18+
 PDA
   Наши соцсети:   
           
  

Муниципал - Новости

21 января 2014, 14:23

Муниципальное чтиво

фото ЗакС политика <b>Муниципальное чтиво</b>В 2014 году муниципалы выделили на свои газеты больше денег, чем в прошлом. Учитывая то, что анализ муниципальной прессы с точки зрения ее дороговизны ЗАКС.Ру проводил совсем недавно, на этот раз редакция задумалась о содержании таких СМИ. И, в частности, о сокрытии информации, обязательной для опубликования. Чиновники уверяют, что выпускаемые ими нормативно-правовые акты интересны единицам. Оппозиционеры настаивают, что это лишь отговорка.

Газетная верстка

Судя по имеющимся в открытом доступе примерно 100 муниципальным бюджетам, наиболее пристальное внимание собственному изданию уделяет муниципальное образование Ульянка. Здесь, как и в прошлом году, на газету потратят 9 млн рублей. После Ульянки наиболее щедрыми на муниципальные газеты оказались муниципалитеты: Георгиевский – 7,73 млн рублей в годовом бюджете, Город Сестрорецк – 6,22 млн рублей, Южно-Приморский – 6,2 млн рублей, Красненькая речка – 5,5 млн рублей, Оккервиль – 4,1 млн рублей, Коломяги – 3,95 млн рублей.

Тренд наступившего года – всеобщее увеличение затрат на газеты.

- Я знаю, что ряд муниципалитетов увеличивают финансирование газеты, – рассказал ЗАКС.Ру депутат МО Оккервиль Роман Шайхайдаров. – Это легко объясняется тем, что наступает предвыборный год. Мы тоже увеличили расходы на газету (4,1 млн против прошлогодних 2,4 млн рублей – прим. ЗАКС.Ру). Бюджет наступающего года – специфический. Нельзя сказать – социальный он или нет: у нас всё социальное. Просто раньше СМИ оставались вне нашего основного внимания.

По словам Романа Шайхайдарова, предыдущие годы имели свою специфику, и муниципалитет отчасти вынужденно акцентировался на других заботах.

- Мы бились за увеличение финансирования и бились за усовершенствование содержательной части, но финальное решение принимал заказчик – глава МО, и поэтому часть моих идей не была реализована, – отметил Шайхайдаров. – В предыдущие годы мы концентрировались практически целиком на благоустройстве. Позапрошлый год, насколько я помню, был связан с блокадой, увеличили расходы на праздники. Сейчас, как известно, выборный год. Поэтому добавили газетам. Дополнительные деньги, в частности, пойдут на доставку: чтобы распространять газету, условно говоря, не только по школам, а доставлять ее в каждый почтовый ящик.

В январе организация "Муниципальная пила" добилась того, что госзаказ на допечатную подготовку газеты "Георгиевский вестник" был отменен. По жалобе активистов федеральная антимонопольная служба отменила размещение закупки. Нарушение заключалось в том, что муниципалы уже заказывали ту же самую услугу и в том же самом месяце. Теперь чиновники округа, в котором с каждым годом растут расходы на содержание газеты (за последний год расходы выросли с 5 до 8 млн рублей), могут быть оштрафованы по административной статье на 50 тысяч рублей.

На фоне традиционно больших вливаний в газеты (в частности, на Юго-Западе города) их содержательная часть нередко вызывает вопросы. Так, имея частую периодичность, некоторые округа почему-то не находят места в своей газете для опубликования важнейшей информации: объявления о публичных слушаниях по проекту бюджета или, например, объявления о начале формирования избирательной комиссии. При этом подробная телепрограмма на страницах муниципального СМИ появляется исправно.

- На юго-западе города в газеты вкладываются миллионы, – рассказал ЗАКС.Ру депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев. – Каждую неделю там выходит толстый журнал, с подробной телепрограммой, кучей поздравлений и прославлением депутатов. При этом, разумеется, никаких законопроектов вы там не найдете. Нужно ли выпускать газету так часто? Ну, кто-то тратит миллионы на народную дружину, а кто-то – на еженедельный выпуск газеты. Так или иначе, в бюджете отыщется какая-нибудь малообязательная статья. Газета, по сравнению с дружиной, еще относительно безобидно смотрится. Приоритеты в каждом конкретном округе расставляются таким образом, чтобы тебя переизбрали.

Впрочем, в МО Ульянка утверждают, что на страницах еженедельной газеты "Вести Ульянки" нормативно-правовые акты появляются. Возможно, трудности с их нахождением обусловлены тем, что на официальном сайте муниципалитета выкладывается усеченная версия каждого выпуска – 11 страниц из 64.

- Каждый номер выходит на 64 полосах формата А4, – пояснила ЗАКС.Ру главный редактор "Вестей Ульянки" Ольга Никонова. – Ради опубликования муниципального бюджета нет нужды издавать спецвыпуск, на 64 страницах для этого можно найти место – как и для других важных решений совета. Большинство же материалов – авторские. Для нас пишут жители, в частности, школьники и представители совета ветеранов. Очень хорошие авторские материалы пишут также сотрудники местной администрации. На сайте выкладывается укороченная версия газеты – 11 полос, на которых разговор идет исключительно о событиях в муниципальном округе. А дальше насыщение уже более развлекательное – это медицинские советы, детская страничка, программка передач.

Обложку официальной газеты МО Ульянка всегда украшает портрет одного из местных жителей, что якобы очень нравится населению.

- Наше ноу-хау – это рубрика "Лица Ульянки", – подчеркнула Ольга Никонова. – Для каждого номера мы готовим материал об одном из жителей округа – это могут быть учителя, иные работники сферы образования, прославившиеся какими-либо достижениями школьники или студенты, ветераны. Однажды был материал о продавце магазина. На обложку каждого номера мы помещаем портрет человека, о котором идет речь в рубрике "Лица Ульянки". Эти людям никогда не выпала бы честь оказаться на обложке другого издания. Им приятно, они никогда не выбрасывают старые номера.

Несмотря на то, что "Вести Ульянки" являются муниципальным изданием, на обложке каждого номера регулярно указывается, что газета издается при поддержке депутата ЗакСа Сергея Никешина.

- В основном газета оплачивается из муниципального бюджета, но у нас есть вопросы и с доставкой, и депутат в этом помогает, – пояснила Никонова.

Рекламная бесконечность

Впрочем, речь не идет о том, что в каких-то газетах полностью игнорируют обязательную к публикации информацию. Дело обстоит несколько хитрее: для официальной отчетности, связанной с расходованием муниципальным образованием бюджетных средств, придуманы так называемые спецвыпуски. Зачастую именно в них размещают официальное опубликование. Бывает и так, что объявления печатаются в другой газете, с другим названием. Однако и в том, и в другом случаях тираж таких выпусков почти всегда в разы меньше тиража "прославляющей депутатов" основной газеты. В среднем, если не брать поселковые МО с их крошечной численностью населения, то соотношение между тиражами газет двух типов примерно 20 к 1.

У наблюдателей как минимум две версии, почему муниципалитеты так строго отфильтровывают информацию. Юрист и правозащитник Алексей Одинг, в настоящее время изучающий муниципальные СМИ, отмечает хитрые принципы, на которых базируется издательская деятельность муниципалитетов. В частности, они не любят юридически фиксировать за собой то или иное издание. По мнению Одинга, это одна из уловок, имеющая целью "замести следы" и затруднить доступ к информации.

- В МО, которые мне известны, не определен орган официального опубликования информации, это нигде не зафиксировано, – пояснил ЗАКС.Ру Одинг. – Они не обязаны печатать правовые акты только в своих газетах – пожалуйста, хоть в "Плейбое"! Но должен быть прописанный факт, закрепляющий за ними такую обязанность. Гражданин, живущий в каком-то МО, должен иметь четкое представление о том, где он может найти информацию, а не метаться – то ли это "Вестник юга", то ли это "Вестник запада". В большинстве случаев этого не сделано.

По словам Одинга, есть и второй мошеннический трюк – когда издается две газеты.

- Издается какой-нибудь "Прекрасный округ", и они там ничего не публикуют, они там публикуют какие-то слащавые рассуждения о том, как замечательно жить в нашем прекрасном округе, какие у нас замечательные руководители, это всё цветами радуги раскрашено. Всё это издается тиражом 20 тысяч экземпляров. Если называть вещи своими именами, то это – рекламная газета депутатов. А важнейшие нормативно-правовые акты, в том числе бюджет, печатаются уже в другой, черно-белой газете, и экземпляров у нее не 20 тысяч, а 500 штук, а в реальности и того меньше. И называется она "Спецвыпуск газеты Прекрасный округ". И там публикуется через пень-колоду кое-какие нормативно-правовые акты.

Идеальный для муниципалитетов вариант, отмечает Одинг, это чтобы спецвыпуск издавался тиражом один экземпляр и отвозился в избирательную комиссию. Туда все равно никто не попадет, зато в суде будет неопровержимый аргумент – газета была издана.

Впрочем, ничтожно малый тираж – это еще не весь инструментарий муниципалов. В особо важных случаях, когда на кону стоит карьера, в ход идет опубликование информации задним числом.

- Спецвыпуск с актами не всегда вовремя можно найти в библиотеке – вот что важно, – подчеркнул Александр Шуршев. – Например, бывает так, что спецвыпуск с информацией о дате проведения публичных слушаний появляется в библиотеке уже после их проведения. Думаю, всем понятно, зачем это делается. Есть и другие уловки. Например, когда выходит два спецвыпуска. Один, с правильным сроком формирования избирательной комиссии, отсылается в Горизбирком, а жителей дезинформируют другими числами, чтобы никто лишний не покусился на вакантное место. Не удивлюсь, если каких-то особо важных для муниципалов спецвыпусков вообще нигде не найти.

Технические сложности

Однако существует и другое объяснение того, зачем муниципалам две газеты.

- Начнем с того, что правовые акты не имеют никакой регулярности и, соответственно, далеко не к каждому номеру мы выпускаем какие-то документы, – пояснил ЗАКС.Ру глава МО Коломяги Сергей Борисенко. – А когда они выходят, то отнимают очень много места. С учетом этого обстоятельства довольно трудно планировать верстку нашей обычной газеты. Акты в нее просто не поместятся, или они могут занять всю ее площадь. Потом, при всем уважении к этой информации, ею объективно интересуется подавляющее меньшинство людей, и смысла в том, чтобы насильно распихивать ее по почтовым ящикам, я не вижу. У человека, который интересуется этой информацией, нет никаких препятствий с тем, чтобы ее найти.

Значительно больше Сергея Борисенко волнует проблема необходимости увеличения тиража основной газеты.

- Мы придерживаемся норматива об обязательном экземпляре газет, отправляем и в библиотеку Салтыкова-Щедрина, и ЦРБ, – сообщил Борисенко. – Вовсе необязательно закидывать всё это в каждую квартиру, нам достаточно тиража в 500 или тысячу экземпляров. Спецвыпуск можно найти на входе в здание муниципалитета, в паре магазинов. В конце концов, всё это появляется на нашем сайте. Что касается основной газеты, то у нас вы не найдете всяких счастливых лиц депутатов и этого утомительного, нелепого самопиара. Мы стараемся печатать преимущественно творчество жителей и писать об их достижениях. Тираж этой газеты – 15 тысяч экземпляров – мне представляется недостаточным. По Госкомстату в Коломягах живет 40 тысяч человек. Реально проживает, думаю, около 60 тысяч. Одних только квартир – 30 тысяч. Я бы, если честно, увеличил тираж. Считаю, что жалеть денег на это нельзя, что люди должны быть информированы.

В МО Оккервиль в целом солидарны с этим обоснованием. По словам Романа Шайхайдарова, техническая сложность может быть связана еще и со специфическим временем опубликования или принятия тех или иных актов. Некоторые из них законодательство ставит в очень узкие сроки, из-за чего ради них приходится издавать отдельный номер.

- У меня есть исключительно техническое объяснение тому, почему нормативно-правовые акты печатают отдельно, – рассказал Шайхайдаров. – Выпуск актов, скорее всего, никак не совпадает с выпуском муниципальной газеты. Допустим, газета выходит 15-го числа каждого месяца. Публичные слушания, о которых нужно оповестить людей, назначены на 30-е. Соответственно, газета уже вышла, а по регламенту МО обязано оповестить жителя о проведении слушаний. Поэтому срочно печатается отдельный специальный номер. Другое дело – если это всегда так. Если газета никогда не пересекается ни с одним актом, то есть если муниципалы ничего не делают для того, чтобы эта информация могла попасть в обычный номер. Вот тогда уже можно усмотреть какой-то злой умысел.

Злой умысел, по заключению Алексея Одинга, вообще стоит во главе угла информационной политики муниципалитетов.

- Проблема заключается в том, что МО может учредить только одно печатное СМИ, – подчеркнул Одинг. – Печатное СМИ обладает квалифицирующими признаками, одним из которых является тираж и периодичность. И если у одного тираж 20 тысяч каждый месяц, а другое выходит в 500 экземпляров как бог на душу положит, то это не одно СМИ, а два СМИ. И, соответственно, если даже первое не было определено в качестве места официального опубликования, то уж что тут говорить о втором. Это называется "принцип правовой определенности", и у МО его нет. Они пихают всю содержательную часть в спецвыпуск, чтобы как можно меньше народу это прочло, чтобы их дела оставались их внутренними делами, а не становились делами граждан. Это имитация.

Владимир Дукельский


Упоминаемые муниципальные округа, рейтинг в этом материале
Упоминаемые муниципальные депутаты, рейтинг в этом материале
Обсуждение
Правила комментирования

Запрещается:
  • Оскорбление участников дискуссии и иных лиц
  • Употребление нецензурных слов и брани
  • Разжигание межнациональной розни, пропаганда насилия
  • Спам и реклама других сайтов
  • Комментарии не по теме материала
  • Обсуждение действий администрации сайта
Администрация сайта оставляет за собой право удалить комментарий, если он нарушает эти правила.




Перейти к дате
    


Мунициводство: рейтинг муниципалитетов и депутатов


© ZakS.Ru, 2002—2024. Все права защищены. Размещение рекламы на сайте ЗакС.Ру.
При использовании материалов гиперссылка обязательна. [18+]
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-50076, выданное 07.06.2012 Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Главный редактор: Гончарова Н.С.
+7 (812) 331-71-80 zaks.ru@inbox.ru