За последние полтора года 96 из 111 муниципалитетов доверили Контрольно-Счетной палате оценивать правильность исполнения собственных бюджетов. Те МО, которые не подписали соответствующее соглашение, обходятся собственными силами. Эксперты подчеркивают, что у "отказников" выявляется больше нарушений. Считается, что, если муниципалы не хотят сотрудничать с КСП и содержат собственных аудиторов, то руководствуются они двумя причинами: либо трудоустраивают знакомых, либо не хотят становиться жертвами испорченных отношений с городом.
Дорогое удовольствие
Соглашение предполагает анализ специалистами (аудиторами) КСП годового исполнения бюджета МО, а также оценку проекта бюджета на следующий год. Эта работа оплачивается из городского бюджета. Соглашение не является обязательным. Собственно, как и само заключение КСП.
- Это добрая воля тех, кто пошел на это соглашение, закон никак не обязывает этого делать, - пояснил ЗАКС.Ру глава совета Муниципальных образований Санкт-Петербурга Всеволод Беликов. - Разные муниципалитеты по разным причинам не пошли на это соглашение, поэтому подвергать обструкции их за это нельзя.
Не подписавшие соглашения муниципалитеты вынуждены обходиться собственными силами – согласно 131-му федеральному закону, они обязаны иметь в своей структуре либо контрольно-ревизионный орган, либо соответствующего специалиста в единственном числе, либо депутатскую комиссию, привлекающую таких специалистов время от времени. Как и в случае с КСП, результатом их деятельности является контрольное заключение, в котором содержится оценка исполнения годового бюджета и проекта бюджета на следующий год.
- В любом муниципалитете есть контрольно-счетный орган, в соответствии с законом, - подчеркнул Беликов. - В любом случае контроль за исполнением бюджета осуществляется депутатским корпусом. Можно, конечно, и в штате держать человека, который профессионально этим занимается. Это зависит от потребностей и возможностей бюджета. Иногда достаточно депутатской комиссии. Но, опять же, есть разные депутаты – есть депутаты, которые - финансисты и экономисты и очень в этом сильны. А есть просто разумные люди, которые прошли обучение на различных курсах и вполне готовы контролировать исполнение бюджета. В принципе, ничего особенно сложного в этом нет. Иногда привлекается внешний аудитор, если решаются какие-то сложные задачи. Он не состоит в штате, это просто обычная услуга, которая может быть заказана.
В июле 2012 года Соглашение с Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга о передаче полномочий по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля подписали первые 10 муниципалитетов. Пионерами стали: Город.Пушкин, Город Колпино, Город Зеленогорск, Поселок Стрельна, Поселок Шушары, Нарвский округ, Урицк, Академическое, округ Северный и Пискаревка. К марту 13-го года таких партнеров у городского ведомства было уже 89. Как сообщили в КСП, на сегодняшний день свои полномочия по финансовому контролю передали 96 муниципалитетов. С остальными - ситуация неодинаковая.
- Планируется, что к марту 2014 года аналогичные соглашения будут подписаны с остальными муниципальными образованиями, - рассказала ЗАКС.Ру пресс-секретарь Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга Татьяна Каменщикова. - Это Екатерингофский, Остров Декабристов, Малая Охта, Ржевка, Московская застава, Новоизмайловское, Пулковский меридиан, Обуховский, МО № 54, Посадский, Петровский, МО № 65. От данных внутригородских муниципальных образований получено согласие на сотрудничество с Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга. Сейчас ведется работа по подготовке к подписанию соглашений с ними. Лишь три муниципальных образования – Лиговка-Ямская, Автово и Коломна на данный момент не дали принципиального согласия о подписании таких соглашений с КСП.
При этом "обслуживание" муниципалитета городской КСП для местных депутатов бесплатно. То есть при заключении договора они избавляются от расходов на содержание собственных специалистов.
- По закону, этот орган не должен быть менее, чем из 3 человек, - рассказал ЗАКС.Ру заместитель председателя Совета муниципальных образований Петербурга, курирующий финансово-экономическую деятельность организации, глава Нарвского округа Александр Каптурович. - Эти люди должны иметь хорошее экономическое образование, соответственно, их труд должен хорошо оплачиваться. Поэтому мы (Нарвский округ – прим. ЗАКС.Ру) и пошли на такое соглашение. Я вообще не слышал ни об одном случае, чтобы такие органы на постоянно оплачиваемой основе при муниципалитетах создавались. В основном муниципалитеты как-то ограничиваются депутатскими бюджетно-финансовыми комиссиями и разовыми приглашениями специалистов. К работе комиссии могут привлекаться любые граждане, являющиеся специалистами в этой области.
Плюс соглашения состоит еще и в том, что самим муниципалам найти квалифицированных профессионалов в области бюджета на все 111 советов едва ли представляется возможным. Квалификация большинства аудиторов не превышает средний уровень действующих специалистов КСП. Поэтому соглашение с КСП – гораздо более надежное средство от серьезных претензий прокуратуры.
Проверяли всякую ахинею
В некоторых случаях отношения муниципалов с КСП складываются таким образом, что на смену профессионализму приходит сведение счетов с оппозиционерами. Именно этим отсутствие у своего совета договора с КСП объясняет глава МО Автово Геннадий Трусканов.
- Мы не состоим в соглашении с контрольно-счетной палатой, потому что у нас есть непреодолимое предубеждение на ее счет, - объяснил ЗАКС.Ру Трусканов. - Она многократно науськивалась на наш муниципалитет, приходила без конца со всякими проверками, писала всякую чушь. Проверяли по пять раз всякую ахинею, всё это каждый раз рассыпалось в прокуратуре. А раньше там еще и с профессионалами совсем была беда, им неоткуда было взяться. Впрочем, и сейчас тот же Лопатников (Вадим Лопатников, председатель КСП, бывший депутат ЗакСа от партии "Единая Россия" – прим. ЗАКС.Ру)– непрофессионал. Пока что КСП – это полицейский орган при "Единой России".
В Автово функции КСП исполняет один муниципальный сотрудник.
- У нас есть своя ревизионная комиссия, в штате один человек, который всем этим занимается, работает с бухгалтерией, работает с местной администрацией, - рассказал Трусканов. - Где-то это называется внутренняя КСП, где-то контрольно-ревизионная комиссия, где-то, как у нас, просто ревизионная комиссия. Названия разные, функция одна и та же. А депутатских комиссий в этом созыве у нас нет вообще.
По мнению главы МО Автово, в его случае речь идет либо о партийном задании, данном Лопатникову, либо о банальной личной мстительности.
- Самое главное именно в том, что председателем КСП является Лопатников - мой прямой соперник на выборах 2007-го года в ЗакС, - пояснил Трусканов. - В результате соперничества на выборах со мной он лишился депутатского мандата. Я тогда не прошел в ЗакС, но и он не прошел тоже. Что, в общем, было сенсационно, ведь с 2003 года он даже был руководителем фракции единороссов. Так что в наших взаимоотношениях с КСП есть личная составляющая. Когда у них сменится руководство, мы рассмотрим возможность соглашения.
Косвенно с этим соглашается экс-председатель КСП Герман Шаляпин. По его мнению, в округах, где не было достигнуто соглашение, придирки КСП могут быть необоснованно строгими, "из вредности".
- Своя, карманная КСП внутри муниципалитета при первой же проверке "большой" КСП попадется, - предполагает в беседе с ЗАКС.Ру Герман Шаляпин. – Не подписавшие соглашение муниципалы не освобождены от плановой проверки. Считаю, что особо нерадивых могут проверять редко, но так хорошо, что мало не покажется. Я допускаю, что у внешних аудиторов КСП появляется частный и в то же время профессиональный интерес к этим округам: "Не потому ли вы не заключили соглашение, что вам есть, что скрывать?". Впрочем, дело даже не только в этом. Подчас уровень местечковых специалистов таков, что проверка способна найти самые элементарные ошибки.
По словам Шаляпина, Геннадий Трусканов вряд ли сильно преувеличивает, называя причину своего отказа.
- Человеческий фактор в работе, особенно контрольно-счетного органа, конечно, я совершенно не исключаю, - отметил экс-председатель КСП. - И то, что подчиненные Лопатникова могут получить какое-то указание смотреть внимательно - тоже не исключаю. Плюс, Лопатников – единоросс, партийная принадлежность имеет значение. В КСП ему еще около трех лет работать. Но время идет, и ему нужно готовить почву для будущего избрания. Он же - кандидатура правящей фракции. Он наверняка рассматривает возвращение в ЗакС. И ему надо кучковать свой избирательный округ вокруг себя. Я это хорошо знаю, эту школу проходил.
"Не путайте совет и администрацию - ничего общего!"
- У нас нет соглашения с КСП, - рассказала ЗАКС.Ру депутат МО Лиговка-Ямская Полина-Тереза Давыдова. - Вместо этого у нас есть свой, внутренний контрольный орган, который называется Контрольно-счетная палата МО Лиговка-Ямская. В нем 2 человека, не из числа депутатов. Им выделено специальное помещение. Я была изначально против появления этого органа, который у нас возник в конце весны 2013 года. Но наш глава (Константин Ковалев – прим. ЗАКС.Ру) объяснял, что всем органам местного самоуправления рекомендовано создать такой внутренний контрольный орган, а не пользоваться обеспечением КСП. Но мне кажется, что довольно сложно проверять тех, на чьи деньги ты существуешь. Фактически, люди проверяют сами себя, это довольно противоречивая ситуация.
С такой постановкой вопроса в корне не согласны Всеволод Беликов и Александр Каптурович, напоминающие о разделении властей. Контрольный орган, по их словам - это либо отдельное юридическое лицо, либо депутатская комиссия.
- Почему сами себя проверяют? – удивился Каптурович. - Они проверяют исполнение местного бюджета, местную администрацию. Депутаты же только принимают бюджет, а всё остальное делает администрация.
- Для этого представительная и исполнительная власти и разделены – одна должна следить за работой другой, - подтвердил слова коллеги Беликов. - Это парадигма соотношения властей во всем мире и во все времена.
Впрочем, гораздо сильнее Полину-Терезу Давыдову смущает в местной "мини-КСП" другое: ее неэффективность.
- Уже девять месяцев прошло с тех пор, как орган стал работать, - подчеркнула Давыдова. - Двое сотрудников, которые в нем работают, уже "съели" за это время примерно миллион – это если посчитать их суммарную зарплату. Что они за это время сделали? "Отбили" хотя бы этот миллион? Повысили ли экономическую эффективность? На мой взгляд, нет. Бюджет сократился, у бюджета существенный дефицит. А депутатам, между тем, говорят, что этот орган как раз призван и поможет увеличить бюджет. В то же самое время, как мы видим, никакой оптимизации не происходит.
По словам Александра Каптуровича, устроенные на работу аудиторы и не могут быть эффективны. По той простой причине, что в муниципалитете для них слишком мало работы.
- У нас не Ленобласть (имеются ввиду полномочия муниципалов в соседнем регионе – прим. ЗАКС.Ру), у нас такое скромное местное самоуправление, что, если создать такой орган из трех человек, то чем его загрузить-то? – недоумевает глава Нарвского округа. - Разве что пристроить знакомого на работу, если так уж позволяет бюджет. Но, скажем, на троих работы явно маловато.
По словам Давыдовой, в ее муниципалитете, наоборот, собираются увеличивать штат ревизоров. Причем этим штатом руководит друг Константина Ковалева, главы МО.
- Главный аудитор в этом органе – Валентин Лобанов, давний приятель нашего главы, - сообщила Давыдова. - Речь на заседаниях совета в последнее время шла о том, что им не хватает человеческого ресурса.
Давайте не раздувать
Если оставить за скобками специфические случаи Автово и Лиговки-Ямской, то плюсы соглашения с КСП признают даже оппозиционеры.
- На последнем заседании муниципального совета, 20 января, мы как раз обсуждали возможность этого соглашения с КСП, - рассказал ЗАКС.Ру депутат МО Екатерингофский Александр Шуршев. - На сегодняшний день у нас его нет. К следующему заседанию совета главой МО (Владимиром Березиным - прим. ЗАКС.Ру) уже будет представлен проект решения о подписании соглашения и, собственно, само соглашение, чтобы все понимали, какие именно функции мы передаем КСП. Это - вопрос времени, и надеюсь, что юридическое заключение этого соглашения не затянется слишком надолго. Потому что это хорошая практика - доверять финансовый контроль профессионалам.
По словам Шуршева, специфика местного самоуправления в Петербурге такова, что создание контрольно-счетного органа при каждом муниципалитете абсолютно неоправданно.
-За последние пару лет были изменения в законодательстве, и теперь может создаваться специальный контрольно-ревизионный орган при муниципалитете. Он оплачиваемый, он - отдельное юридическое лицо со своей бухгалтерией. У нас такого нет. У нас формально этим занимается контрольно-ревизионная комиссия из муниципальных депутатов. То есть, на местном уровне сейчас должны появляться своего рода "мини-КСП". Если бы муниципалитеты были чуть покрупнее, может, это и имело бы смысл. А так создавать 111 микро-счетных палат, наверное, не очень целесообразно. Соглашение нужно еще и для того, чтобы не создавать такой орган, не раздувать штат.