ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 30 июля 2010, 18:55

Александр Олтяну: "Нужна стратегия ремонта, тогда и погода не будет аномальной для жилищного фонда"

Программа аварийного ремонта петербургских кровель была выполнена в 2008 году, но первая же снежная зима свела ее результаты на нет. И до этого были снежные зимы (они для Северо-Запада более характерны, скорее бесснежные — аномалии), но такой беды не приносили. Это результат того, до какого состояния доведен жилищный фонд Петербурга. Сегодня для жилищников что ни погода, то аврал: слишком снежная зима, слишком мокрая весна, слишком жаркое лето.

О трудностях взаимоотношений между природой и жилищными организациями корреспондент ЗАКС.Ру беседовала с к.э.н., старшим научным сотрудником ИНЖЭКОНа Александром Олтяну.

— Что нужно делать, чтобы дома стали не столь метеочувствительными?
— Для того чтобы выбраться из такого технического состояния жилищного фонда, какой имеем, нужен стратегический подход. Мы не столь богаты, чтобы выбрасывать деньги на некачественный ремонт. Однако это делаем. В мире есть качественные кровельные материалы и технологии, но не те, которые мы применяем. Нужно задуматься над тем, что, удешевляя заказываемую работу, мы провоцируем частые ремонты. Кровля вместо нормативного срока 15 лет служит в лучшем случае 8–10 лет, а то и через год требует переделки. Кроме того, сплошь и рядом нарушается технология — это также следствие дешевизны, привлечения непрофессионалов.

— Какова должна быть стратегия?
— Стратегически программа должна быть нацелена не на ликвидацию аварийных кровель (хотя, конечно, в первую очередь их нужно заносить в адресный список) и даже не на предупредительный ремонт, а на профилактику. Нужно в расценки закладывать современные материалы, привлекать квалифицированных работников, жестко контролировать качество выполняемых работ. Кровли должны служить столько, сколько им положено по нормативам, — на этом и будет экономия бюджетных средств.

Аварии были, есть и будут. Но не в массовом же порядке. Подход к деньгам должен быть такой: не дешевле, а качественнее. Деньги расписать исходя из возможностей города. Понятно, что такого же ремонта требуют не только кровли.

Важно, чтобы в результате выполнения программы доля плохих крыш не увеличивалась. А это неизбежно, если задачу ограничивать только ремонтом аварийного конструктива. Дело в том, что из почти из 22 млн кв. м кровель (полвина из них металлические, половина — мягкие, рулонные) не все аварийные. При этом большая часть находится в пограничном состоянии. Целью программы должно стать недопущение перехода удовлетворительных кровель в плохие, говоря бытовым языком. Программа ремонта только аварийных крыш увеличивает долю ветхих, так как до пограничных не доходят руки.

— А цена вопроса?
— Уверяю вас, это не дороже, чем сегодня выделяется денег на кровли. Экономия на заказе — это мнимая экономия бюджетных средств даже в разрезе ближайших лет. Потому что качественный ремонт — это не только 15 лет службы вместо восьми (а то и одного года), а и удлинение межремонтного срока по другим несущим конструкциям здания, фасадам. Кроме того, это стратегический курс правительства на энергосбережение, так как ведет к снижению теплопотерь.

Качественный ремонт металлической кровли в среднем стоит 1200–1500 руб./кв. м, рулонной — 800–1000 руб. Речь идет только о покрытии и сопутствующих работах, а не крышах в целом. Работы по изоляции верхнего розлива, утеплению чердака соизмеримы с ремонтом кровли и стоят в пределах 1500–1700 руб./кв. м. Необходимо раскупоривать крыши, открывать так называемые продухи, выравнивать температуру на чердаках, тогда крыши и не будут течь. Если будет выдерживаться положенный межремонтный период (15 лет), то лет за пять все петербургские кровли можно привести в нормативное состояние.

— А препятствия в виде федерального законодательства?
— Да, они есть. Так, согласно Градостроительному кодексу для участия в конкурсе по ремонту жилищного фонда не требуется быть членом СРО, как в случае строительства. СРО — это своеобразная лицензия сегодня, в определенной степени профессиональное сито.

Кроме того, есть федеральный закон о госзаказе (ФЗ-94), который предусматривает только один критерий при проведении конкурса — наименьшая цена. При этом не оговаривает минимальные требования к победителю. Кто меньше назвал цену, тот и выиграл тендер.

Правда, после трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС правительство выпустило постановление, согласно которому требования к конкурсантам расширяются: добавляется требование по квалификации и сроку выполнения работ. Хотя эти дополнительные условия дают незначительно баллов. Их можно легко перебить низкой ценой.

На сегодня вся методология госзакупки основана на тезисе "подрядчик всегда прав". До этого было "заказчик всегда прав". Ну нельзя же все время из стороны в строну бросаться! Сегодня подрядчик абы как сделает и исчезнет. От него не требуется обоснования снижения цены — просто дешевле, и все!

Какой выход? Сегодня заказчиками работ могут быть управляющие компании — сами собственники жилья. А деньги на это отпускать (как по текущему ремонту, так и по капиталке) в виде субсидий. Бюджетный кодекс это допускает. Но это не означает, что нужно отказываться от конкурсов. Только проводить их должны управляющие компании — без оглядки на ФЗ-94. В этом случае заказчик имеет право и должен предъявлять квалификационные требования. Конкурс дает возможность снизить цену, но это снижение должно быть экономически обоснованным: не за счет удешевления технологии и материалов (низкого качества), а за счет накладных расходов.

А стратегический план нужен по всем конструктивным элементам. Тогда, может быть, погода в какой-то степени перестанет быть аномальной для жилищного фонда.


Беседовала Ирина Кравцова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости19 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама