Законодательное собрание Петербурга обратило свои взоры с текущих крыш и неубранных улиц на самих горожан. В недрах парламента разрабатывается закон «О нравственном воспитании жителей Санкт-Петербурга». Ведь был же когда-то разработан «Моральный кодекс строителя коммунизма», так почему бы не подвести нравственную базу и под нынешнюю политическую систему?
Общество погрязло в пороках
Раз большинство экономических и социальных вопросов наши депутаты и чиновники успешно решили (по крайней мере - если верить телевизору и газетам), то настало время подумать о душе. Вернее, о душах народа, простых петербуржцев. Видимо, именно этим и руководствовалась заместитель председателя Комитета ЗС по законодательству Елена Бабич, когда ставила свою подпись под «Техническим заданием» на проведение экспертной работы «Подготовка аналитических материалов, необходимых для принятия решения о разработке закона Санкт-Петербурга «О нравственном воспитании жителей Санкт-Петербурга»». Этот документ оказался в распоряжении ЗАКС.Ру.
Воспитывать, кстати, депутаты собираются всех петербуржцев без исключения – не только детей, как можно было бы подумать, уткнувшись в слово «воспитание». А ведь это задача на порядок сложнее. Для питерских парламентариев не секрет, что наше общество поразила бездуховность. Тут и повальное пьянство, и неуважение к законам, и нелюбовь к властям, и попытки уклониться от налогов. Да мало ли где еще пустила корни безнравственность. Не желают россияне платить государству за заботу уважением и «многим другим».
Не всегда срабатывают и репрессивные меры. Распоясавшиеся горожане бунтуют против введения в школах Закона божия, против опостылевшего губернатора, против неубранных улиц и падающих на головы сосулек. Это все от безнравственности, убеждены инициаторы нового закона. Им виднее, ведь наши депутаты – плоть от плоти избирателей. Ничто «наше» им не чуждо. Хотя и не все «их» нам ведомо.
Так что права депутат Бабич: «Существует настоятельная необходимость (хотя бы на уровне Санкт-Петербурга как субъекта федерации) свести требования многочисленных правовых и нормативных актов в единое целое, определить приоритеты и разработать закон Санкт-Петербурга «О нравственном воспитании жителей Санкт-Петербурга», возможно, включающий в себя и Кодекс поведения жителей Санкт-Петербурга как некий перечень, свод целей, на которые, собственно, и будет направлено нравственное воспитание».
Страна ждет своих героев
Это прекрасно, когда власть заботится о гражданах. Вдвойне прекрасно то, что наши парламентарии взволнованы такой темой, как общественная нравственность.
Вопросам морали, нравственности и этики много внимания уделяли еще древние греки, написавшие на эти темы целые тома. Но античные авторы к единому мнению прийти в свое время не смогли, а потому госпожа Бабич сделала вполне разумный ход: ответственным за выполнение вышеупомянутого «Технического задания» назначила Андрея Крапивку, трудящегося экспертом Комитета ЗакСа по законодательству. Трудно рассуждать о нравственных устоях самого Андрея Крапивки, возможно, они и позволяют разрабатывать подобные законы. Хватает у комитетского эксперта и заслуг перед обществом, если исходить из перечня его чинов и званий: он председатель Попечительского совета Северо-Западного Фонда защиты потребителей и старший преподаватель кафедры управления персоналом Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
Результатом размышлений эксперта стал увесистый 90-страничный труд, представленный заказчикам. Он проанализировал моральное состояние современного общества, законодательную базу, касающуюся аспектов нравственного воспитания россиян, и внес ряд предложений по исправлению нынешней катастрофической ситуации.
Нет смысла пересказывать все описанные ужасы, равно как нет смысла останавливаться на его предложениях. Они туманны и расплывчаты, а сводятся в основном к пропаганде, созданию образа героя и всевозможным акциям из разряда «Делай как он!».
Собственно, автор концепции нравственного воспитания и не скрывал того, что позаимствовал многое из арсенала советских пропагандистов, порекомендовав заказчикам обратиться к богатому опыту и слегка подправить идеологический вектор. А целью нравственного воспитания россиян Крапивка видит выведение особой породы патриотично настроенных, солидарных, законопослушных, невзыскательных в быту и лояльных государству граждан. Что-то вроде Хомо Россияникус, или Человек Россиянский (русскими таких называть почему-то не хочется).
Советское воспитание
Вся суть предложений к тому и сводится, что идеология совершенно не важна. Важно другое – создание эффективной машины для промывки мозгов. А нравственное воспитание, если вчитаться в документ, и вовсе служит лишь ширмой. «Нам нужны реальные герои, эталоны, которые выступали бы образцами для подражания, - пишет Крапивка. - Чья жизнь даже на уровне бытовых ситуаций могла бы стать примером того, как можно и должно проявлять свои чувства, как реагировать на те или иные события. Советская пропаганда, американская социологическая пропаганда могут дать массу примеров того, как это делается.
Пропаганда должна апеллировать не столько к рациональным, сколько к иррациональным аспектам. Наше общество перенасыщено разнообразной информацией. Этот переизбыток ведет к тому, что все эти статистические и логические структуры очень быстро вытесняются из нашего сознания. Именно поэтому нам нужна своя «мифология». Основанная на исторических фактах, национальных легендах, может быть, даже современной российской фантастике; эта пропаганда будет вызывать эмоциональные переживания, которые будут запоминаться и во многом определять структуру восприятия мира».
Кто же мог додуматься до столь циничного подхода к работе с гражданами? На ум сразу приходят две страны, в которых искусство пропаганды было доведено до такого совершенства, что оболваненные люди готовы были на все ради «национальных лидеров». Но и Советский Союз, и Третий Рейх не существуют более. Кому же понадобилось прибегать к госпропаганде сейчас?
Можно было бы подумать, что Андрей Крапивка принадлежит к правящей партии. Однако это не так. В октябре прошлого года он был замечен в пивной «Донжон», где проходило собрание Объединения корпоративистов-солидаристов Народно-трудового союза. За длинным названием организации скрывается богатая и интересная история.
Когда-то НТС был основан белыми эмигрантами для борьбы с коммунизмом. Потом члены этой организации сотрудничали с РОА генерала Власова. В начале 1990-х вернулись в Россию и на долгие годы ушли в самые тихие заводи политического пространства.
Теперь активисты НТС, порвав со своими прежними лидерами христианско-демократических взглядов, пытаются вывести свою организацию из тени. Кто-то устраивает потасовки с коммунистами на митинге против бомбардировок Ливии, кто-то драку в гардеробе «Англетера» во время учредительного съезда «Партии Народной Свободы». Организацию вспоминают то в связи с избиением историка-сталиниста, то после Манежной площади, то в контексте рейдерской эпопеи. Один энтэсовец выступает в защиту авторитетного предпринимателя Владимира Барсукова. Другой помогает организовывать «свободный профсоюз» вышедшему из Форносово после десятилетней отсидки «профбоссу» Игорю Шарапову. Третий проповедует идеи корпоративного строя…
А Андрей Крапивка пишет концепцию нравственного воспитания петербуржцев. Жаль только, методов этого самого воспитания автор не коснулся. А то, зная нашу страну, можно предположить, что одной пропагандой дело не ограничится.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Учредитель: ООО "Медиа.С-Пб".
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (931) 287-80-09info@zaks.ru 199034, Санкт-Петербург, 18-я линия В.О., д. 11 литера А, помещ. 3-н, офис 1