ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 августа 2010, 16:01

Трудности перевода: полиция, жандармерия, милиция… и снова полиция

Заявление президента страны Дмитрия Медведева на совещании, посвященном реформе МВД, в Горках, о намерении переименовать милицию в полицию, судя по первой реакции, особенно не удивило и не встревожило петербуржцев. Во всяком случае, политики, правозащитники, представители правоохранительных органов, с которыми нам удалось связаться, говорили по большей части о том, что смысл реформирования милиции не в названии.

При Керенском — на добровольных началах
"Исходя из исторических реалий, пожалуй, можно признать, что переименование в полицию уместно — во всяком случае, то, что мы сегодня имеем, давно уже не милиция. Если вспомним историю образования милиции, все встанет на свои места, — считает экс-глава ГУВД депутат петербургского ЗакСа, председатель комиссии по законности и правопорядку Аркадий Крамарев. — Милиция была создана временным правительством при Керенском. Когда она создавалась, формировались добровольные дружины охраны порядка, дружинник по собственной воле брал штык. Смысл изменился тогда, когда эти доблестные отряды стали государственными. Но слова ничего в любом случае не значат. Говорят много, тем не менее от реформы не жду ничего. Сокращение числа милиционеров — не реформа, а просто сокращение. По-моему, самого смысла реформирования не понимает никто, в том числе и авторы преобразований…"

Президент только что высказался о переименовании, а кое-кто уже успел назвать милицию рабоче-крестьянским атавизмом.

"Все идет к тому, что окончательно устареют стихи про дядю Степу — милиционера — того, что старушку через дорогу переводил и восхищал своими благородными поступками окрестную детвору. Правда, этот персонаж и без того давно превратился в архаизм, — считает советник председателя Совета Федерации ответственный секретарь Правозащитного совета Петербурга Наталия Евдокимова. — Никого не хочу обижать голословно, тем не менее образ героя — защитника слабых по понятным многим согражданам причинам стерся… Но основная печаль не в этом, а в том, что всякое переименование (а в наше время все подряд переименовывается) требует средств. Проще говоря, в данном случае придется поменять таблички не на одной улице, которой предстоит называться по-другому, — об огромной армии милиционеров, которых надо переназвать, изменить таблички, бланки, печати и т. д. Все это деньги, деньги и деньги… Но вот вопрос: "Что по сути изменится?"

Аналогичного мнения придерживается юрист Мария Каневская. Правда,  она активно приветствует переименование: "Я за то, чтобы переименовали, потому что слово "милиция" имеет негативное значение. Но в то же время, если что-то менять, то по сути, подтверждая слова конкретными действиями. Думаю, важный момент: есть политическая воля к реформированию, должен стать нормой строгий подбор кадров, достойная зарплата, ответственность милиционеров (читай — полицейских) на всех уровнях".

С точки зрения несогласных
На сайте оппозиционного демократического движения "Солидарность" за некоторое время до выступления президента была опубликована работа Ильи Яшина и Владимира Милова "Перестройка МВД: от милицейского произвола — к профессиональной полиции". "Запредельный уровень коррупции, произвол, немотивированная агрессия, пренебрежение к закону, некомпетентность — все это черты современной правоохранительной системы нашей страны… Граждане России боятся милиционеров зачастую больше, чем бандитов…"

О степени доверия к родной милиции говорят результаты общероссийского опроса общественного мнения, проведенного в прошлом году. Выяснилось, что страх перед милицией испытывает каждый третий россиянин. Милицейский беспредел в числе опасностей граждане России назвали второй по счету угрозой после терроризма.

Как будто в подтверждение результатов опроса Дмитрий Семенов — участник акции в рамках "Стратегии-31", пострадавший от милиции, 31 июля, говоря о предполагаемом переименовании милиции в полицию, припомнил басню Крылова: "Как ни садитесь, все в музыканты не годитесь…" И уточнил: "Еще бы жандармерию возродили! По-моему, нет никакой разницы, от милицейских мне перепадет или от полицейских: не название причина безобразий, которые творят те, кому положено нас защищать… В понедельник собираюсь отнести заявление в прокуратуру о необоснованно жестоких действиях милиционеров (если бы к этому времени их именовали полицейскими, смысл заявления вряд ли был бы иным). Своими действиями люди с милицейскими дубинками порочат власть и разрушают веру в то, что человек вправе свободно заявлять о том, что думает…"

Соответствующие изменения в закон "О милиции", по предложению президента, будут внесены после того, как законопроект, помещенный на сайте zakonoproekt2010.ru, россияне обсудят. Обсуждение должно продлиться до середины сентября.
 
Евгения ДЫЛЕВА
 
Для справки
Февральская революция — время, когда постановлением Временного правительства (начало марта 1917 года) были ликвидированы корпус жандармов и Департамент полиции. Примерно тогда же как замена родилась "народная милиция" — на основании постановления "Об утверждении милиции" и "Временного положения о милиции" (апрель 1917 года). По сути, милиция стала государственной службой поддержания порядка. Власть сделала все, чтобы она не ассоциировалась с полицией и жандармерией — символами старого порядка.

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости23 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама