События в Крыму, где 16 марта граждане должны проголосовать за или против вхождения полуострова в состав России, заставляют по-новому смотреть на политическую карту страны. ЗАКС.Ру решил узнать, приходила ли в голову главам муниципалитетов, граничащих с Ленобластью, мысль о проведении референдума, аналогичного крымскому. Ведь "переход" в Ленобласть увеличил бы их бюджеты и существенно бы расширил полномочия, на ограниченность которых так часто жалуются петербургские муниципалы.
Грех жаловаться
Петербургские муниципалы, согласно их регулярным жалобам, фактически имеют право заниматься только благоустройством дворов и проведением праздников. У муниципалитетов Ленобласти - как второго уровня (то есть районных), так и первого (то есть сельских, городских и т.д.) - полномочий несопоставимо больше. Так, например, муниципальное образование первого уровня город Коммунар с населением 21 тысяча человек имеет еже годный бюджет в 134 миллиона. А петербургский муниципалитет Город Павловск с 16 тысячами жителей довольствуется 50 миллионами в год. При этом в ведение муниципалов Коммунара входят: содержание дорог (24 миллиона), ЖКХ (12 миллионов), обеспечение деятельности образовательных и культурных учреждений (58 миллионов). Помимо этого муниципалитеты первого уровня реализуют социальные программы: "Жилье для молодежи", "Поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основе ипотечного кредитования". Ко всему этому петербургских депутатов и близко не подпускают. Учитывая вышеперечисленные цифры и факты, вопрос о смене субъекта и проведения референдума, чисто теоретически, мог бы звучать вполне оправданно. Поэтому ЗАКС.Ру поинтересовался у некоторых окраинных петербургских муниципалитетов, не приходила ли в головы их депутатов, наверняка вдохновленных примером Крыма, мысль о проведении референдума и присоединении к Ленобласти.
МО Поселок Стрельна граничит с Ломоносовский районом Ленобласти. Для 16-тысячного поселка Стрельна обладает очень приличным бюджетом в 100 миллионов. Однако это исключительный случай: 100-миллионный бюджет небольшого данного МО в этом году включает в себя неизрасходованные "хвосты" прошлых лет. Это одна из причин, по которым руководство МО не особо привлекает ресурс Ленобласти.
- Большая часть России – это поселки и небольшие городки, - рассуждает глава МО Поселок Стрельна Сергей Крюков. - Они покрывают 80% обжитой территории. Но концентрация денежной массы такова, что я не думаю, что бюджеты муниципалитетов-поселков внутри Ленобласти принципиально больше наших. Полномочий – да, больше. Но основные рычаги все равно наверху. У них такое же взаимодействие с муниципалитетами второго уровня, как у нас с городом. Мне кажется, у нас более короткий путь. Думаю, что власть Санкт-Петербурга, как субъекта, сильнее, чем в районе Ленобласти. У меня в свое время были претензии к тому, как устроено местное самоуправление в Петербурге. Но я понимаю, что если МО и городская власть научатся более продуктивно взаимодействовать, то это будет хорошая модель местного самоуправления – при условии, что к нам будет переходить все больше и больше полномочий. Но наши полномочия и так потихоньку крепнут, доверие города растет. А деньги – Стрельне вряд ли стоит жаловаться. Раньше наш бюджет был всего несколько миллионов, а сейчас - 100.
Теоретически, обсуждать отделение Стрельны должны все петербуржцы. Это, считает Крюков, и справедливо, и не будет способствовать бардаку в виде массового сепаратизма.
- У нас нет полномочий для того, чтобы отделяться, морального права – точно, - подчеркнул глава МО. - Абсурдно, если какой-то город предоставлял каким-то своим частям право на отделение. Конструкция, которая может развалиться по прихоти какой-то части – это неправильно. Мы – внутренняя территория, решающая вопросы местного значения. Ересь – кому-то не нравится отношения с городом, он взял и отделился. Нужно желание не стрельнинцев, а жителей Санкт-Петербурга. Гораздо важнее целостность города. Украина показывает – нет ничего более дорогого, как стабильная целостность.
Помимо прагматических причин, есть еще и нематериальные блага. Речь идет о статусе петербуржца. Будучи формальным, тем не менее, он, по мнению Крюкова, бесценен.
- Кроме того, говорю это не как глава МО, а как гражданин, жителям Санкт-Петербурга очень дорог их статус. Это не городской снобизм, но ведь действительно, петербуржец – звучит более гордо, чем житель какого-нибудь Урюпинска. Это нормально. Это как красивая жена. Расстаться с этим очень трудно, - добавляет Крюков.
"Ребята, отдайте уже нам эти полномочия!"
В поселке Парголово, который на севере города граничит со Всеволожским районом ЛО, свою привлекательность оценивают строго. Глава МО Ольга Кутыловская иронично замечает, что драться из-за ее территории вряд ли кто-то станет: особых дивидендов она не приносит.
- Наша территория достаточно приличная, Парголово занимает треть Выборгского района, - рассказывает Кутыловская. - Однако поступления в бюджет совсем невелики от нас. У нас нет серьезной промышленности. Частные предприниматели вряд ли смогут наполнить наш бюджет должным образом. У нас почти нет земель общего пользования. Все, что есть – это либо леса, которые нельзя и неправильно трогать, либо поля – частная собственность. Пополнить бюджет раздачей земли не получится, к тому же это будет разовое пополнение. А на налогах не уедешь. По-хорошему, мы являемся дотационными. И будем таковыми как на теле Петербурга, так и на теле Всеволожского района. Я, мягко говоря, не вижу в виде нашей территории подарка кому-либо. Поэтому желание сменить субъект федерации должно быть серьезно обосновано. Обоснований я не вижу.
Возможность референдума в Парголово оценивают скептически: процедура дорогая, а население пассивное.
- Я по образованию экономист и смотрю прежде всего не на политическую, а на экономическую целесообразность, - подчеркнула Кутыловская. -Не вижу я перспективы в проведении референдума. Это штука затратная. Если не сказать – проблемная. Уверенности в том, что жители пойдут на этот референдум в массовом порядке, нет никакой. А если нет явки, то это пустая трата денег и сил.
Глава МО Поселок Парголово с оптимизмом смотрит в ближайшее будущее, в котором у муниципалов обязательно появится больше полномочий. Позволяет так думать тот факт, что с ними плохо справляются остальные.
- Что касается расширения полномочий, то, я думаю, город когда-нибудь придет к тому, что пригородам нужно передать больше полномочий, - полагает Кутыловская. - На сегодняшний день нам, в отличие от МО Курортного района, не передали санитарное содержание дворов. А садово-парковые хозяйства даже вдоль Выборгского шоссе не в состоянии убираться. Ребята, отдайте уже нам эти полномочия! Мы можем здесь убрать. Денег хочется всем, но мы даже с существующим бюджетом готовы это делать.