ЗакС.Ру во ВКонтакте ЗакС.Ру в Telegram ЗакС.Ру в Дзене ЗакС.Ру в Дзене

Интервью 15 октября 2013, 15:25

Александр Титов: Прежде чем вторгаться в оркестровую деятельность, стоило понять разницу между посещением театра и пением в караоке

Главный дирижер Государственного академического симфонического оркестра Санкт-Петербурга Александр Титов был уволен 13 сентября. Причины увольнения в комитете по культуре объяснили “ротацией”. Кто конкретно принимал решение о расставании с Титовым и чем именно оно вызвано, до конца так и осталось неясным. Ряд музыкантов оркестра и других коллективов города обратились к губернатору с письмом в защиту дирижера, но ответа пока не последовало. Сам же Титов 15 октября обращается в суд, который, как он полагает, должен восстановить его в должности.

- Вы подаете в суд по поводу своего увольнения?

- Да.

- Вы рассчитываете на положительное решение?

- Я рассчитываю на справедливое решение.

- Вы поняли, с какой целью принималось решение о вашем увольнении?

- Причина увольнения, мне кажется, - это деньги, которые комитету по культуре надо будет распределять в новом году. Я, видимо, слишком неудобная фигура, чтобы эти финансовые потоки перетекали беспрепятственно. Думаю, дело именно в этом.

- Говорят, что ваше увольнение могло быть связано с финансированием проекта "Опера – всем".

- Проект "Опера - всем" существует два года. Комитет считает эту затею успешной, а мне кажется, что здесь налицо торжество непрофессионализма. Просто есть две противоположные точки зрения: люди, которые проталкивают проект, говорят, что этот фестиваль необходим нашему городу, а те, кто послушал эту продукцию, считают, что это выброшенные на ветер деньги в прямом смысле этого слова.

- Выиграет ли этот проект от решения о вашем увольнении?

- Вот и хотелось организаторам моего увольнения, чтобы у них был постоянный оркестр. Ведь закамуфлировать подделку, или эрзац, как раньше говорили, имея в руках высокопрофессиональный коллектив, намного проще. А публика у нас зачастую невзыскательна.

- Как вам кажется, коснутся ли преобразования еще каких-либо коллективов?

- Пока досталось только мне. Похоже на то, что, натолкнувшись на сопротивление, комитет на какое-то время затаился. Но я уверен, что это временное затишье. Они опять пойдут в наступление, но чуть позже. Разберутся и с коллективами, и с руководителями.

- Вы сейчас имеете в виду всю исполнительную власть?

- Я говорю конкретно о тех людях, которые отвечают за культуру в нашем городе.

- Значит ли это, что городскую политику в области культуры можно в целом оценить негативно?

- Нельзя оценить то, чего просто нет. Никакой политики в действиях тех людей, которые должны ею заниматься, не существует. Люди, призванные возглавлять такую важную сферу жизни города, как культура, обнаруживают свою несостоятельность в этом вопросе. Мне кажется, что бесконечные фестивали на площадях нашего города, праздники, шествия, забеги и пробеги вообще не принадлежат к понятию "культуры". В умеренном количестве все эти мероприятия нужны и украшают жизнь города. Однако, все эти действа подходят под определение "субкультура" и не имеют отношения ни к образовательной, ни к просветительской, ни к художественной функциям искусства. Вторгаясь в такую область, как оркестровая деятельность, дирижирование или в то, зачем нужна музыка вообще, человек для начала должен понять разницу между посещением театра и пением караоке.

- Кто из руководителей других художественных коллективов вас поддерживает на данный момент?

- Это видно из списка тех людей, которые подписали обращение к губернатору. Народный артист России Алeксандр Дмитриев, главный дирижер симфонического оркестра филармонии, дирижер Владимир Альтшулер, заслуженный артист России, весь ученый совет консерватории, который возглавляет ректор Михаил Гантварг, Юрий Темирканов, высказавший в яркой форме свое отношение к произошедшему в средствах массовой информации. Учитывая, что поддержка была не только от руководителей, но и, в основном, от оркестров и театров (например, в Мариинском театре подписи в мою защиту поставили и оркестранты, и хор во главе с главным хормейстером театра, заслуженным деятелем искусств Андреем Петренко, и солисты оперы, среди которых шесть народных артистов), смею думать, что это элита нашей музыкальной общественности.

- И все равно этого оказалось недостаточно, чтобы урегулировать конфликт мирным путем?

- Комитет не хочет идти на компромисс, я не получал никаких предложений по поводу дальнейшего сотрудничества. Разговоры о том, что я остаюсь в оркестре в должности очередного дирижера, несостоятельны, поскольку такой должности не существует в штатном расписании нашего оркестра.

- А вы предпринимали попытки разрешить дело внесудебным путем?

- Разумеется. Поскольку переговоры с главой комитета по культуре Василием Панкратовым зашли в тупик, мне пришлось обратиться к депутатам. Считаю, что их активность может привести к положительным результатам. Кроме того, я знаю, что по запросу депутата Госдумы Валерия Кравченко сейчас идет прокурорская проверка комитета на предмет моего увольнения.

- А со стороны Смольного были какие-то шаги?

- Нет, никто со мной не пытался связаться. А о чем с ними разговаривать? О погоде?

- Что вы планируете делать дальше? Предположим, вам удастся выиграть дело в суде.

- Я не люблю загадывать будущее. Суд - это инстанция, к которой я меньше всего хотел бы прибегнуть. Решение суда может изменить ситуацию, но не изменит образ мысли этих людей, их можно только уволить.

- Вы готовы продолжать работать в статусе простого дирижера?

- Я бы предпочел статус главного дирижера.

Беседовала Мария Смирнова

Подписывайтесь на канал ЗакС.Ру в Дзене , Телеграм , Дзен.Новости
Рейтинг персон в этом материале




Новости20 апреля
Смотреть предыдущие новости →





Главное ↓ 

О редакции Реклама