ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Статьи 2 апреля 2004, 12:27

От звонка до звонка

Десять лет назад состоялись первые выборы в Городское собрание Санкт-Петербурга. Проходили они шумно, и запомнились многим. Выборам предшествовал политический конфликт общероссийского масштаба осенью 1993 г., в котором мэр Анатолий Собчак поддержал президента Бориса Ельцина, а Петросовет встал на сторону спикера Верховного Совета Руслана Хасбулатова и вице-президента Александра Руцкого. После роспуска Верховного совета местные органы представительной власти разделили его судьбу.

Разработанное Собчаком положение о системе органов госвласти определяло численность ГС в 50 депутатов, а срок его полномочий в 2 года. На постоянной основе должны были работать только председатель и два его заместителя, тогда как другие депутаты, по замыслу мэра, не освобождались от основного рода своей деятельности. В отличие от Петросовета Собрание наделялось правом принимать обязательные для исполнения петербургские законы и, следовательно, становилось полноценным региональным парламентом.

В выборах готовились поучаствовать многие, и поэтому созданные предвыборные блоки зачастую представляли собой конгломераты весьма случайных людей, объединявшихся не по принципам идеологической близости и готовности к совместной нормотворческой работе. Больше всех подписей сдали считавшийся фаворитом выборов блок Демократическое единство Петербурга (в составе которого были академик Игорь Спасский, директор Балтийского завода Олег Шуляковский, политолог Валерий Островский, отец и сын Никита и Михаил Толстые (бывшие народные депутаты РСФСР), ректор Горного института Лев Карлин и писатель Михаил Чулаки и другие известные люди) и отделившийся от Демократической России блок Любимый город (самыми заметными фигурами в нем были Игорь Артемьев, Михаил Амосов, экс-вице-мэр Вячеслав Щербаков и бывший глава ГУВД Аркадий Крамарев). В выборах участвовали также профсоюзный блок Единство ради прогресса, коммунистическая коалиция Родина, национал-патриоты из блока Великая Россия, ЛДПР, Деловой Петербург (объединение красных директоров), Надежный дом (промэрская коалиция во главе с начальником Управления юстиции Юрием Новолодским), банкирский блок Весь Петербург. Почти все лидеры блоков не скрывали, что будут вести переговоры о взаимном снятии кандидатур, но на практике никаких договоренностей достигнуто не было блоки финансировали разные группы предпринимателей, не желавшие уступать дорогу друг другу.

Формально наибольшего успеха добился блок Демократическое единство Петербурга. Кандидаты этого блока в 41 из 50 округов попали в двойку лидеров, а в тех 25 округах, где выборы состоялись, во второй тур вышли 19 выдвиженцев Демократического единства Петербурга, причем в 12 округах они лидировали. Сразу после голосования 10 избирательных блоков (главным образом неудачники первого тура) подписали совместное заявление, где выборы 20 марта было предложено объявить несостоявшимися. Блок Демократическое единство Петербурга, которому было что терять, не присоединился ни к этому заявлению, ни к тем, кто подал в городской суд соответствующие иски. Реакция электората не заставила себя ждать: через две недели блок Демократическое единство Петербурга потерпел сокрушительное поражение во втором туре: из 19 кандидатов удержались 3. В числе проигравших был лидер блока сенатор Александр Беляев, уступивший в борьбе экс-председателю Ленгорисполкома Александру Щелканову.

Во втором туре 5 депутатов провел Любимый город, 4 - Весь Петербург, 1 - Наш город наш дом, 1 - Единство ради прогресса, остальные баллотировались как независимые. Не был избран ни один депутат, принадлежащий к коммунистическим и национал-патриотическим блокам, а также к ЛДПР.

Половина округов осталась вакантными. Апатия избирателей сделала свое дело. Не помогло даже искусственное продление голосования на целые сутки. Да и среди избранных 25 парламентариев были те, кто попал в ЗакС при помощи мэрии. В округе Сергея Тарасова не хватало десятых долей процента для преодоления явки, и Собчак надавил на горизбирком для признания выборов состоявшимися. Лишь после осенних довыборов Собрание начало работать полноценно. Контрольного пакета голосов не оказалось ни у выдвиженцев городской администрации, ни у одной из политических партий. Уже на первом заседании городского парламента было решено переименовать Городское собрание в Законодательное собрание. Тем самым депутаты дали всем понять, на чем собираются сконцентрировать свои усилия.

О степени независимости петербургского Законодательного собрания споры идут до сих пор. Однако непреложным фактом является то, что именно его первый состав заложил юридические основы функционирования городской власти, приняв 14 января 1998 г. Устав Санкт-Петербурга. Этот документ закреплял баланс исполнительной и законодательной ветвей власти. Губернатор не смог добиться права принимать нормативные акты законодательного характера, иными словами издавать собственные правовые акты. Устав запрещал переизбрание главы города на третий срок, что в 2003 г. стало поводом для серьезного политического конфликта. Но попытки изменить Устав не увенчались успехом, и своеобразная городская конституция действует и поныне.

Отношения ЗакСа и Смольного не всегда складывались благополучно, поскольку исполнительная власть привыкла и хотела в дальнейшем контролировать всю политическую жизнь города. Однако законодатели сумели заставить власть считаться с собой, в том числе путем участия в обсуждении бюджета. Тут же, впрочем, стоит и печально известную коллективную поправку к бюджету, которую некоторые называют формой депутатского отката. Справедливости ради стоит отметить, что в 1994 году никаких резервных фондов еще не было, и многие из шедших на выборы были идеалистами, искренне надеявшимися изменить городскую политику к лучшему. Мариинцы также создали Контрольно-счетную палату, ставшую важным инструментом петербургской политики.

За годы работы многие парламентарии неоднократно меняли свои политические пристрастия, временами на диаметрально противоположные, а беготня из фракции во фракцию стала характерной чертой для ЗакСа северной столицы. Начинавший как последовательный сторонник губернатора Яковлева Константин Серов перешел впоследствии в лагерь противников Смольного, а вот Владимир Белозерских несколько раз поменял политическую ориентацию.

За десять лет парламентской деятельности депутаты научились работать с законодательством, однако потеряли прежний азарт и не всегда решаются конфликтовать со Смольным даже в вопросах, крайне важных для их собственного политического выживания, как, к примеру, при обсуждении выборов по партийным спискам.

Нельзя не согласиться с экс-депутатом двух созывов Михаилом Толстым, отметившим, что ЗакС 1994-1998 гг. был самым ярким по составу. В нем одновременно работали такие знаковые для города фигуры, как Михаил Пирогов, Юрий Кравцов и Алексей Ливеровский, здесь же началась карьера многих политиков. Выходец из первого ЗакСа Сергей Тарасов сегодня стал одним из вице-губернаторов, а его бывший заместитель Сергей Миронов руководит верхней палатой Федерального собрания. Ушел в Госдуму, а затем в правительство Игорь Артемьев. Валерий Островский стал одним из ведущих экспертов городских и федеральных СМИ. Главой Комитета по внешним связям трудится Александр Прохоренко, а Алексей Ливеровский стал судьей Уставного суда. Советником спикера Совета Федерации является Михаил Толстой. Более трети нынешних парламентариев стали депутатами впервые как раз в 1994 г.

Виктор ХЕЙФЕЦ

Виктор Хейфец


Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости




Новости28 марта
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама