отмусоленная 29 сентября 2007 года архитектурной мастерской RMJM Scotland Limited за "разработку проектной документации".

Кстати, по нашим сведениям, представители ЮНЕСКО могут прибыть  в Петербург уже 11 мая. В программе визита – ознакомление с несуществующим проектом. Остается только сожалеть, что показ нового наряда голого короля пройдет без публики,  за закрытыми дверями.

Незаконно засеянная кукуруза

Газпромовская "кукуруза"  укоренилась в законе о Правилах землепользования и застройки (ПЗЗ) под видом "локального превышения №70" – в 100 метров, при установленной для этой территории общей высотной норме не более 48 м.   Напомним, что возглавляемая Александром Вахмистровым комиссия по землепользованию и застройке в приложении 3 к итоговому протоколу определила три основания, по которым объект может получить исключительный статус доминанты: на основании ранее утвержденных временных регламентов застройки (ВРЗ), решений Градостроительного совета и выписок из книги личного приема Главного архитектора Санкт-Петербурга. Тем, насколько правомочны подобные "обоснования" (при том, что решения Градсовета вообще не имеют юридической силы, не говоря уж о приватных договоренностях, достигнутых в кабинете главного архитектора), давно бы пора заинтересоваться прокуратуре. Но пока око государево не откорректировало свое худое зрение, приходится принимать этот бред как данность. Однако "кукуруза" не вписывается даже в законодательно закрепленный бред. Градсовет никаких 100 метров (равно как и 396) своим решением не одобрял. Тому, чтобы Алексей Миллер челом бил в кабинете Александра Викторова,  тоже никаких документальных подтверждений нет. Остается лишь третий повод назваться доминантой – согласованный ВРЗ. Но тот самый ВРЗ-07-1101 (разработанный для территории предполагаемого строительства "Охта-центра" и утвержденный распоряжением КГА №1656  от 11 апреля 2008 г.)  Прокуратурой Санкт-Петербурга признан незаконным и по ее предписанию отменен распоряжением КГА №3833 от 17 октября 2008 г. – то есть еще даже до начала парламентских чтений по проекту закона о ПЗЗ!  

Несмотря на это, аннулированный как незаконный ВРЗ-07-1101 фигурирует в качестве основания для 100-метровой высоты "локального превышения №70" в приложении 1 к протоколу совещания рабочей группы по корректировке доминант от 6 января 2009 г.  Добровольные адвокаты вице-губернатора Александра Вахмистрова (по совместительству – члена Совета директоров ОАО "Общественно-деловой центр Охта"), ссылаются на некий доработанный временный регламент застройки – ВРЗ-07/1101К. При этом поясняется, что он основан на нормах, закрепленных Постановлением правительства Санкт-Петербурга №1731 (того самого, что через загадочную процедуру "телефонного опроса членов правительства" под новый 2008 год отменил действие прежнего Временного высотного регламента и установил новые допустимые параметры). Однако еще летом минувшего года Прокуратура Санкт-Петербурга в отношении постановления №1731 установила:"Рассматриваемый правовой документ не является самостоятельным нормативным правовым актом в сфере градостроительства и не подлежит применению до утверждения правил землепользования и застройки".

Таким образом, к моменту включения в закон о ПЗЗ "локального превышения №70" не существовало никакого легитимного ВРЗ  – значит, у возглавляемой Александром Вахмистровым комиссии не было оснований для наделения будущего небоскреба "Охта-центра" таким статусом.

Запрашиваемое теперь инвестором отклонение – от установленных сомнительным образом 100 м до 396 – также до сих пор не подкреплено никакой внятной аргументацией. Более того, эта "хотелка" не имеет ничего общего с теми обоснованиями, которые с позиций ст.40 Градостроительного кодекса РФ могут служить поводом для обращения за получением разрешения на такое отклонение:  если размер участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо если его конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики неблагоприятны для застройки.
Кроме того, до сих пор не существует официально утвержденной методики преодоления установленных законом о ПЗЗ предельных высотных параметров. Возможно, этот документ  будет внесен на ближайшее заседание городского правительства.

Но вступит он в силу лишь 10 дней спустя после его опубликования. Только после этого инвестор "Охта-центра" может готовить соответствующий пакет документов, выносимых на публичные слушания, заключение о результатах которых должно послужить основой для положительного или отрицательного решения комиссии по землепользованию и застройке (с указанием причин выносимого вердикта), после чего завизированное подписью Главного архитектора города решение комиссии направляется на утверждение губернатору.

Возникает вопрос – что же выставило ОАО "ОДЦ Охта" для публичного обсуждения испрашиваемых им отклонений, если соответствующей методики обоснования и согласования таковых к моменту открытия экспозиции не существовало? Похоже, этому инвестору не было нужды сверять свои желания с юридическими нормами по одной простой причине: для него нет и тени сомнения в том, что любые его прихоти будут удовлетворены.

Губернатор, переписывающий Библию

Впрочем, те специалисты, что уже получили возможность ознакомиться с разработанной КГА методикой, весьма скептически оценивают ее качество. В ней, как говорят, вообще отсутствуют критерии, которыми следует руководствоваться, оценивая обоснованность высотных притязаний инвестора. Более того – и сам инвестор вовсе не должен что-то доказывать, аргументировать, обосновывать. Достаточно заявить: хочу.
Эксперты опасаются, что удовлетворение испрашиваемого ОАО "ОДЦ Охта" отклонения станет опасным прецедентом,  запускающим  механизм, который превратит закон о ПЗЗ в ничто.

"Тогда вся многотрудная работа пойдет псу под хвост, – констатирует один из разработчиков новых норм. – Зачем, спрашивается, столько времени и сил было угрохано на все наши расчеты, компьютерное моделирование, анализ возможного визуального влияния новых высоток на исторические панорамы, если теперь кто угодно сможет получить право не считаться с установленными на основании наших вычислений ограничениями, а играть по своим, особым правилам?".

В одном из недавних интервью губернатор Матвиенко назвала три основополагающих документа – генеральный план, Правила землепользования и застройки, Закон о зонах охраны объектов культурного наследия – "нашей градостроительной библией". Хотя и оставила за собой право редакторской правки такой библии, заметив: "Это фундаментальные, но не догматичные документы. По мере развития города они тоже могут меняться".
Не трудно быть Богом, Валентина Ивановна?

Татьяна ЛИХАНОВА

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Яндекс.Дзен , Телеграм и Яндекс.Новости

Обсуждение
 ПРАВИЛА
Запрещается: Оскорбление участников дискуссии и иных лиц, употребление нецензурных слов и брани, разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия, спам и реклама других сайтов, комментарии не по теме материала, обсуждение действий администрации сайта. Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.




Новости23 октября
Смотреть предыдущие новости →

Тревожный телефон по
муниципальной коррупции:
+7 (812) 331-71-80



Главное ↓ 

О редакции Реклама