ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 февраля 2012, 15:04

Как будут сносить Петербург

Втихую от общественности, поглощенной выборным процессом и организацией протестных акций, готовится очередная атака на исторический центр Петербурга — программа его поквартальной реконструкции, соблазняющая возможностью освоить 300 миллиардов рублей. Губернатору Георгию Полтавченко поручено подготовить список понижаемых в статусе или вовсе исключаемых из госреестра памятников и предложения по изменению законодательства в сфере охраны наследия и жилищных отношений. Проделанную работу предписано внести в правительство РФ до 15 февраля.

В закрытом режиме

Вступая в должность губернатора Петербурга, Георгий Полтавченко пообещал обратиться к руководству страны с предложением разработать федеральную целевую программу по сохранению центра культурной столицы. Приступив к работе, заявил, что считает необходимым принимать решения о реконструкции зданий с непременным участием общественных организаций и заверил: агрессивного вторжения в старый город не допустит, сносов больше не будет. Для выработки разумного подхода к сбережению и развитию центра была создана смешанная рабочая группа с участием чиновников и градозащитников. Но для последних полной неожиданностью стала появившаяся в конце осени информация о реанимации рожденной еще при Матвиенко идеи: в рамках подаваемой под лозунгом ликвидации коммуналок программы передавать инвесторам для реконструкции целые кварталы в центральных районах. Взволновавшуюся общественность заверили, что тревожиться не о чем, все теперь будет нацелено исключительно на восстановление культурного наследия, а программы еще никакой нет — но как только дойдет до дела, непременно привлекут независимых специалистов к экспертному обсуждению.

Однако дело-таки движется — только по-прежнему в закрытом режиме. Еще 30 ноября у зампредседателя правительства Дмитрия Козака прошло посвященное разработке программы совещание. По его итогам губернатору Георгию Полтавченко поручили "при необходимости" сформировать предложения по изменению категорий объектов культурного наследия и возможному их исключению из госреестра. Необходимость эта, как можно догадаться, увязывается с задачей обеспечить "максимальное привлечение частных инвестиций". Ибо федеральный бюджет готов обеспечить финансирование работ лишь по тем объектам, что находятся в федеральной собственности. А по тем, которые принадлежат Петербургу, только в пределах 30%. Остальное город должен изыскивать сам.

Также руководству Петербурга предписано подготовить предложения по внесению изменений в федеральное законодательство — как обтекаемо формулируется, они должны быть направлены "на совершенствование регулирования правоотношений в сфере охраны объектов культурного наследия и жилищных отношений с целью создания (расширения) условий для привлечения внебюджетных источников финансирования".

При такой заявленной цели интересы защиты наследия, равно как и интересы собственников жилья отодвигаются на второй план — если вообще учитываются.

Здания — выпотрошить, людей — выбросить?

Куда и на каких условиях будут переселяться попадающие в зону действия программы люди — неизвестно. Упомянуто лишь, что правительству города надлежит предусмотреть "мероприятия по расселению коммунальных квартир, в том числе путем строительства социальных жилых домов в тех же районах города". Исполнить эту рекомендацию едва ли удастся. Хотя бы потому, что новое строительство в охранной зоне запрещено.

13 января под председательством вице-губернатора Сергея Вязалова прошло совещание, посвященное организации работ по формированию программы. Утвердили состав рабочей группы (никто из общественных экспертов в нее не включен) и обозначили "принципиальные положения". В частности, зафиксирован жестко критикуемый независимыми специалистами поквартальный подход: "основной единицей комплексной реконструкции/ремонта исторического центра признается кадастровый квартал с расположенными в нем зданиями-памятниками и иными зданиями". Такая установка вступает в противоречие с приоритетом соблюдения исторического межевания, закрепленным городским законом № 820, и лишает граждан-собственников возможности самостоятельно управлять своей недвижимостью (зданием вкупе с земельным участком).

Стоит напомнить, что Комитет по земельным ресурсам и землеустройству ранее уже отказывал гражданам в формировании земельного участка их дома, если тот попадал в границы квартала, включенного в программу развития застроенных территорий.

Например, обитателям "Нарвской заставы". Они обратились в суд, где КЗРЗ не смог обосновать свою позицию хоть каким-нибудь положением закона, и дело выиграли.

Но вполне вероятно, что в результате намечаемой теперь корректировки законодательства обладатели недвижимости в центральных районах утратят возможность распоряжаться столь ценным земельным ресурсом.

Большие сомнения вызывают и заверения в том, что после капитального ремонта желающие смогут вернуться в старые стены, наполненные современным содержимым. Ведь метраж отдельных квартир, которые появятся взамен коммуналок после внутренней перепланировки, не будет соответствовать былым площадям собственников. Доплату за образовавшуюся разницу осилит далеко не каждый.

Нетрудно представить, какие заоблачные ценники установят за виды на Марсово поле или Новую Голландию — а именно образуемые вокруг них кварталы станут пилотными.

По установившейся у нас практике при реконструкции в лучшем случае сохраняется только коробка, а то и вовсе одна лицевая стена. Лепнина и парадные лестницы, камины и печи, прочие элементы старинных интерьеров далеко не всегда составляют неприкосновенные предметы охраны, прописанные в паспортах зданий-памятников. Что уж говорить о рядовой исторической застройке. Градозащитники опасаются, что задуманная поквартальная модернизация обернется тотальным уничтожением целого пласта отечественной культуры.

Предложения по изменению законодательства Смольный должен был подготовить до 1 февраля, согласовать их с Минрегионом и Минкультом, а к 15 февраля внести в правительство РФ. Однако команда Георгия Полтавченко с заданием не справилась: никаких внятных проработок и выверенных обоснований программы нет, так под какие задачи корректировать законодательство? По сведениям информированных источников, 2 февраля руководство северной столицы намерено направить в Москву письмо с просьбой отсрочить исполнение данных поручений хотя бы на полгода.

 Прокуратура проверит дюжину приказов Дементьевой

Характерно, что как раз в это время разгорается очередной скандал, связанный с деятельностью бывшего вице-губернатора веры Дементьевой. Правомерность принятых до 2007 года решений КГИОП, лишивших охранного статуса более сотни выявленных объектов культурного наследия, вновь поставлена под сомнение.

В конце прошлого года прокуратура Санкт-Петербурга оспорила в городском суде один из таких приказов (от 2004 года) как принятый с превышением полномочий. Городской суд своим решением признал его недействующим. КГИОП подал кассационную жалобу. Выказанное новым руководством стремление отстаивать честь мундира, заляпанного Верой Дементьевой, удивило градозащитников (тогда они еще ничего не знали о полученном Георгием Полтавченко поручении перетрясти список памятников под программу реконструкции исторического центра).

11 января Верховный суд отменил решение суда Санкт-Петербурга. Однако смольнинские комментаторы явно поторопились, представив этот вердикт как подтверждение правомочности действий команды Веры Дементьевой.

Из опубликованного на днях определения решения ВС следует, что он вообще не оценивал законность приказа КГИОП-2004 и не рассматривал дело по существу. А только установил, что ранее (в 2007 году) этот приказ уже оспаривался в Куйбышевском районном суде депутатом Алексеем Ковалевым, но его жалобу оставили без удовлетворения. То отказное решение вступило в законную силу и не обжаловалось, поэтому теперь городской суд не должен был удовлетворять заявление прокуратуры по оспариванию того же нормативного акта, рассудили верховные судьи. Алексей Ковалев не согласился с таким подходом. Он напомнил, что пять лет назад поданную им жалобу отклонили по формальному поводу, сочтя недоказанным нарушение его собственных прав.

Но даже если отставить в сторону тот приказ КГИОП-2004, остаются еще 12, изданных до 2007 года, по которым никаких судебных решений не принималось.

Теперь, полагает депутат, прокуратура Петербурга может их оспорить — тем более что ВС не признал незаконной занятую ею позицию.

Заявление с просьбой проверить законность дюжины приказов КГИОП и при наличии оснований оспорить их в суде Алексей Ковалев уже направил в городскую прокуратуру. Также он обратился к председателю ВС с просьбой пересмотреть решения Куйбышевского районного суда от 2007 года и недавнего решения ВС.

Татьяна Лиханова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама