"Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу неоднократно обращало внимание комитета по социальной политике на необходимость проведения нового квалификационного отбора и недопустимость ограничения конкуренции на данном рынке. На основании изложенного прошу Вас сообщить:
1) какие меры принимаются исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга по контролю за механизмом ценообразования в магазинах, прошедших квалификационный отбор для обслуживания детских пластиковых карт;
2) в течение какого срока планируется организация и проведение нового квалификационного отбора новых организаций, осуществляющих реализацию товаров детского ассортимента и детского питания с использованием пластиковых карт родителей", — пишет Евтухов.
В Санкт-Петербурге с 2002 года выплата детских пособий на детей от рождения до семи лет осуществляется на социальные пластиковые карты "Детская" и "Дошкольная" родителям или законным представителям. Приобретение товаров детского ассортимента и продуктов детского питания осуществляется в магазинах торговых организаций, прошедших квалификационный отбор, который проводится в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 26.04.2005 №551 "О реализации Закона Санкт-Петербурга "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге". В настоящее время реализуют товары детского ассортимента по социальным картам "Дошкольная" и "Детская" 124 магазина, входящих в семь организаций.
Корреспондент ЗАКС.Ру побывал в специализированных магазинах "Дети" и "Здоровый малыш" и сравнил цены на продукты детского питания. Приводим таблицу с указанием цен в гипермаркетах "Лента" (ул. Савушкина, д. 112), "О’кей" (ул. Савушкина, д. 119, корп. 3), "Здоровый малыш" (ул. Туристская, д.10, корп. 1), "Дети" (ул. Савушкина, д. 116).
Наименование | Здоровый малыш
(магазин, где обслуживается карта) |
Дети
(магазин, где обслуживается карта) |
Гипермаркет "Лента" (с учетом скидки по карте) | Сетевой гипермаркет "Окей" |
Малыш Истринский c гречневой крупой | 123,6 | 118 | 100,69 | - |
Малютка (смесь) | 130 | 133,4 | 116,39 | 116 |
Энфамил (смесь) | 239,3 | 237,4 | - | 219 | Нан1 (смесь) | 297,3 | 292,3 | 237,19 | 226,89 | Нан2 (смесь) | 297,3 | 292,3 | 237,19 | 249 | Нан кисломолочный (смесь) | 329,8 | 324,3 | - | 279 | Каша детская Малышка/Малютка | 65 | 67,2 | 62,59 | 58,9 | Трусики-подгузники для мальчиков, миди, 29 штук | - | 451,3 | 392,79 | - | Нэнни (смесь из козьего молока) | 662,6 | 651,9 | 603,69 | - |
Разница действительно оказалась значительной. Получается, что покупать продукты для ребенка в специально предназначенных для этого детских магазинах молодым родителям невыгодно. Петербуржцы уже пытались жаловаться губернатору через "Народную линию" на телеканале "Россия", откуда вопросы губернатору передают в телепрограммы "Валентина Матвиенко: от первого лица" и "Диалог с городом".
"Как известно, по данной карте мы можем покупки сделать только в ограниченном количестве магазинов. Вопрос: почему в данных магазинах (конкретно называю "Здоровый малыш") товары для малышей стоят дороже, чем в других? Пример: смесь "Истринский малыш" в "Пятерочке" стоит 99,90, в "Здоровом малыше" — 125 рублей. Шампунь "Джонсонс-бэби" в "Ленте" стоит 71 рубль, в "Здоровом малыше" — 91 или 95. И так практически по каждой позиции. Аргумент про разницу в объемах закупок, я думаю, неуместен, ведь известные сети магазинов детских товаров, принимающие к оплате данные карты, вряд ли намного меньше тех же самых "Лент", причем туда ходят ВСЕ РОДИТЕЛИ, ИМЕЮЩИЕ ПОДОБНЫЕ КАРТЫ. Почему так происходит? Магазины попросту пользуются безвыходным положением родителей, оформивших карты "Детские", — говорит мама двоих маленьких детей Елена Болотникова.
"О! Наконец-то срезонировало! Я лично это заметила сразу. И спрашиваю у работника собеса, мол, почему в таких дорогих магазинах придется отовариваться, почему нельзя в простых продуктовых и т.д. Но тут работник посмотрел очень строго и сказал: "А наши мамочки довольны!" Нет, правда, мало того что наценка большая, так они еще и стараются закупить продукты подороже, чтоб люди поменьше купили, побольше заплатили. Это еще вы не самые удачные сопоставления привели. А колготки на рынке — 20 р., в гипермаркете — 30, а по карте — 110? Итого имеем 550% переплаты. Нет, а почему бы не дать возможность отоваривать ее в том же "Ашане", там и продукты есть, и детские товары, и все дешево. "Гостиный двор" почему-то в список обслуживающих входит, а недорогие магазины — нет. А так эти магазинчики вне конкуренции, какие цены хотят, такие и ставят", — продолжает другая телезрительница, Елена.
"Я тоже заметила, что в гипермаркетах города цены на детские товары ниже, чем в самих детских магазинах по картам. Вопрос: у кого в кармане откат?", — подытоживает Наталья.
"Девочки, я тут в легком шоке... Магазин "Банана-Мама" и магазин "Здоровый малыш". В последнем отоваривают карточки, на которые переводят детские деньги. И цены по этим карточкам ниже, чем за нал. Так вот, я покупала и там, и там одинаковую смесь. В Банане — 290 минус скидка, а в Здоровом малыше — 340. Почувствуйте разницу!!!!!" — пишет ЖЖ-юзер Табол.
В самих магазинах все объясняют растущими ценами поставщиков. "Все дело в ценах, по которым мы закупаем продукты у поставщиков. У нас значительно более высокий оборот продуктов детского питания, чем в сетевых гипермаркетах. Мы постоянно закупаем новый товар, а цены у поставщиков меняются, и, к сожалению, в сторону повышения, — заявила заместитель гендиректора ЗАО "Спецобслуживание" (владелец сети магазинов "Здоровый малыш") Алла Корочкина. — Кроме того, поставщики, как правило, индивидуально работают с разными компаниями и каждой выставляют свои условия. Так что, возможно, дело именно в этом. Все домыслы о высоких наценках — это неправда, Так как, повторюсь, мы ограничены условиями конкурса — наценкой не выше 12%".
В комитете по социальной защите населения Смольного утверждают, что "специалисты отделов социальной защиты населения администраций районов Санкт-Петербурга два-три раза в год осуществляют проверку работы магазинов, участвующих в реализации названного закона, анализируя цены", а по итогам межведомственная комиссия по реализации закона "О социальной поддержке семей, имеющих детей, в Санкт-Петербурге" на заседаниях заслушивает вопросы, связанные с организацией торговли и ценовой политикой на реализуемые товары.
Что касается сетевых гипермаркетов, то они, как утверждают в комитете, "с предложением об участии в конкурсе по реализации товаров детского ассортимента по пластиковым картам не обращались".
Между тем директор по маркетингу компании "Лента" Андрей Сорокин утверждает, что весной этого года "Лента" отправляла официальную заявку на участие в данной программе в комитет по социальной защите, но письмо так и осталось без ответа. Как рассказал Сорокин, участие в конкурсе и возможность обслуживания пластиковых карт компании, безусловно, интересны. "Это предоставление дополнительных сервисов для наших покупателей, а также возможность привлечения новых клиентов", — отметил он.
Почему специализированные магазины не поищут поставщиков с более приемлемыми закупочными ценами, а комитет по соцзащите в ходе проверок так и не обратил внимание на завышенные цены, несмотря на жалобы родителей, — большая загадка. Некоторые собеседники ЗАКС.Ру в неофициальных беседах предполагают, что имеются признаки возможного картельного сговора или "черных" схем закупок продуктов детского питания.
Ситуацией заинтересовался уполномоченный по правам человека в Петербурге Игорь Михайлов. "Если тендер проводится по параметру "цена", то почему эта цена выше, чем у коммерсантов? Идет отмыв денег через бюджетный заказ. Зачем из народа делать дураков, думая, что мы не можем сравнить? Я готов заняться этим вопросом, как только мне поступит обращение от горожан", — заявил омбудсмен.
Алена Петрова