ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 7 сентября 2012, 15:02

Государственной земли для "Лахта-центра" не жалко

Внимательное изучение восьми томов проектной документации "Лахта-центра" позволяет сделать интересные открытия о взаимоотношениях города и газового инвестора. Оказывается, с "дорогим" другом в лице "Газпрома" городу не жалко поделиться государственной землей. В обход законов. Не жалко администрации и закрыть глаза на мошеннические схемы с участками под строительство.

Как известно, ОДЦ "Охта" приступает к возведению своего небоскреба (работам нулевого цикла) уже в октябре этого года. Непосредственное строительство начнется через 18 месяцев, а сам комплекс появится к 2018 году. Но прежде чем начать строительство, компания получила на него всевозможные разрешения и согласования.

Например, "Газпром" согласовал отклонение от ПЗЗ для высотной части комплекса на участке с кадастровым номером 78:4394:11. Про процедуру согласования написано довольно много, но суть не в этом. Участок, для которого было приобретено согласование, имеет неправильную форму, часть его заходит на воду (чего быть не должно). Это очень обеспокоило "Газпром", а потому он подал документы в комитет по земельным ресурсам и землепользованию (КЗРЗ). С просьбой перекроить границы территории за счет смежных государственных земель.

- Давайте проведем эксперимент. Многие живут в многоквартирных домах и являются собственниками участков, на которых стоит этот дом. У многих эти участки просто безобразно сформированы, обрезаны по фундаменту. Предлагаю им всем написать письмо в КЗРЗ, чтобы им пересмотрели границы участка. Я больше чем уверен, что КЗРЗ ответит, что это невозможно сделать, - возмущался на встрече в пресс-клубе "Зеленая Лампа" глава Центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов.

Дело в том, что по закону государственную землю можно получить только путем приватизации или на торгах, но ни в коем случае не за счет пересмотра границ уже сформированных участков. Да еще при этом находящихся в собственности у государства. Но в октябре прошлого года глава ОДЦ "Охта" Александр Бобков попросил КЗРЗ пересмотреть границы своей земли под строительство "Лахта-центра". Новый участок частично "залезет" на 6 государственных наделов с номерами 78:4394:1105, :1106; :1107; :1108; :1109; 1099.

Комитет такая попытка смелого распоряжения городскими площадями не смутила – из ответа зампреда КЗРЗ Лебедева Бобкову от 23 ноября следует, что в целом ведомство не против поделиться. Но при этом, предупреждают чиновники, для перераспределения границ необходимо получить разрешение комитета по управлению городским имуществом. Если оно  будет получено, то новые границы утвердят.

КЗРЗ в своем ответе упорно называет эту схему "корректировкой границ". Но, как отмечает Александр Карпов, по Земельному кодексу корректировка – это лишь уточнение сведений на основании уже имеющихся документов на землю. А никак не перераспределение кусочков территорий.

Буква "П" – символ проекта

На встрече также зашла речь и о загадочном участке в форме буквы "П", о существовании которого эксперты неожиданно узнали на недавних общественных слушаниях. Участок "П" вклинивается в находящуюся в собственности "Газпрома" землю как дырка от бублика. Он находится в западной части территории, со всех сторон окружен землей газовой компании и не имеет выхода к местам общественного пользования.

Как пояснил Карпов, раньше на этом месте был некий песчаный карьер. Его старые владельцы, чтобы сэкономить, каким-то образом умудрились добиться от города формирования такого усеченного участка – без выхода к так называемым красным линиям. Само образование подобного участка внутри другого - уже нарушение действующего земельного законодательства.

Столкнувшись с куском чужой земли внутри своей, "Газпром" решил П-образный участок приобрести. Но сделал он это весьма интересным способом. Там есть заброшенное промышленное здание площадью 55 кв. м. Компания выкупила его на торгах, и автоматически получила в аренду весь П-образный участок площадью 29,8 тысяч кв. м. При этом, спустя какое-то время, она приватизировала землю. Если бы компания выкупала эту "дырку от бублика" на торгах, то, по оценке Александра Карпова, она бы потратила 102,7 млн рублей. А так, при приватизации, "Газпром" заплатил 57,1 млн, сэкономив для себя 45,6 миллионов.

Как бы там ни было, участок буквой "П" оказался внутри выделенной под строительство "Лахта-центра" земли. По закону необходимо было выкупить участок на торгах Фонда имущества и подать заявление на объединение смежных земель в один надел. Но в таком случае, согласно статье 11 Земельного кодекса, участок с номером 78:4394:11, отведенный для возведения башни, юридически перестал бы существовать. А на месте двух участков появился бы один новый, но с другим номером. Но так как именно для земли с номером  78:4394:11 выдано разрешение на отклонение от ПЗЗ, ОДЦ "Охта" пришлось бы снова согласовывать высоту 500-метровой башни уже на новой сформированной территории.

Впрочем, есть еще одна особенность этого надела. Дело в том, что ОДЦ попросило город изменить его назначение: раньше он был "для промышленных объектов", а должен быть, по замыслу "Газпрома",  "для размещения сада". Особо оговаривается, что компании не подходит назначение земли "под сквер". Как пишет Александр Бобков в своем письме на имя директора Института территориального развития Фельдмана Л.П., все из-за того, что если "П" признать участком для размещения сквера, это будет место общего пользования. А это компании по каким-то причинам не подходит.

Никакой выгоды, одни огорчения

Лоббируя интересы компании, прошлая администрация города во главе с экс-губернатором Валентиной Матвиенко доказывала, что с "Охта-центром" в Пететрбург пришли налоги "Газпрома". Налоги, после изменений законодательства, ушли. А небоскреб остался. Как отметил депутат Законодательного Собрания от "Справедливой России" Анатолий Кривенченко, город никакой выгоды от проекта пока не получил - только затраты.

Коллегу поддержал и депутат Борис Вишневский. Его возмущение на слушаниях вызвал тот факт, что компания не намерена финансировать строительство транспортной инфраструктуры.

- Цифр по "Лахта-центру" в этой части не представили, но я помню, что на слушаниях по "Охта-центру" выяснилось, что дорожная сеть обойдется, чуть ли не в два раза дороже самого проекта, - заявил депутат.

Однако на планах, которые были представлены на слушаниях, есть и дороги, и метро. Но, как заметил Вишневский, это только картинки, и нигде законодательно проекты не закреплены. А значит, сказать, кто именно и за какие деньги будет заниматься транспортными вопросами, нельзя.

Ольга Мясникова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости18 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама