ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Позиция 9 апреля 2013, 19:44

Доверенные лица Путина: Стандартов демократии не существует, но если президент что-то сказал, ему виднее

Владимир Путин дал интервью немецкой телерадиокомпании ARD. Среди прочего президент России сказал: "То, что мы сделали однозначный выбор в сторону демократии, и то, что мы не представляем себе другого пути развития, это очевидно. То, что определённые стандарты, которые применяются в одних странах, трудно реализуемы или неприменимы в других, мне кажется, это тоже очевидный факт. И нам нужно, основываясь на фундаментальных принципах демократии, выработать такие инструменты, которые позволяли бы подавляющему большинству людей в нашей стране влиять на внутреннюю и внешнюю политику, именно большинству, и чтобы при этом это большинство уважало мнение меньшинства и учитывало это мнение". ЗАКС.Ру поинтересовался у петербургских доверенных лиц Путина, какие демократические стандарты других стран неприменимы в России, а также каких инструментов влияния на внутреннюю и внешнюю политику гражданам России не хватает.

Михаил Боярский, артист:

- Я не могу сделать свои собственные умозаключения, я не большой специалист в политике. Я могу быть светским человеком и порассуждать на эту тему, но это не моя работа. Вероятно, он (Президент. - Прим. ЗАКС.Ру) имел в виду что-то конкретное.

Лично для меня это (Очевидно, внедрение тех или иных институтов демократического государства в российское. – Прим. ЗАКС.Ру) не самое важное, что делает президент. Я рассматриваю все достаточно утилитарно: что мне мешает, чего бы я хотел и как сейчас. У меня нет никаких претензий к моей жизни: у меня есть дети, внуки, жена, работа. Наверно, у кого-то есть более серьезные потребности. Моя жизнь в этом плане идеальна. Я могу играть на сцене все что угодно и где угодно, за рубежом и дома. Я живу в достатке и воспитываю детей так, как хотел. Они уже выросли, имеют хорошую работу, внукам я только радуюсь. У меня других проблем нет, я не оппозиционер и никуда не пойду, ни на какие площади.

Заслуга президента в том, что я могу делать то, что я хочу. Раньше я не мог. Будучи студентом или актером, я не мог выбрать пьесу, в которой играть, петь те слова, которые мне хочется, поехать за границу. Это не вседозволенность, а свобода. А зная, что я все могу, я уже не очень и хочу. Раньше, для того чтобы поехать в Англию, на родину "Битлз", я бы все продал, но это было невозможно. А сейчас, зная, что я могу это сделать в любой момент - зачем? Мне дома с внуками удобнее. В моей профессии я не вижу никаких проблем, которые не могли бы быть решены мною самим. Если я хочу больше зарабатывать, я должен больше работать.
Стандарты мне не очень интересны, я человек нестандартный. Я не знаю стандартов, потому что никаких тормозов в моей жизни нет.

Наверно, каждая страна имеет свои особенности - от размеров до погоды. Люди живут по-разному. Я даже вспоминать боюсь, чего я был лишен и что существует теперь для детей и для внуков - я себя не ставлю во главу угла. Я верю в то, что не скачком, а постепенно, поступательно мы доведем нашу страну до того состояния, когда "все флаги в гости будут к нам, и запируем на просторе".

Иван Корбутов, председатель Межрегиональной Санкт-Петербурга и Ленинградской области общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов:

- В России неприменимы стандарты, которые позволяют нашим организациям получать деньги заграницы. Я считал и считаю, что ни один дурак за границей даром деньги давать не будет. Все эти организации волей или неволей, получая деньги, работают на них, в конечном итоге - против нашей страны. Есть организации, которых очень мало, которые собирают средства для лечения детей, больных, но это минимум. Я бы на месте президента вообще всем этим политическим сказал: критикуй президента, власть, но не на деньги американцев, немцев и тех, кто стремятся развалить наше государство.

Со стандартами внутри страны, конечно, по-моему, начинаем чуть-чуть перехлестывать. Я имею в виду контроль за разными митингами, ограничение проведения всех мероприятий, "не собираться больше трех". Это, наверно, лишнее. Уже, наверно, с перепугу наши правители это делают.

Основной инструмент, которым может пользоваться народ - это выборы. И, сказав это, он (Путин. - Прим. ЗАКС.Ру), видимо, признал, что выборы у нас не соответствуют Конституции. Вы прекрасно знаете лучше меня, как перед выборами все начальники от мала до велика вызывают всех подчиненных и говорят: голосуй, а то я тебя выгоню. Не говоря уже о подделке и тому подобном при подсчете голосов, не говоря об этих мелочах. Он, наверно, имел в виду, что надо с этим навести порядок.

Виктор Лобко, президент Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, бывший вице-губернатор Петербурга в правительстве Валентины Матвиенко:

- Западные, так называемые демократические страны возомнили себя владеющими истиной в последней инстанции. Возьмем Соединенные Штаты Америки - там демократией и не пахнет. Если иметь в виду классическое понимание демократии как власти народа. Когда они пытаются навязывать нам демократию в их издании, нам такая демократия не нужна. В разговоре Путина с корреспондентом из Германии, когда речь шла об НКО, президент спросил: вот что требуют от наших НКО американские специальные власти, которые занимаются борьбой со шпионами? Я считаю, что это не в бровь, а в глаз. Они (Власти США. – Прим. ЗАКС.Ру) выступают и говорят: мы другими путями будем поставлять деньги некоммерческим организациям, которые не хотят регистрироваться. Какая демократия?

Или когда они утверждают, что Сибирь - это не Россия, это должно принадлежать разным странам? Более того, на некоторых западных картах Сибирь пишется отдельно от России.

Вряд ли кто-то сможет составить перечень стандартов демократии, их в природе не существует и быть не может. Это не стандарты, а составляющие демократического устройства жизни. Я считаю, у нас действительно процесс развивается в сторону расширения демократических прав и свобод. Тут абсолютно прав Путин. Но он ведь о чем говорит: пожалуйста, мы не против этих НКО, хотя их развелось больше, чем нужно, но пусть существуют в рамках закона. А это одно из самых главных условий демократического развития общества. Если закон не нравится, давайте его демократическим способом, путем голосования изменим так, чтоб он нравился. Оппозиция тоже должна действовать в рамках закона.

Сколько мы будем жить, столько будут совершенствоваться порядок и законы, это естественно, в том числе инструменты, методы. Возьмите последнее решение: если 100 тысяч человек высказались за какую-то норму, она должна быть обсуждена, рассмотрена и вынесено соответствующее решение - это же правильно, да?

Рудольф Фурманов, художественный руководитель и директор Санкт-Петербургского театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова:

- Первый необходимый стандарт - это повысить ответственность за свою работу. У нас полная безответственность. И работодатель в госучреждениях не требует, чтобы все было в соответствии с законом.

Путину виднее. Я слушаю президента и доверяю ему по всем вопросам. Если он так считает, он прав. Если президент сказал, ему виднее. С президентом у меня никаких противоречий. Никакой точки зрения другой, чем у президента, быть не может. Даже если бы я не был доверенным лицом, я знаю Владимира Владимировича много лет и полностью ему доверяю. Вести этот сильный корабль под названием Россия - это очень сложно. Это может один только человек, потому что у нас дефицит личностей. Мы критикуем неуважительно, у нас вседозволенность. Я "Эхо Москвы" слушать не могу! "Эхо Москвы", "Новая газета" - они раздражают общество, несут нас в другую сторону. Шендерович сказал: прокуратура занимается долголетием Путина. Он вообще думает, что он говорит? Какая еще свобода ему нужна?

Борис Петров, директор Санкт-Петербургского регионального центра ИТАР-ТАСС:

- В России государственность всегда создавалась из-под палки. Мы привыкли к этому и как только получаем степень так называемой свободы, не знаем, что с ней делать и куда бежать. Плакать начинаем, что, как говорил известный деятель, хотели как лучше, а получается как всегда. Сначала сами себе создадим препятствия за счет демократических великих ценностей, а потом пытаемся их преодолеть.

От произносимых или написуемых стандартов до реальных жизненных - огромная дистанция. Абсолютной демократии не бывает. Чем дальше развивается человечество, тем строже становятся сами в себе эти демократические принципы. Поэтому появились прецеденты, когда был двойной стандарт у некоторых наших политиков - и в "Справедливой России", и в "Единой России". Они выступали за высокие отношения, а двойной стандарт выражается в квартирах, домах, дачах. Западная демократия в этом вопросе продвинулась много дальше, чем мы. Мы тоже движемся очень быстро, быстрее, чем можно было предположить - я думал, нам лет 200 до этого. Но мы быстро учимся: не хочется подставлять партию. Дальше будет еще интереснее.

Жизнь в обществе не стоит на месте, поэтому и инструменты меняются с течением времени: одни надоедают, другие перестают работать, третьи себя скомпрометировали. Выборы остаются, а инструменты выборов могут меняться. Всевозможные электронные, например. Своеобразные выборы в Швейцарии: там референдумы проводят по любому поводу. У нас референдумы пока неочевидны. Потому что референдумы показывают одно, а власть поступает по-другому. Помните референдум по поводу СССР?

Всеволод Хмыров, проректор Гуманитарного университета профсоюзов, бывший заместитель председателя жилищного комитета, экс-глава администрации города Ломоносова и администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга:

- Президент же не имеет в виду некоего документа, где есть определенный перечень стандартов. Такого перечня нет. Поэтому высказывание президента нужно понимать исключительно как определение политическое, а не математическое. Нет таких стандартов, которые перечислены и которые мы можем сравнить.

Когда мы говорим о тех или иных проблемах, нужно помнить, что наше государство поделено исходя из принципа национальных автономий, а не географического, как в США. Отсюда последний закон о возможности определять на законодательном уровне субъекту федерации выборность губернаторов. Демократические вещи, которые мы развиваем, но с учетом строения России, ее исторического создания и сегодняшнего положения. Видимо, так надо понимать. Президент - это большой политик, поэтому не надо тут применять арифметические вещи.

Михаил Иванов, главный редактор газеты "Невское время":

- Настоящая демократия - это прежде всего народовластие, которое начинается снизу, а не сверху. Зрелая демократия предполагает эффективное взаимодействие низших форм власти: муниципалитеты, районы, мелкие города. Муниципалитеты имеют собственные бюджеты, организуют свою жизнь. Этому научиться за один десяток лет невозможно. У нас была такая возможность, но почему-то научились только воровать. Научиться управлять собой крайне сложно. Это показывает даже ситуация с ТСЖ, которые у нас работают неэффективно, приворовывают, а люди, которые выбирают ТСЖ, не способны его взять под контроль. ТСЖ - это самые азы демократии. Кто-нибудь умеет хотя бы своим домом управлять?

Конечно, нам демократии учиться и учиться. Другого пути у нас нету. Можно создать любые формы политические, но они могут носить бутафорский характер. Можно создать хоть десять парламентов и якобы независимые суды, но освоить искусство жить, по сути, в огромной коммунальной квартире - это дело не одного года.

Если нас оставить в покое, мы неизбежно пойдем по этому пути, потому что человеку хочется жить комфортно, цивилизованно, рационально, достойно. Если нас некоторое время не бить по голове разными обстоятельствами, войнами, революциями, рано или поздно мы научимся разным премудростям, без которых демократия невозможна: перестанем давать взятки гаишникам, начнем контролировать собственные выборные органы, начнем ходить на выборы.

Мария Смирнова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости25 апреля
Смотреть предыдущие новости →






О редакции Реклама